Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
Расчет по страховым взносам сдается до 31 июля

Сдать бесплатно через Контур.Экстерн

31
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Списание автотранспорта в казенном учреждении

26 июня 2015 в 09:47
Здравствуйте! В организации на балансе стоит автомобиль УАЗ 1982 г. выпуска,амортизация начислена в размере 100%.Для списания необходимо заключении специализированной организации? В постоянно действующей комиссии по списанию ОС таких специалистов нет .
Аделия  63 249 баллов, г. Ижевск
26 июня 2015 в 13:47
Здравствуйте.
Цитата:Цитата:Бюджетное учреждение владеет автомобилем. На автомобиль полностью начислена амортизация. Возможно ли его списание?
Обоснование вывода:Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начисление 100% амортизации на транспортное средство, пригодное для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для его списания.
В рассматриваемой ситуации транспортное средство может быть списано с баланса бюджетного учреждения при соблюдении следующих условий:
- комиссией по списанию основных средств принято решение о нецелесообразности его дальнейшего использования, а также о невозможности и неэффективности его восстановления;
- имеется соответствующее решение органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению имуществом, о списании с баланса бюджетного учреждения транспортного средства;
- списание согласовано с главным распорядителем бюджетных средств.
В соответствии со ст. 214, ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, закрепляется за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
При этом бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 298 ГК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации списать с баланса транспортное средство бюджетное учреждение может только при наличии решения органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению имуществом.
Основанием для получения разрешения на списание объекта основных средств прежде всего может служить техническое состояние объекта, не соответствующее требованиям нормативно-технической документации, правилам государственных органов, осуществляющих надзорные функции, а также нецелесообразность его дальнейшего использования.
Порядок списания с учета основных средств в бюджетном учреждении устанавливается:
- Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н);
- ведомственными приказами и инструкциями;
- документами, изданными на уровне субъектов РФ и муниципальных образований (в отношении списания имущества субъектов РФ и муниципального имущества).
Согласно п. 41 Инструкции N 148н начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации.
Списание основных средств производится на основании заключения специальной комиссии, назначенной приказом руководителя. Порядок работы данной комиссии бюджетного учреждения может быть установлен учетной политикой или отдельным приказом руководителя.
В компетенцию комиссии входит:
- осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета;
- установление целесообразности (пригодности) его дальнейшего использования, а также возможности и эффективности его восстановления;
- установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации и т.д.);
- выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
- определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
- контроль за изъятием из списываемых в составе объекта цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад.
В ходе работы комиссией оформляются Акты о списании основных средств в соответствии с п. 22 Инструкции N 148н. Отметим, что для списания с баланса бюджетного учреждения автомобиля применяется Акт о списании автотранспортных средств (форма 0306004).
Для обоснования принятия решения о списании основных средств к актам о списании могут, например, прилагаться следующие документы:
1. Копии инвентарных карточек учета основных средств;
2. Отчеты об оценке рыночной стоимости имущества;
3. Заключения о техническом состоянии, выданные специализированными организациями, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
4. Копии технических паспортов;
5. Выписки из реестров имущества (федерального, субъекта РФ, муниципального);
6. Копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба (при списании основного средства вследствие аварии);
7. Справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия (при списании основных средств, пришедших в негодность в результате стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации);
8. Документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов государства и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).
При отсутствии возражений со стороны главного распорядителя бюджетных средств акт о списании основного средства с прилагаемыми документами, обосновывающими списание, представляются для согласования в орган по управлению имуществом.
Следует отметить, что данный перечень документов является рекомендуемым. Конкретный перечень документов, прилагаемых к акту на списание, утверждается руководителем бюджетного учреждения с учетом требований органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению государственным (муниципальным) имуществом.
Оформленные документы представляются руководителю для принятия решения. В зависимости от установленного нормативным актом порядка списания данного основного средства руководитель может:
- утвердить Акт о списании основных средств;
- представить документы в вышестоящую организацию для принятия решения о списании основного средства уполномоченным руководителем;
- представить документы в вышестоящую организацию для принятия решения о списании основного средства уполномоченным руководителем по согласованию с органом по управлению имуществом.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации транспортное средство может быть списано с баланса бюджетного учреждения при соблюдении следующих условий:
- комиссией по списанию основных средств принято решение о нецелесообразности его дальнейшего использования, а также о невозможности и неэффективности его восстановления;
- имеется соответствующее решение органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению имуществом, о списании с баланса бюджетного учреждения транспортного средства;
- списание согласовано с главным распорядителем бюджетных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
15 октября 2010 г
Старцева Ольга  82 478 баллов, г. Пермь
26 июня 2015 в 17:16
Здравствуйте!
Цитата (М.Зарипова эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» 02.07.2014):Общие нормы по списанию имущества (автомобиля) с учета
В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Положение о списании федерального имущества утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).
В соответствии с п. 3 Положения № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если данное имущество:
непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
Федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание и недвижимого, и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся (п. 4 Положения № 834). Общий Порядок согласования списания федерального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011. На основании этого документа для согласования решения о списании федерального имущества руководитель учреждения должен направить в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого оно находится:
перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;
копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения) – если такая комиссия создается впервые либо в положение или в состав внесены изменения;
копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;
      акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти. Необходимо отметить, что соответствующие силовые структуры ведомственными приказами утверждают для подведомственных учреждений (территориальных органов):
порядок согласования решения о списании имущества;
перечень документов, необходимых для принятия этого решения;
порядок согласования актов о списании.
Например, для территориальных органов МВД действует Приказ МВД РФ от 18.10.2012 № 954, для учреждений в структуре МЧС – приказы МЧС РФ от 20.09.2011 № 524, от 07.02.2013 № 68, для учреждений в структуре ФСИН – Приказ ФСИН РФ от 12.04.2012 № 196. Так, для списания автомобиля с учета в учреждении ФСИН необходимо представить следующий пакет документов:
копию паспорта (формуляра) транспортного средства (при его отсутствии – материалы служебной проверки по факту утраты паспорта (формуляра) транспортного средства, справку о балансовой принадлежности, содержащую все необходимые сведения для идентификации имущества по наименованию, местонахождению, основаниям возникновения права);
технико-экономическое обоснование списания транспортного средства;
семь фотоснимков транспортного средства форматом 9 x 12 см (вид автомобиля спереди, сзади, справа, слева, двигатель, номер шасси (кузова, двигателя)).
 Таким образом, в отношении конкретного федерального казенного учреждения, территориального органа власти действует свой порядок согласования решения о списании федерального имущества, разработанный соответствующим федеральным органом исполнительной власти с учетом отраслевой специфики используемого имущества.
Подготовка к процедуре списания автомобиля с учета
В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в казенном учреждении силовых министерств и ведомств создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию указанного решения. Она наделяется следующими полномочиями (п. 6 Положения № 834):
осмотр автотранспорта, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
принятие решения по вопросу о целесообразности дальнейшего использования автотранспорта, возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от него;
установление причин списания автотранспорта, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и другие причины, которые привели к необходимости списания автомобиля;
подготовка акта о списании и формирование пакета документов в соответствии с перечнем, утверждаемым органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.
Обратите внимание
Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней. Заседание комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее 2/3 членов состава комиссии (п. 7 Положения № 834).
В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе. Если договором, заключенным между учреждением, в котором создана комиссия, и экспертом, участвующим в ее работе, предусмотрена возмездность оказания его услуг, то труд эксперта оплачивается в пределах бюджетных ассигнований, определенных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций федерального казенного учреждения (пп. «а» п. 8 Положения № 834).
Напомним, что решение комиссии учреждения о списании автомобиля оформляется актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004). Заметим, что амортизация, начисленная в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не является основанием для принятия решения об их списании (п. 87 Инструкции № 157н ).
Все подготовленные документы по списанию основного средства (автомобиля) передаются на согласование собственнику имущества до утверждения акта на списание его с учета.
Обратите внимание
Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств до утверждения в установленном порядке решения о его списании (выбытии) и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834).
Отражение операции по списанию автомобиля с учета Пришедший в негодность автомобиль необходимо снять с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации») и утилизировать. Договор на утилизацию должен быть оформлен с использованием процедур, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ .
В силу п. 51 Инструкции № 157н операции по списанию объектов основных средств отражаются по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, установленным законодательством РФ.
В бухгалтерском учете операции по списанию автомобиля нужно отразить следующим образом (п. 10 Инструкции № 162н ):
Дебет счетов 1 104 35 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения», 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счета 1 101 35 410 «Уменьшение стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения»
Запасные части, полученные в результате ликвидации автомобиля и пригодные для дальнейшего использования, принимаются к учету по рыночной стоимости, что отражается записью (п. 23 Инструкции № 162н):
Дебет счета 1 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»
Кредит счета 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Для справки
Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Текущая рыночная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта определяется исходя из цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем (п. 25 Инструкции № 157н).
Аналитический учет полученных материальных ценностей ведется в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041), книге (карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042 (ф. 0504043)).
Пример 1
Казенным учреждением, входящим в структуру МЧС, получено разрешение на списание автомобиля. Первоначальная стоимость основного средства составляет 450 000 руб. Амортизация начислена в размере 100%.
От разборки транспортного средства оприходованы запасные части, узлы и детали на сумму 35 000 руб.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
 Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражено списание автомобиля с бухгалтерского учета1 104 35 410    1 101 35 410     450 000
 Приняты к учету запасные части, полученные в результате ликвидации автомобиля и пригодные для дальнейшего использования1 105 36 3401 401 10 17235 000

Отражение операций по сдаче автомобиля в утиль

Отметим, что любое имущество (в том числе металлолом) может реализовываться казенным учреждением только в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых данные доходы образовались.
Из содержания п. 3 ст. 41 БК РФ следует, что доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной (муниципальной) собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов РФ, являются одним из видов неналоговых доходов бюджетов. Иными словами, средства от реализации имущества, принадлежащего казенному учреждению на праве оперативного управления, независимо от источников его приобретения должны перечисляться в доход соответствующего бюджета.
Что касается исполнения обязанностей плательщика НДС и налога на прибыль, следует обратить внимание на следующие положения НК РФ.
В соответствии со ст. 247 НК РФ казенное учреждение при осуществлении указанных операций является плательщиком налога на прибыль.
Базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой согласно ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ). Доходами от приносящей доход деятельности в силу гл. 25 НК РФ признаются доходы государственных (муниципальных) учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме (ст. 249 НК РФ). Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.
Согласно п. 13 указанной статьи стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств включается в состав внереализационных доходов. Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, принимаются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ). Принимая во внимание вышеизложенное, металлолом, полученный от списания автомобиля и оцененный в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, будет являться для казенного учреждения внереализационным доходом. В силу пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода в виде металлолома при применении метода начисления признается день составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного согласно требованиям бухгалтерского учета.
Выручка от реализации металлолома признается доходом от реализации. На основании пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации товаров и (или) имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от данных операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ. Исходя из этой нормы стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 п. 2 ст. 250 НК РФ.
Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на стоимость данного металлолома, оцененного в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.
Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от обложения НДС. Следовательно, указанные операции, совершаемые казенными учреждениями, обложению НДС не подлежат.
В силу ст. 162 БК РФ казенные учреждения осуществляют принятие и исполнение бюджетных обязательств (в том числе бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Исходя из Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н:
– зачисление денежных средств от реализации металлолома следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ;
– уплату налога на прибыль с доходов от реализации металлолома – по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
На основании Инструкции № 162н операции по реализации металлолома отражаются в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями (Письмо Федерального казначейства от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748):
№ п/п Содержание операции Дебет Кредит
1
 Начисление дохода от сдачи имущества на металлолом1 205 74 5601 401 10 172
2 Поступление средств от сдачи имущества на металлолом в доход бюджета1 210 02 4401 205 74 660
3 Получение лимитов бюджетных обязательств для уплаты налога на прибыль1 501 15 2901 501 13 290
4Начисление сумм налога на прибыль1 401 20 2901 303 03 730
5Принятие бюджетного обязательства по уплате налога на прибыль1 501 13 2901 502 11 290
6Принятие денежного обязательства по уплате налога на прибыль 1 502 11 2901 502 12 290
7 Перечисление сумм налога на прибыль в доход бюджета1 303 03 8301 304 05 290

Пример 2
Казенным учреждением ФСИН в результате разборки автомобиля оприходован металлолом, который впоследствии реализован специализированной организации на сумму 25 000 руб. Средства от реализации металлолома поступили напрямую в доход федерального бюджета. Казенное учреждение является администратором доходов бюджета.
В бухгалтерском учете были сделаны такие бухгалтерские записи:
Содержание операцииДебет КредитСумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости1 105 36 3401 401 10 17225 000
Списан с учета металлолом для последующей реализации1 401 10 1721 105 36 44025 000
Начислен доход от реализации металлолома1 205 74 5601 401 10 17225 000
Поступили в доход бюджета средства от реализации металлолома1 210 02 4401 205 74 66025 000

Отметим, что в рассматриваемом примере налогооблагаемая прибыль от реализации равна нулю, поскольку выручка от реализации металлолома согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе доходов.
На транспортном средстве должен хорошо различаться государственный регистрационный знак, на обороте каждого фотоснимка указываются марка (модель), инвентарный номер, государственный регистрационный знак транспортного средства (прим. автора).
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Ведение бухучета
Специально для бухгалтеров небольших компаний
Купить фискальный накопитель и услуги ОФД
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер