Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
Отправляйте налоговую отчетность прямо из 1С!

Модуль Контур.Экстерн для 1С — сданные отчеты доступны и в Экстерне, и в 1С

Попробовать бесплатно

Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Можно ли ИП на УСН не проводить спецоценку условий труда?

Миланка (автор вопроса)  17 баллов, г. Архангельск
19 мая 2015 в 10:29
Форумчане добрый  день!!!
У меня ИП  на  УСН. Волнует вопрос  по спец  оценке условий  труда.
Прочитала  информацию, что до 01 января 2018 года  необходимо пройти спец  оценку  условий  труда, если у  работодателя 
рабочие места, работа на которых осуществляется по профессиям, должностям или специальностям согласно Списку № 1 или Списку № 2 (так называемые вредные и опасные условия труда). Соответственно, люди таких профессий имеют право на досрочную пенсию, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

— Спецоценка не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

А  если у  нас  нет  рабочих мест с профессиями согласно Списка №1 и Списка №2. Моно ли избежать этой  процедуры?
marina792003  0 баллов
19 мая 2015 в 12:46
вы сами ответили на свой вопрос, что   "Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями", а  организации и индивидуальные предприниматели, имеющие сотрудников, с 1 января 2014 года обязаны проводить спецоценку условий труда.
Сероглазая  136 201 балл, г. Московская область
19 мая 2015 в 13:40
Цитата (Миланка):А если у нас нет рабочих мест с профессиями согласно Списка №1 и Списка №2. Моно ли избежать этой процедуры?
Добрый день!

Придется проводить спецоценку.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014)
"О специальной оценке условий труда"

Специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий, с помощью которых выявляются вредные и опасные факторы производства и оценивается их воздействие на организм работника (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Проводить спецоценку условий труда должны все организации, а также  и индивидуальные предприниматели. Никаких исключений  нет.

Работодатель вправе проводить спецоценку «невредных» рабочих мест постепенно вплоть до конца 2018 года (ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ). Если раньше Вы не проводили аттестацию рабочих мест по условиям труда, тогда СОУТ лучше всего провести как можно скорее. Обычно на все мероприятия отводится от 6 месяцев до 1 года.

Цитата:Статья 27. Переходные положения

...
4. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

5. В отношении рабочих мест, указанных в части 7 статьи 9 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда проводится в общем порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах.
6. В отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Специальная оценка проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением надомников, дистанционных работников и тех людей, которые трудятся у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
Как провести специальную оценку условий труда

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Необходимость спецоценки

Организация обязана обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. С этой целью на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатель (за исключением федеральных учреждений) должен тратить не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. К ним, в частности, относится и проведение специальной оценки условий труда . Об этом говорится в статье 212 Трудового кодекса РФ и пункте 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Наглядно порядок проведения специальной оценки представлен на схеме.
Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест, поэтому с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах нужно исключительно в форме специальной оценки, а не аттестации. На это обращает внимание и Минтруд России в письме от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулирует Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно могут регулировать правовые акты о соответствующих службах, в том числе региональные (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Результаты специальной оценки условий труда применяют для:
·        разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями охраны труда;
·        обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
·        осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
·        информирования сотрудников об условиях труда на рабочих местах, существующем риске повреждения их здоровья, мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
·        определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса или подкласса условий труда на рабочем месте;
·        предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда;
·        организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников;
·        расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
·        иных целей, предусмотренных российским законодательством.
Это предусмотрено в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест
Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если сотрудники постоянно работают на охраняемых объектах на территории заказчика. Обособленные подразделения по месту работы сотрудников не создаются
Нужно ли организациям, расположенным в Республике Крым и г. Севастополе, после своей перерегистрации проводить спецоценку условий труда в соответствии с российским законодательством, если до вступления в состав России у них была проведена аттестация рабочих мест по украинскому законодательству

Случаи, когда спецоценка не нужна

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:
·        надомных сотрудников;
·        дистанционных сотрудников;
·        сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. На это указывает и ФСС России в своем письме от 24 апреля 2014 г. № 17-03-14/05-4188.

Участники специальной оценки

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
·        в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;
·        наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей;
·        врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
·        наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Организация, которая осуществляет специальную оценку, исследования и измерения вредных и опасных факторов на рабочих местах сотрудников организации, может проводить их:
·        самостоятельно, если ее испытательная лаборатория (центр) имеет соответствующую аккредитацию;
·        с привлечением по гражданско-правовому договору испытательных лабораторий и центров, аккредитованных в установленном порядке.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению спецоценки, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению оценки установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599.

Следует отметить, что организации, которые ранее были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них аттестатов аккредитации испытательных лабораторий и центров, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. При этом организации, срок действия аттестатов аккредитации которых истекает уже в 2014 году, вправе проводить специальную оценку до 31 декабря 2014 года включительно без учета новых требований к организациям-оценщикам.
Об этом сказано в статьях 19 и 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Кто обязан проводить спецоценку, если работодатель арендует площадь с рабочими местами для сотрудников

Кто может быть экспертом в организации, которая проводит спецоценку

Начало оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель:
·        образует специальную комиссию;
·        утверждает график проведения специальной оценки условий труда.
В общем случае в состав комиссии должны войти:
·        представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специалистов по охране труда, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
·        представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников (при наличии).

Если работодатель отнесен к субъектам малого предпринимательства, то в качестве представителей от работодателя в состав комиссии должны быть включены:

·        руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;
·        другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. При этом если в организации штатный специалист отсутствует, то в комиссию включают представителя организации или эксперта, который осуществляет функции службы охраны труда у данного работодателя по гражданско-правовому договору.
Ограничений по количеству членов комиссии в законодательстве не установлено, при этом их число должно быть нечетным. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом.
В первую очередь комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка, с указанием аналогичных рабочих мест.
Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:
·        профессии или должности одного наименования;
·        выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
·        использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
·        работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
·        использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
·        одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
·        одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.
Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.
Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Что нужно брать в расчет общего числа рабочих мест при проведении спецоценки: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию

Можно ли признать аналогичными рабочие места, созданные в разных подразделениях. Общие характеристики рабочих мест и характер работ совпадают

Как формировать комиссию по проведению специальной оценки, если в организации всего один сотрудник
Порядок проведения оценки

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой, изложенной в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. К некоторым рабочим местам применяют особый порядок проведения оценки. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения спецоценки в таких исключительных случаях Минтруд России пока разрабатывает.

Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством, например, в тех случаях, когда требуется проведение внеплановой проверки. Пятилетний срок исчисляют со дня утверждения отчета о предыдущей оценке. Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При проведении специальной оценки условий труда эксперты организации, которая проводит оценку, сопоставляют и устанавливают совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов.
Исследования и измерения фактических значений вредных и опасных производственных факторов осуществляет испытательная лаборатория (центр), эксперты и иные работники организации, которая проводит специальную оценку условий труда. При этом методы исследований и методики, методы измерений вредных и опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования и измерения, организация, проводящая специальную оценку условий труда, определяет самостоятельно.

Результаты проведенных исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов оформляют протоколами в отношении каждого из этих вредных и опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям и измерениям.
По результатам проведения исследований и измерений эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к классам (подклассам) условий труда.
Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице.
Классы вредности и опасности
Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:
·        1 класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
·        2 класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
·        3 класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
·        4 класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.
В свою очередь в 3 классе вредных условий выделяют следующие подклассы:
·        подкласс 3.1 – вредные условия труда 1 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
·        подкласс 3.2 – вредные условия труда 2 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
·        подкласс 3.3 – вредные условия труда 3 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
·        подкласс 3.4 – вредные условия труда 4 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Об этом говорится в статье 14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет об оценке

Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включает следующую информацию:
·        сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
·        перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах;
·        протоколы проведения исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
·        протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
·        сводную ведомость специальной оценки условий труда;
·        перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась оценка;
·        заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете указывают только следующую информацию:

·        сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
·        перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
·        заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведенной оценке подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.
Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению приведены в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

С результатами проведенной оценки работодатель обязан ознакомить сотрудников, в отношении рабочих мест которых проводилась оценка. Сделать это нужно под подпись и в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В указанный срок не включают периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха работника.

Помимо этого сводную информацию о результатах проведенной оценки нужно разместить на официальном сайте в Интернете. Размещать данные следует с учетом требований законодательства о персональных данных и государственной или иной охраняемой законом тайне. То есть опубликовать требуется не полный отчет, а только сведения в части установленных на рабочих местах классов и подклассов условий труда, а также перечень запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Разместить сведения нужно в течение 30 календарных дней с даты утверждения итогового отчета о результатах оценки.
Такой порядок предусмотрен в статье 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичные разъяснения даны в письме Минтруда России от 21 марта 2014 г. № 15-1/В-298.

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в том числе несогласие сотрудника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия или бездействие организации, которая проводила оценку, рассматривают трудовые инспекции. При этом их решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Работодатель или сотрудник, профсоюз либо иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения спецоценки и в обход трудовой инспекции, сразу направив свои претензии в суд. Также в случае несогласия с результатами спецоценки можно обратиться в Минтруд России для проведения экспертизы качества оценки условий труда.
Об этом сказано в статье 26 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, обязана результаты ее проведения, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых подлежат декларированию, передать в Роструд (ст. 18, п. 3 ст. 28 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Порядок передачи сведений о результатах проведения спецоценки в Роструд утвержден приказом Минтруда России от 3 июля 2014 г. № 436н.

Организация, которая проводила специальную оценку, должна включить в состав передаваемых сведений следующую информацию:
·        реквизиты работодателя;
·        реквизиты организации, которая проводила спецоценку;
·        количество рабочих мест, на которых проведена спецоценка;
·        распределение рабочих мест по классам и подклассам условий труда;
·        индивидуальный номер каждого рабочего места;
·        код профессии сотрудников, занятых на каждом рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
·        страховой номер индивидуального лицевого счета сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;
·        численность сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;
·        класс и подкласс условий труда на каждом рабочем месте;
·        основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости.
Такой порядок приведен в пункте 3 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 июля 2014 г. № 436н.
Сведения о результатах спецоценки организация, которая ее проводила, должна передать в Роструд в течение 10 рабочих дней с даты утверждения отчета. Указанные сведения нужно передать лично на бумажных носителях или в электронном виде через официальный сайт Роструда.
Такие правила установлены в пункте 2 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 июля 2014 г. № 436н.

Нужно ли указывать доплату за работу в ночное время в качестве компенсации в карте спецоценки условий труда

Декларация соответствия

В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, организация подает в трудовую инспекцию по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 1 ст. 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, письмо Минтруда России от 17 сентября 2014 г. № 15-1/В-1157).
Форма и порядок подачи такой декларации утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.
Декларация соответствия состоит из двух частей. Первую часть заполняет работодатель, вторую – территориальный орган Роструда.
Организации в декларации необходимо указать:
·        реквизиты работодателя;
·        реквизиты организации, которая проводила спецоценку;
·        перечень рабочих мест, на которых не выявлены вредные или опасные производственные факторы;
·        дату ее составления.
При этом в декларации необходимо указать полное наименование организации, а также ее фактический адрес в соответствии с уставными документами.

Наименование должности или профессии сотрудников, занятых на декларируемом рабочем месте, а также их численность указывают согласно карте специальной оценки условий труда данного рабочего места.
Индивидуальный номер рабочего места нужно указать в соответствии с первой графой перечня рабочих мест, на которых проводилась спецоценка. При наличии аналогичных декларируемых рабочих мест указывают их порядковые номера с добавлением прописной буквы А в соответствии с данными четвертой графы перечня.
При этом перечень и карта специальной оценки условий труда являются частью отчета о проведении специальной оценки условий труда.

При заполнении строки «Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда» нужно указать фамилию и инициалы эксперта организации, проводившей спецоценку, который выполнил идентификацию потенциально вредных или опасных производственных факторов на декларируемом рабочем месте, а также дату и номер заключения этого эксперта, на основании которого принято решение о декларировании.

Такие разъяснения о порядке заполнения декларации содержит письмо Минтруда России от 23 июня 2014 г. № 15-1/В-724.
Декларацию нужно подписать у руководителя организации и заверить печатью.
Далее направьте ее в местную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.
Передать декларацию можно одним из трех способов:

·        лично принести в инспекцию. При этом при себе уполномоченное лицо должно иметь доверенность на право представления декларации;
·        отправить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
·        отправить в электронном виде через официальный сайт Роструда.
Территориальный орган Роструда может не принять декларацию только в случае ее несоответствия установленной форме. Отказ в принятии декларации по иным основаниям неправомерен.

Такой порядок предусмотрен в пунктах 2–7 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В случае если в период действия декларации с сотрудником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве не по вине третьих лиц или у него выявлено профзаболевание, причиной которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места данная декларация прекращает свое действие и организация должна провести внеплановую специальную оценку условий труда.
Решение о прекращении действия декларации соответствия нормативным требованиям охраны труда принимает трудовая инспекция по местонахождению организации. Запись о таком решении вносят в специальный реестр деклараций не позднее 10 календарных дней с момента наступления несчастного случая на рабочем месте или выявления профзаболевания с учетом вышеназванных условий.
По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев и профзаболеваний срок ее действия считается продленным на следующие пять лет.
Об этом говорится в статьях 11, 18 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и пункте 10 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Нужно ли оформлять декларацию соответствия, если по результатам спецоценки на рабочем месте установлены оптимальные или допустимые условия

Нужно ли проводить спецоценку условий труда по истечении срока действия декларации, если в течение срока ее действия выявлено профзаболевание на тех рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых

Внеплановая оценка

По общему правилу оценку условий труда работодатель проводит один раз в пять лет. Вместе с тем, в законодательстве закреплены ситуации, когда требуется проведение внеплановой оценки. Такую оценку проводят в случаях:
·        ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
·        получения работодателем соответствующего предписания от инспектора по труду в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями законодательства о порядке проведения спецоценки;
изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
·        изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
·        изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
·        произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
·        наличия мотивированных предложений профсоюза или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки.
Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев в том же порядке, что и плановую.

Такой порядок следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Нужно ли проводить внеплановую спецоценку и менять карту оценки условий труда на рабочем месте, если после ее проведения на оцененное рабочее место принят сотрудник другого пола

Государственная экспертиза условий труда

Государственную экспертизу условий труда проводят с целью оценки:
·        качества проведения специальной оценки условий труда;
·        правильности предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
·        фактических условий труда сотрудников.<baEnd />
Государственную экспертизу условий труда проводят Роструд и региональные органы исполнительной власти в области охраны труда.
Порядок проведения экспертизы качества спецоценки утвержден приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.
Основанием для проведения госэкспертизы условий труда являются:
·        заявление сотрудника, профессионального союза, объединения профессиональных союзов и иного представительного органа сотрудников, работодателя, объединения работодателей, органов исполнительной власти;
·        представления трудовых инспекций в рамках проверок за соблюдением требований законодательства о специальной оценке;
·        обращения органов исполнительной власти и ФСС России;
·        обращения иных страховщиков – при экспертизе качества проведения специальной оценки;
·        определения судебных органов.

При этом если заявителем выступает сотрудник, то экспертизу проводят только в отношении условий труда на его рабочем месте.
Это предусмотрено в пунктах 1–4 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.
Региональные органы исполнительной власти в области охраны труда проводят экспертизу качества спецоценки на бесплатной основе, если основанием экспертизы выступают: обращения органов исполнительной власти, судебные определения и представления трудовых инспекций. В остальных случаях экспертизу качества спецоценки проводят на платной основе за счет средств заявителя.
Если в ходе экспертизы возникает необходимость в исследовании и измерении вредных или опасных производственных факторов, то их проводят за счет средств заявителя или органа государственной экспертизы, если заявителем выступает орган исполнительной власти. Если же государственная экспертиза инициирована по представлению трудовой инспекции, то исследования и измерения проводят за счет средств федерального бюджета. Об этом говорится в пунктах 5–6 и 28 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Заявление о проведении госэкспертизы должно содержать следующие сведения:
·        полное наименование заявителя – юридического лица или Ф. И. О. заявителя – физического лица;
·        почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты – при наличии;
·        наименование объекта экспертизы;
·        сведения о ранее проведенных экспертизах условий труда – при наличии таковых;
·        сведения об оплате экспертизы, проводимой на платной основе.

Если экспертиза касается условий труда на рабочем месте, то в заявлении следует также указать: индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии или должности сотрудника, занятого на таком рабочем месте, структурное подразделение работодателя – при наличии такового.
Если объектом экспертизы является качество специальной оценки, то в заявлении нужно дополнительно указать сведения об организации, которая проводила спецоценку.
Если об экспертизе качества спецоценки заявляет работодатель, то к заявлению следует приложить следующие документы:
·        отчет о проведении специальной оценки условий труда;
·        предписания трудовых инспекций об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки.
·        отчет о проведении специальной оценки условий труда;
·        иные документы, содержащие результаты исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов – при наличии;
·        трудовые и коллективные договоры, а также локальные акты, которые содержат обязательства работодателя по соблюдению прав сотрудников на безопасные условия труда и на гарантии за вредные условия труда;
·        положение о системе оплаты труда – при наличии;
·        локальные акты, которые устанавливают условия и объемы предоставляемых гарантий за работу во вредных условиях, в том числе дополнительного отпуска, сокращенного рабочего времени, повышенной оплаты труда;
·        список сотрудников, которые обязаны проходить периодический или предварительный медицинский осмотр;
·        копию заключительного акта о результатах проведенных за последний год периодических медицинских осмотров.
·        отчет о проведении специальной оценки условий труда;
·        иные документы, содержащие результаты исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов – при наличии;
·        трудовые и коллективные договоры, а также локальные акты, которые устанавливают условия труда сотрудников, включая режимы труда и отдыха;
·        предписания должностных лиц государственных инспекций труда и Ростехнадзора и его территориальных органов об устранении нарушений, выявленных в ходе соответствующих проверок.
Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены или направлены заявителем:
·        лично на бумажных носителях;
·        заказным письмом с уведомлением о вручении;
·        в электронном виде через Интернет.

Такие правила предусмотрены в пунктах 11–12 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.
Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы основания для ее проведения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 60 рабочих дней, например, при необходимости получения дополнительной документации и материалов для проведения экспертизы (п. 18 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н).

По результатам экспертизы госэксперт или экспертная комиссия составляют проект заключения госэкспертизы. В зависимости от объекта экспертизы в проекте заключения указывают один из следующих выводов:
·        о качестве проведения специальной оценки условий труда;
·        об обоснованности предоставления или непредоставления, а также объемов предоставляемых гарантий и компенсаций за вредные или опасные условия труда;
·        о соответствии фактических условий труда сотрудников нормативным требованиям охраны труда.
·        выдают на руки заявителю или его полномочному представителю либо направляют заявителю почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
·        направляют в судебный орган или трудовую инспекцию почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Если работодатель не был заявителем проведения экспертизы, то ему направляют копию заключения госэкспертизы. Также копию заключения направляют в организацию, которая проводила спецоценку, если экспертиза касалась оценки ее качества.
Это предусмотрено в пунктах 32, 34–35, 37, 39 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.
Разногласия по вопросам проведения экспертизы рассматривают:

·        Минтруд России, если объектом экспертизы была оценка качества спецоценки;
·        судебные органы или вышестоящий орган власти в досудебном порядке, если объектом экспертизы была оценка фактических условий труда или правильности предоставления гарантий и компенсаций сотрудникам с вредными условиями труда.
Это предусмотрено в пунктах 44–45 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Ответственность

Внимание: нарушение порядка проведения специальной оценки влечет административную ответственность:
– для организации – штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.;
– для должностных лиц организации (в частности, руководителя) – предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

Подать декларацию нужно не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда
 
,

Цитата:DreamTiger  

А так же Вам необходимо будет - 
1.Создать комиссию по проведению СОУТ
2 Сделать перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ
3. Сделать график проведения СОУТ.

Судебная практика пока неоднозначна.
Поэтому - совет. Начните проводить СОУТ как можно раньше.
Миланка (автор вопроса)  17 баллов, г. Архангельск
20 мая 2015 в 09:52
Спасибо большое, теперь хоть что-то стало понятно!!!.
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Ведение бухучета
Специально для бухгалтеров небольших компаний
Купить фискальный накопитель и услуги ОФД
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер