Сдача декларации по налогу на имущество до 30 марта

Сдать бесплатно через Контур.Экстерн

30
 
Сдача декларации по налогу на имущество до 30 марта
Сдать бесплатно 30
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Законность требования по уплате водного налога в 2007-2014 годах

2 июля 2015 в 11:43
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Вопрос экспертам в области налогообложения и налогового права.
Хочу оспорить начисления по водному налогу, приводя аргументы о незаконности водного налога после отмены старого Водного Кодекса РФ (ВК РФ 1995 г.). Насколько обоснованы мои доводы и нет ли в них пробелов?

  Согласно п. 1 ст. 333.8 НК РФ (в ред., действовавшей до 01.01.2015 г.) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК РФ.

Законодательство о налогах и сборах не содержит определения специального и (или) особого водопользования. 
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

В отраслевом законодательстве (водном и законодательстве о недрах), действовавшем в 2007-2014 г.г., не содержится определение понятия специального и (или) особого водопользования. Так, в п. 14 ст. 1 ВК РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ дано определение только понятия «водопользование». Под водопользованием понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц. Понятия «водопользование» и «специальное водопользование», а также «особое водопользование» не являются тождественными.

ВК РФ 1995 г., действовавший до 01.01.2007 г.,  под особым водопользованием понимал использование находящихся в федеральной собственности водных объектов, предоставленных по решению Правительства РФ, для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд (ст. 87).

Специальное водопользование определялось ВК РФ 1995 г. (ст. 86) как использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств; при этом виды специального водопользования подлежали определению в перечне, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

Данный перечень был утвержден приказами Минприроды РФ от 23.10.1998 N 232 "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами" (действовал до 24.06.2005 г.) и от 23.03.2005 N 70 "Об утверждении перечня видов специального водопользования" (действовал с 25.06.2005 г.). Однако приказом Минприроды РФ от 19.07.2009 г. № 157 (вступил в силу 30.07.2009 г.) названный приказ № 70 был отменен.

ВК РФ 2006 г. (ст. 11) исключил деление водопользования на общее, специальное и особое.

Таким образом, на сегодняшний день ни один нормативно-правовой акт не содержит понятия "специальное водопользование", кроме НК РФ, не дающего расшифровки значения этого понятия. 
В лицензиях, выдаваемых организациям, также не указывается характер водопользования.

КС РФ высказывался, что налог может считаться законно установленным, только если он установлен законом, который в силу его определенности, стабильности и особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные о его налоговой обязанности (Постановления от 08.10.1997 N 13-П, от 11.11.1997 N 16-П и от 27.05.2003 N 9-П). При этом необходимо ясное и непротиворечивое урегулирование законом всех существенных элементов налогообложения, к которым п. 1 ст. 17 НК РФ относит и такой элемент, как "налогоплательщик".

Налоги, в соответствии с правовой позицией КС РФ, могут считаться законно установленными лишь при условии, что в законе четко определены объекты налогообложения, налогооблагаемая база, суммы налоговых платежей, категории налогоплательщиков  и иные существенные элементы налоговых обязательств, и только при соблюдении указанного условия на налогоплательщика может быть возложена закрепленная статьей 57 Конституции РФ обязанность и, следовательно, ответственность за их неисполнение. В силу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19, ч. 1 Конституции РФ) запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными. Неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым – нарушения принципа равенства, а также принципа верховенства закона  (п.п. 3 и 4  постановления КС РФ от 27.05.2003 г. № 9-П).

В пункте 5 постановления КС РФ от 08.10.1997 г. № 13-П определено, что законодательные органы в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы должны обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными. Неопределенность норм в законах о налогах может привести к не согласующемуся с принципом правового государства (ст. 1, ч. 1 Конституции РФ) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства прав граждан перед законом (ст. 19, ч. 1 Конституции РФ).
   
Кроме того, законодатель федеральным законом от 24.11.2014 г. № 366-ФЗ внес изменения в п. 1 ст. 333.8 НК РФ, устранив правовую неопределенность в понятии налогоплательщика водного налога, тем самым признав существование данной неопределенности.
С 01.01.2015 г. п. 1 ст. 333.8 НК РФ изложен в следующей редакции: «Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.».
Александр Погребс Главный консультант
3 июля 2015 в 13:23
Добрый день!

На мой взгляд, вполне логично.

С этим можно идти в суд...

Вот только уверен, что с другой стороны точно можно выстроить такую же, если не более логичную правовую позицию.
И чью сторону займет суд, не знаю.
Вполне возможно, что он учтет "государственный интерес"...
И я, честно говоря, в данном случае его не осуждал бы.

Чисто по своим "чистоплюйским соображениям" обсуждать данную тему не имею ни малейшего желания. 

Успехов!
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Расчет зарплаты
Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы
Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер