Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Оплата проезда к месту отдыха

26 апреля 2015 в 14:42
Здравствуйте.
Хотелось бы поднять тему, которая часто обсуждается-тема оплаты проезда к месту отдыха в коммерческих организациях.
Можно ли прописать в договоре фиксированную сумму (например, 2 тыс.)компенсации? Ведь в ст.325 ТК РФ прописано, что размер компенсации устанавливается в НПА. Т.е. можно любую сумму указать?
ПомБух  64 210 баллов, г. Челябинск
27 апреля 2015 в 07:46
Здравствуйте.
Цитата (Ася_О):в ст.325 ТК РФ прописано, что размер компенсации устанавливается в НПА. Т.е. можно любую сумму указать?
Можно.
Но не менее суммы фактически понесённых расходов на проезд к месту отдыха и обратно.
Оплата стоимости проезда по территории РФ - минимум, гарантированный ст.325 ТК РФ.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, не подлежат применению (ст.8 ТК РФ).
27 апреля 2015 в 09:28
Спасибо
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Расчет зарплаты
Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы
Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами
olga ls  4 306 баллов
27 апреля 2015 в 23:35
Здравствуйте.
Цитата (ПомБух):Здравствуйте.
Цитата (Ася_О):в ст.325 ТК РФ прописано, что размер компенсации устанавливается в НПА. Т.е. можно любую сумму указать?Можно.
Но не менее суммы фактически понесённых расходов на проезд к месту отдыха и обратно.
Оплата стоимости проезда по территории РФ - минимум, гарантированный ст.325 ТК РФ.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, не подлежат применению (ст.8 ТК РФ).
Хотелось бы возразить. В статье 325 ТК говорится о возмещении затрат не менее фактически понесенных расходов на проезд к месту отдыха и обратно в отношении организаций, финансируемых из федерального бюджета:

"Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска."

Что касается коммерческих организаций, то они упоминаются только в п.8 ст. 325:

"Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами."

То есть в коммерческих организациях действительно можно установить данную компенсацию хоть в две тысячи рублей или в другой сумме, равно как и условия и порядок компенсации расходов - в ЛНА организации, естественно с соблюдением требований законодательства. Работники вправе не согласиться с данными условиями.
Но есть ещё одно НО!

Если в регионе есть действующее трёхстороннее соглашение, подписанное правительством региона,представителями объединений работодателей и работников, в котором прописаны размер, условия и порядок компенсации проезда к месту отдыха и обратно, и это соглашение распространяется на всех работодателей региона, исключая тех, кто отказался от соблюдения данного соглашения в установленные сроки, тогда коммерческая организация не может прописывать в своих ЛНА условия, противоречащие нормативным актам, в том числе соглашениям (ст. 8 ТК), и ухудшающие положение работника.

То есть чтобы определить, что прописать в ЛНА организации по поводу компенсации проезда, нужно руководствоваться тем, что может быть прописано в соглашениях, которые действуют на территории конкретного региона. Тем более там могут рассматриваться не все моменты, касающиеся данной компенсации.
ПомБух  64 210 баллов, г. Челябинск
28 апреля 2015 в 08:40
Здравствуйте.
Цитата (olga ls):Хотелось бы возразить. В статье 325 ТК говорится о возмещении затрат не менее фактически понесенных расходов на проезд к месту отдыха и обратно в отношении организаций, финансируемых из федерального бюджета:
Смысл "возражений" абсолютно непонятен... 

Если внимательно читать ст.325 ТК РФ, то не возможно не заметить, что она устанавливает безусловную обязанность возмещения затрат работников на проезд к месту отдыха и обратно в отношении АБСОЛЮТНО ВСЕХ организаций, расположенных в РКС, а не только финансируемых из федерального бюджета. Разница только в "природе" и "механизме" этих выплат: 

1. Если финансовое обеспечение льготного проезда "бюджетных" работников РКС производится за счёт бюджетных средств, то коммерческие организации обязаны оплачивать своим работникам проезд к месту отдыха и обратно из собственного кормана. Что, конечно же, не может этой категории работодателей сильно "нравиться"  .
2. Если размер и правила оплаты льготного проезда для бюджетных организаций "спускаются сверху", то организации небюджетной сферы аналогичные нормы обязаны предусмотреть в своих локальных нормативных актах или ТД с работниками. НО! и в том и в другом случае должны соблюдаться "правила", изложенные в статьях 1 - 9  ТК РФ:  
- ТК РФ устанавливает МИНИМАЛЬНЫЕ гарантии трудовых прав и свобод граждан,
- органы местного самоуправления и работодатели, принимая те или иные правовые акты, НЕ МОГУТ эти гарантии снизить. В противном случае, применению подлежат нормы, установленные Трудовым Кодексом.

Применительно к рассматриваемому вопросу, это означает, что "коммерческий" работодатель не в праве устанавливать в своём ЛНА размер компенсации ниже гарантированного Государством, т.е. менее фактически понесенных расходов на проезд к месту отдыха и обратно. Этот вывод неоднократно подтверждался решениями судов. Например:
Постановление Конституционного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 2-П,
Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 11 января 2013 г. по делу № 33-124/2013,
Определение Верховного Суда РФ от 5 октября 2012 г. № 53–КГ12–4.

Цитата (olga ls):Но есть ещё одно НО!
....
То есть чтобы определить, что прописать в ЛНА организации по поводу компенсации проезда, нужно руководствоваться тем, что может быть прописано в соглашениях, которые действуют на территории конкретного региона. 
Какое-то странное "ещё одно НО", на самом деле, на "НО" вовсе не похожее...

Безусловно, ЛНА организации не может ухудшать положение работников по сравнению с нормами соглашения, действующего на территории конкретного региона. В силу требований ст.6 ТК РФ, не подлежит сомнению и тот факт, что действующее на территории конкретного региона соглашение НЕ МОЖЕТ содержать норм, ухудшающих положение работников по сравнению с гарантиями, установленными ТК РФ. Из чего автоматически следует, что если ЛНА "коммерческого" работодателя соответствует нормам действующего на территории региона соглашения, то в нём установлен "првильный" размер компенсации проезда к месту отдыха и обратно - не менее фактически понесенных расходов.
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер