Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Взаимодействие между несколькими ИП при регистрации общего помещения в качестве парикмахерской

11 апреля 2015 в 23:23
Доброго времени суток. Постараюсь насколько возможно кратко описать ситуацию. 

Было: парикмахерская ООО, много лет существовавшая в одном помещении, имевшая нескольких учредителей. Помещение находилось в их долевой собственности.
Случилось: ООО было закрыто в виду своей убыточности. Каждый учредитель в последствии сам на себя регистрирует ИП (одни как мастера, другие просто арендодатели).
Стало: просто помещение парикмахерской со всем оборудованием, совладельцами которого по-прежнему являются бывшие учредители.

На настоящий момент собственники помещения расставаться со своими долями не хотят, но и кооперироваться друг с другом более необходимого минимума тоже не горят желанием. В итоге поделили рабочие кресла и пытаются наладить сдачу рабочих мест в аренду сторонним мастерам-ИП, как и многие другие парикмахерские. Каждый хочет получать аренду за свою "долю" в виде нескольких конкретных рабочих мест (выделенных на данный момент только по обоюдному согласию, устно – то есть никак физически они выделены быть не могут, отдельных входов нет). 

Проблема в том, как (и нужно ли?) теперь эту конструкцию регистрировать во всяких Роспотребнадзорах, пожарной инспекции и иже с ними. Или же теперь это дело тех, кто арендует и работает по специальности, а не собственников? Дело в том, что у помещения в его бытность ООО все это уже было налажено. Рабочие места отвечают всем стандартам и даже сейчас могли бы выдержать любую проверку. Но как быть с формально-бюрократической реализацией этого вопроса?

Как вообще возможно наладить взаимодействие между несколькими ИП в плане официальной регистрации общего помещения в качестве парикмахерской, а так же разделения ответственности и расходов за содержание нежилого помещения? Например, возможно ли теоретически соорудить некий договор между совладельцами о разделении убытков на содержание, но без разделения прибыли и необходимости вести общую бухгалтерию? Про договор простого товарищества знаю, но он, судя по всему, не подходит из-за вышеобозначенного нюанса.

Буду признательна за любую информацию по теме.
Александр Погребс Главный консультант
13 апреля 2015 в 15:51
Добрый день!
Цитата (Stevia):Например, возможно ли теоретически соорудить некий договор между совладельцами о разделении убытков на содержание, но без разделения прибыли и необходимости вести общую бухгалтерию?
Любой договор (соглашение) "о сотрудничестве" или "о распределении расходов на содержание общего помещения"...
Главное, чтобы он не были договором совместной деятельности или договором простого товарищества.

Успехов!
13 апреля 2015 в 23:04
Цитата (Александр Погребс):Любой договор (соглашение) "о сотрудничестве" или "о распределении расходов на содержание общего помещения"...
Главное, чтобы он не были договором совместной деятельности или договором простого товарищества.
Спасибо большое за ответ!

А "договор о сотрудничестве" - случайно не просто другое/не полное название договора о простом товариществе? Существует ли он вообще на практике в форме, не подразумевающей статуса простого товарищества? Может, я что-то не так понимаю, но гуглится в основном что-то вроде "договор о сотрудничестве и совместной деятельности, который иначе называют договором о простом товариществе". Такой, чтобы без "совместной деятельности", нашелся пока только один пример, и тот между физлицом и ИП, который в итоге все равно предполагал разделение прибыли в процентах.

Допускает ли подобный договор о сотрудничестве без совместной деятельности возможность прописать, что общие только расходы, а прибыль не в проценте от общей суммы, а у каждого своя с оговоренного объекта собственности, с которого она получается? И каждый же сам за себя отчитывается, что он там с нее заработал как ИП?

В принципе, предполагаются только затраты на коммунальные услуги, регистрацию, возможные побочные юридические затраты и т.п. То есть все по этому списку: 
Цитата (информационное письмо Минюстом, МНС и Минэкономики от 18.01.2008 (опубликовано в «ИП», 2008, № 4, стр. 1 вкладыша)):• оказание услуг по сертификации продукции, а также государственной гигиенической регистрации;
• оказание услуг по обслуживанию кассовых суммирующих аппаратов;
• оказание услуг по погрузке, разгрузке, перевозке и транспортной экспедиции;
• предоставление в аренду торговых объектов;
• оказание банковских услуг;
• оказание услуг по статистическому декларированию товаров;
• оказание услуг таможенного агента;
• оказание услуг по уборке, техническому обслуживанию (коммунальные услуги) и (или) охране торговых объектов;
• оказание аудиторских и юридических услуг;
• оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Если я правильно понимаю статью, в которой это письмо упоминалось, это список услуг (как оказание, так и их потребление?), по которым между ИП и ИП возможно сотрудничество без выползания на совсем уж мутные и подозрительные для налоговой территории?
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Ведение бухучета
Специально для бухгалтеров небольших компаний
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы
Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами
Александр Погребс Главный консультант
14 апреля 2015 в 11:01
Добрый день!
Цитата (Stevia):А "договор о сотрудничестве" - случайно не просто другое/не полное название договора о простом товариществе?
Договор определяется не названием, а содержанием.
Как Вы его не назовёте, но если по своей сути Вы в договоре объединяете усилия и средства для достижения цели и, к тому же, распределяете полученный общими усилиями результат, это чистой воды совместная деятельность или простое товарищество.

Если Вы распределяете между собственника бремя содержания этого имущества, то простого товарищества здесь не будет.

Но самое сложное - придумать механизм распределения бремени расходов на содержание...
Ведь, как ни крути, а нужно кого-то ответственным выбрать, чтобы деньги собирал и платил, а потом еще и отчитался перед всеми...
Так что, на мой взгляд, Вы пошли не по тому пути. Сначала нужно определить механизмы распределения бремени обязанностей по содержанию совместного имущества, а уже затем думать над названием договора.

Цитата (Stevia):Допускает ли подобный договор о сотрудничестве без совместной деятельности возможность прописать, что общие только расходы, а прибыль не в проценте от общей суммы, а у каждого своя с оговоренного объекта собственности, с которого она получается? И каждый же сам за себя отчитывается, что он там с нее заработал как ИП?
Без совместной деятельности у Вас может быть только распределение расходов по содержанию общего имущества. Но никогда - прибыли!
Прибыль может образоваться только от разницы доходов и расходов. Доходы могут быть только при совместной деятельности (простом товариществе), как бы Вы договор не назвали.

Цитата (Stevia):В принципе, предполагаются только затраты на коммунальные услуги, регистрацию, возможные побочные юридические затраты и т.п.
Да, но только в том случае, если это - содержание совместного имущества. Но никак не расходы по предпринимательской (коммерческой) деятельности.

Цитата (Stevia):
Цитата (информационное письмо Минюстом, МНС и Минэкономики от 18.01.2008 (опубликовано в «ИП», 2008, № 4, стр. 1 вкладыша)):• оказание услуг по сертификации продукции, а также государственной гигиенической регистрации;
• оказание услуг по обслуживанию кассовых суммирующих аппаратов;
• оказание услуг по погрузке, разгрузке, перевозке и транспортной экспедиции;
• предоставление в аренду торговых объектов;
• оказание банковских услуг;
• оказание услуг по статистическому декларированию товаров;
• оказание услуг таможенного агента;
• оказание услуг по уборке, техническому обслуживанию (коммунальные услуги) и (или) охране торговых объектов;
• оказание аудиторских и юридических услуг;
• оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Если я правильно понимаю статью, в которой это письмо упоминалось, это список услуг (как оказание, так и их потребление?), по которым между ИП и ИП возможно сотрудничество без выползания на совсем уж мутные и подозрительные для налоговой территории?
Я не уверен, что Вы правильно поняли статью, иначе придется признать, что статья либо не о том, либо просто не про то...

Совместное имущество у Вас - помещение.
Единственное из этого списка, что можно отнести к расходам по содержанию совместного имущества, это оказание услуг по уборке, техническому обслуживанию (коммунальные услуги) и (или) охране торговых объектов.
Всё остальное относится к предпринимательской деятельности и объединение (распределение) этих расходов означает объединение усилий по совместному ведению предпринимательской деятельности. А это точный классифицирующий признак простого товарищества.

Так что, возвращаясь к парикмахерской, касса у каждого своя, обслуживание кассы - у каждого свое по отдельному договору с сервисным центром, приобретение косметических средств и расходных материалов для оказания услуг - у каждого ИП свои, бухгалтерское, юридическое и любое другое подобное обслуживание  - у каждого по своему договору. 

Судя по всему, вы пытаетесь создать совместную деятельность, но назвать договор по-другому. Так не получится.

Успехов!
14 апреля 2015 в 12:16
Огромное спасибо за развернутый ответ! Теперь ситуация стала понятнее.

Хорошо, значит, хотя бы распределить расходы на содержание иммущества возможно – и то что-то. 

Там просто такая ситуация... собственницы, пардон, – старушки, пол жизни отработавшие в этой парикмахерской и в конечном итоге выкупившие ее в собственность. При упоминании ведения общей бухгалтерии разбегаются с криком "чур меня") Сотрудничать больше не хотят, т.к. после нескольких лет канители с едва-едва выплывающем в плюс ООО, большая часть прибыли от которой съедал бухгалтер, зарплаты и налоги, наелись этого добра сполна. Но и к помещению питают сентиментальные чувства (учитывая, сколько сил в него было вложено), и поэтому ни продавать долю не хотят, ни толком ее использовать не могут.

В общем, похоже, единственная надежда на нормальную работу - это убедить-таки их продать свои доли. Возможно, безальтернативность ведения общей бухгалтерии в этом немного поможет)
Александр Погребс Главный консультант
14 апреля 2015 в 12:28
Вы, прямо-таки, кидаетесь из крайности в крайность.

Общую бухгалтерию вести и не надо.

По-моему, вполне достойный выход: "старушки-собственницы" сдают парикмахерскую (свою часть) в аренду, получают деньги и только один раз в год им нужно сдать декларацию 3-НДФЛ и заплатить налоги. Во в этом то Вы и можете им помочь, причем с красивым жестом "альтруиста", т.е. бесплатно (достаточно, что они сдали в аренду свою часть помещения). Регистрироваться им ИП при этом совсем не обязательно.
Если кто-то из собственниц хочет сам стричь на своем кусочке, пусть себе стрижет (тогда должна зарегистрироваться ИП) и оплачивает Вам услуги по их личной бухгалтерии. На ЕНВД или на патенте это совсем несложно, а,значит, не дорого.

Другими словами, бухгалтерские , юридические, административные и т.п. укслуги могут оказываться одним и тем же субъектом, только распределять нужно не общие расходы, а каждый должен платить за себя по собственному договору (счету).
По деньгам это вполне может быть то же самое, только ничего "общего" и "совместного" распределять не нужно.

Есть еще вариант передачи помещения (каждый в своей части) в доверительное управление (по "умному" и "иностранному" - траст). Здесь им вообще ничего не надо делать - только периодически получать свою "ренту", т.е. деньги о использования их имущества. 

Хотя, конечно же, проще выкупить у них всё помещение. Но тут ведь и психологические моменты. Выкупив даже за сверхбольшие деньги, всё-равно останешься у них "грабителем". Улыбаюсь

Успехов!
14 апреля 2015 в 12:51
Так они, собственно, и хотят сдавать в аренду свою долю) Правда, они-то собирались ее сдавать не друг-другу, а "по-старинке": молодым парикмахершам и маникюршам (которые сами ИП), готовым арендовать рабочее место (коих от одного до пяти у разных собственниц). Однако же идея сдавать в аренду одному из собственников права пользоваться всем помещением, кажется, никому еще в голову не приходила) Это любопытно...

Тут, наверно, стоит пояснить, каким боком я к этой истории отношусь. Прихожусь я одной из этих собственниц дочерью, и в обозримой перспективе практически неизбежно получу эту долю в дар от матери. Ну и уже сейчас приходится посильно помогать и попутно разбираться в том, что же с этой долей потом делать, и как недопустить окончательного развала парикмахерской.

Идея с доверительным управлением очень ценная, и вновь спасибо Вам)
Александр Погребс Главный консультант
14 апреля 2015 в 13:41
Я думаю, что ответил достаточно подробно на вопрос темы...
Можно уже и к другим темам на форуме внимание уделить Подмигиваю

А Вам "крайний" совет: почитайте побольше литературы, поговорите с людьми, определитесь с возможностями и перспективами и только потом выстраивайте отношения с друг с другом. И совсем в последнюю очередь - оформляйте отношения договором.

Успехов!
Вам и Вашим "собственницам"...
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер