Переход на электронные трудовые книжки Работодатели обязаны уведомить работников о переходе до 31 октября Заполнить уведомления
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Укажите адрес электронный почты, который вы использовали для регистрации
Восстановить Вернуться
Инструкция отправлена
buhgalter1207

Отпуск по уходу за ребенком у нескольких работодателей

Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, расчитать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Сотрудница ушла в отпуск по уходу за ребенком 04.03.2010г. 1,5 года ребенку исполняется 16.06.2011г. Сотрудница кроме нас работает еще у одного работодателя (и работала там на момент ухода в отпуск по уходу), а также до 20.07.2010г работала у третьего работодателя. Заработную плату каких работодателей мы можем учесть при расчете пособия по уходу за ребенком с 01.01.2011г?
Спасибо!
ОтветитьНовый вопрос. . .
Nataly S 265 213  баллов
18 мая 2011 в 01:34
Здравствуйте!
Цитата (buhgalter1207):Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, расчитать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Сотрудница ушла в отпуск по уходу за ребенком 04.03.2010г. 1,5 года ребенку исполняется 16.06.2011г. Сотрудница кроме нас работает еще у одного работодателя (и работала там на момент ухода в отпуск по уходу), а также до 20.07.2010г работала у третьего работодателя. Заработную плату каких работодателей мы можем учесть при расчете пособия по уходу за ребенком с 01.01.2011г?
Спасибо!

Пособие по БиР может быть получено у нескольких работодателей. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет можно получить только у одного работодателя (по выбору сотрудницы) исходя из заработка только у этого работодателя.
Бухгалтерия
Взносы для малого бизнеса снижены
Рассчитать страховые взносы по новым правилам
Галина Колмакова 180 022  балла, г. Тюмень
18 мая 2011 в 06:32
Цитата (Nataly S):Здравствуйте!
Цитата (buhgalter1207):Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, расчитать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Сотрудница ушла в отпуск по уходу за ребенком 04.03.2010г. 1,5 года ребенку исполняется 16.06.2011г. Сотрудница кроме нас работает еще у одного работодателя (и работала там на момент ухода в отпуск по уходу), а также до 20.07.2010г работала у третьего работодателя. Заработную плату каких работодателей мы можем учесть при расчете пособия по уходу за ребенком с 01.01.2011г?
Спасибо!

Пособие по БиР может быть получено у нескольких работодателей. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет можно получить только у одного работодателя (по выбору сотрудницы) исходя из заработка только у этого работодателя.

Почему же. Если будут делать расчет по правилам 2011 года то можно принести справки о з/плате за 2 года от всех работодателей
ЛюдмилаП 23 732  балла
18 мая 2011 в 10:41
Цитата (Галина Колмакова):Почему же. Если будут делать расчет по правилам 2011 года то можно принести справки о з/плате за 2 года от всех работодателей

Принести могут, а в расчет пособия их брать нельзя. Пособия по уходу до 1.5 лет и по правилам 2011 г.
назначаются по выбору застрахованного только у одного работодателя из з/платы у этого страхователя, ст.13 255-ФЗ, п.19 ПП 375.
Nataly S 265 213  баллов
18 мая 2011 в 10:48
Статья 13 закона 255-ФЗ прописана не совсем понятно.
В пункте 2 сказано, что в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособие по уходу за ребенком выплачивается "по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка.... за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего пособие".
В пункте 2.1. сказано, что в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей, пособие по уходу за ребенком выплачивается "по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица". Про заработок - ничего.
В пункте 2.2, где речь идет о пособиях в случае, когда застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей, пособие по уходу не упоминается вообще.
Поэтому не все так просто.
ЛюдмилаП 23 732  балла
18 мая 2011 в 11:37
Цитата (Nataly S):Поэтому не все так просто.

Вы полагаете что если один человек 2009 и 2010 г. постоянно работал у одних и тех же работодателей, а второй в течение этих лет сменил одного из работодателей, то первому назначат пособие только по з/плате на одном месте работы (потому что это п.2 ст.13), а второму по з/плате со всех мест работы (потому что это п.2.1 ст.13)? Не могли законодатели заложить такую дискриминацию в ст.13, хотя, согласна, формулировка п.2 в этом смысле вызывает недоумение. Тем не менее юристы наших филиалов ФСС по данному вопросу непреклонны: никаких справок от других работодателей для пособий до 1.5 лет.
Бухгалтерия
Взносы для малого бизнеса снижены
Рассчитать страховые взносы по новым правилам
Nataly S 265 213  баллов
18 мая 2011 в 11:50
Цитата (ЛюдмилаП):
Цитата (Nataly S):Поэтому не все так просто.

Вы полагаете что если один человек 2009 и 2010 г. постоянно работал у одних и тех же работодателей, а второй в течение этих лет сменил одного из работодателей, то первому назначат пособие только по з/плате на одном месте работы (потому что это п.2 ст.13), а второму по з/плате со всех мест работы (потому что это п.2.1 ст.13)? Не могли законодатели заложить такую дискриминацию в ст.13, хотя, согласна, формулировка п.2 в этом смысле вызывает недоумение. Тем не менее юристы наших филиалов ФСС по данному вопросу непреклонны: никаких справок от других работодателей для пособий до 1.5 лет.

Дело не в дискриминации. Свое мнение я написала выше:
Цитата:Пособие по БиР может быть получено у нескольких работодателей. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет можно получить только у одного работодателя (по выбору сотрудницы) исходя из заработка только у этого работодателя.

Просто наши законодатели поступили как всегда - все извилины заплели. О смысле надо догадываться. Могли бы варианты для больничных - в пунктах 2, 2.1 и 2.2, а для пособий по уходу сделать отдельный пункт в 2-3 строчки, и всем все было бы понятно.
buhgalter1207 (автор вопроса) 246  баллов, г. Екатеринбург
18 мая 2011 в 22:58
Спасибо за ответы. Но, честно говоря, я не поняла, почему никаких справок от других работодателей для пособий до 1.5 лет ФСС не принимает.
Nataly S 265 213  баллов
19 мая 2011 в 00:58
Цитата (buhgalter1207):Спасибо за ответы. Но, честно говоря, я не поняла, почему никаких справок от других работодателей для пособий до 1.5 лет ФСС не принимает.

А чего тут понимать - такое законодательство для мамочек.
А почему такое законодательство? Это уже другой вопрос.
Расчетчик Консультант
20 мая 2011 в 14:02
Цитата (ЛюдмилаП):Вы полагаете что если один человек 2009 и 2010 г. постоянно работал у одних и тех же работодателей, ....

Так полагает не только Галина Колмакова, но и я ;) И неоднократно об этом говорил на всех семинарах, форумах, презентациях.
Работникам постоянно работающим в одних и тех же нескольких организациях в течении текущего и двух предыдущих лет выгодно (с точки зрения оплаты пособия до 1.5 лет) уволиться из одной из организации.
Цитата (ЛюдмилаП):Не могли законодатели заложить такую дискриминацию в ст.13

Какая-то необоснованная уверенность, особенно после полученных вами ответов от ФСС по поводу применения коэффициента неполного времени и районного коэффициента ;)

Цитата (ЛюдмилаП):Тем не менее юристы наших филиалов ФСС по данному вопросу непреклонны: никаких справок от других работодателей для пособий до 1.5 лет

Ну как бы юристам юристово (юристы вашего ФСС много чего вам наотвечали ;) ), а законы надо соблюдать.
Закон же по этой ситуации читается абсолютно однозначно.

Таким образом для пособия до 1.5 лет, в некоторых ситуациях мы можем приносить справки с других мест, а в некоторых - нет.
Бухгалтерия
Взносы для малого бизнеса снижены
Рассчитать страховые взносы по новым правилам
ЛюдмилаП 23 732  балла
23 мая 2011 в 12:20
Цитата (Расчетчик):Так полагает не только Галина Колмакова, но и я ;) И неоднократно об этом говорил на всех семинарах, форумах, презентациях.
Работникам постоянно работающим в одних и тех же нескольких организациях в течении текущего и двух предыдущих лет выгодно (с точки зрения оплаты пособия до 1.5 лет) уволиться из одной из организации.

Я отвечала на вопрос по конкретной ситуации, в которой

Цитата (buhgalter1207): Сотрудница кроме нас работает еще у одного работодателя (и работала там на момент ухода в отпуск по уходу)

нет ни слова об увольнении у другого работодателя, это чисто п.2 ст.13 255-ФЗ, в котором особо оговорен расчет
пособия до 1.5 лет только у одного работодателя и только по з/плате у этого работодателя.

Цитата (Расчетчик):Какая-то необоснованная уверенность, особенно после полученных вами ответов от ФСС по поводу применения коэффициента неполного времени и районного коэффициента ;)

Особой уверенности я не высказывала, всего лишь предположение, основанное как раз на опыте общения с ФСС, что если в п.2.1 не прописан расчет пособий до 1.5 лет только у одного работодателя, как в п.2, то вряд ли в ФСС будут трактовать это как возможность расчета пособия по данным от всех работодателей.

Цитата (Расчетчик): а законы надо соблюдать.
Закон же по этой ситуации читается абсолютно однозначно.

Таким образом для пособия до 1.5 лет, в некоторых ситуациях мы можем приносить справки с других мест, а в некоторых - нет.

Я полагала, что в теме обсуждается ситуация "на момент страхового случая работает у двух работодателей" и отвечала только в рамках пп.2,2.1 и 2.2 ст.13 255-ФЗ. Но даже если на момент страхового случая женщина будет работать у одного работодателя (уволится у других), я не очень уверена, что ФСС примет к зачету расчет по данным всех работодателей по пересекающимся периодам 2009, 2010 г. Чем будет подверждаться в этом случае факт работы только у одного работодателя, при том, что нет обязанности работу по совместительству отражать в трудовой книжке? По-моему это очень смутный момент в 255-ФЗ, и лучше заручиться письменным ответом ФСС, прежде чем принимать справки от других работодателей для расчета пособий до 1.5 лет.
Расчетчик Консультант
23 мая 2011 в 12:36
Цитата (ЛюдмилаП):Я отвечала на вопрос по конкретной ситуации, в которой

Цитата (buhgalter1207):а также до 20.07.2010г работала у третьего работодателя

То есть эта ситуация в чистом виде часть 2.2 статьи 13.
Надо работнице совсем не дружить с головой, чтобы находясь в рамках части 2.2. выбрать расчет по части 2, вместо части 2.1
Поэтому в нашей ситуации даже об увольнении говорить не надо. Достаточно на законных основаниях выбрать расчет в соответствии с частью 2.1 статьи 13.

Цитата (ЛюдмилаП):что если в п.2.1 не прописан расчет пособий до 1.5 лет только у одного работодателя, как в п.2, то вряд ли в ФСС будут трактовать это как возможность расчета пособия по данным от всех работодателей.

Любому судье будет очевидно, что раз никаких особенностей для пособий до 1.5 лет в п.2.1 нет, то расчет ведется на общих основаниях (с остальными пособиями) в соответствии со статьей 14.

Сегодня уже отвечал на аналогичный вопрос в соседней теме
Цитата (Расчетчик):
Наша ситуация подпадает под действие части 2.2 статьи 13 и, очевидно, что в интересах работницы выбирать "работодателей" в соответствии с частью 2.1 статьи 13:
2.1. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

В этой части никакого особого порядка для пособий до 1.5 лет нет. Расчет среднего идет на общих основаниях в соответствии со статьей 14:
Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).


Цитата (ЛюдмилаП):Чем будет подверждаться в этом случае факт работы только у одного работодателя

Этого не требуется в нашем случае.
ЛюдмилаП 23 732  балла
23 мая 2011 в 13:16
Цитата (Расчетчик):То есть эта ситуация в чистом виде часть 2.2 статьи 13.
Надо работнице совсем не дружить с головой, чтобы находясь в рамках части 2.2. выбрать расчет по части 2, вместо части 2.1
Поэтому в нашей ситуации даже об увольнении говорить не надо. Достаточно на законных основаниях выбрать расчет в соответствии с частью 2.1 статьи 13.

А разве ч.2.2 дает право выбора для пособий до 1.5 лет? В ней только про нетрудоспособность и БиР сказано, что для меня является косвенным подтверждением неизменности с 2011 г. принципа прошлых лет: "пособие до 1.5 лет - по одному месту работы":

2.2. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Цитата (Расчетчик):Любому судье будет очевидно, что раз никаких особенностей для пособий до 1.5 лет в п.2.1 нет, то расчет ведется на общих основаниях (с остальными пособиями) в соответствии со статьей 14.

Вот и я полагаю, что, расчитав пособие до 1.5 лет по данным нескольких работодателей, законность такого расчета для ФСС придется доказывать в суде. И исход дела для меня здесь не столь однозначен.
Расчетчик Консультант
23 мая 2011 в 13:47
Цитата (ЛюдмилаП):В ней только про нетрудоспособность и БиР сказано

Человек попадает по действие части 2.2. (по ситуации с работодателями) Но у него пособие до 1.5 лет.
Вопрос: какой частью пользоваться? 2? 2.1? 2.2?
Методом исключения: часть 2 отбрасываем, т.к. условия части 2 нам не подходят по ситуации с работодателями. Часть 2.1. исключаем на том же основании. Часть 2.2. по ситуации с работодателями подходит но не подходит по пособиям. Что вообще платить не будем?
При таком написании закона я склонен пользоваться либо частью 2.1. либо частью 2.2.

Цитата (ЛюдмилаП):что для меня является косвенным подтверждением неизменности с 2011 г. принципа прошлых лет: "пособие до 1.5 лет - по одному месту работы":

А мы этот принцип и не оспариваем. Пособие до 1.5 лет действительно должно оплачиваться по одному месту работы. Объяснение этому не просто простое, а очень простое - у пособия до 1.5 лет есть "минимум" который обязаны выплатить. Поэтому нельзя разрешить оплату по всем местам работы, чтобы не довести ситуацию до абсурда, когда кому-то выплатят 100 минимальных размеров пособия (т.к. он устроился на 100 мест работы). А вот причин не учитывать средний заработок других мест работы нет абсолютно никаких. Ссылаться на опыт прошлых лет, в данном случае неуместно, т.к. по опыту прошлых лет мы никогда не учитывали доход других мест работы для расчета среднего.

Цитата (Расчетчик):законность такого расчета для ФСС придется доказывать в суде

По-моему работодателям уже к этому не привыкать.
В данной ситуации 99% что ФСС проиграет.
В нашу пользу играет статья 14, часть 1, которую вы почему-то игнорируете, но в которой черным по белому написано, что средний заработок для пособия до 1.5 лет учитывается с учетом заработка по всем местам работы, за исключением ситуации части 2 статьи 13.
Бухгалтерия
Взносы для малого бизнеса снижены
Рассчитать страховые взносы по новым правилам
ЛюдмилаП 23 732  балла
23 мая 2011 в 15:36
Цитата (Расчетчик):В данной ситуации 99% что ФСС проиграет.
В нашу пользу играет статья 14, часть 1, которую вы почему-то игнорируете, но в которой черным по белому написано, что средний заработок для пособия до 1.5 лет учитывается с учетом заработка по всем местам работы, за исключением ситуации части 2 статьи 13.

Да я не игнорирую, а, может быть, излишне перестраховываюсь. Все-таки сомнительно, что если застрахованный X в 2009,2010 г. работал только в организациях A и B (з/плата 240 000 и 120 000 соответственно), а застрахованный Y работал в А, В и С (с з/платами 240 000, 120 000, 40 000, из С уволился), то по законодательству первому должно быть расчитано пособие из 240 000, а второму из 400 000. Я конечно уже знаю, что искать логичности в нашем законодательстве не следует, но и то, что ФСС в этой не очень ясной ситуации примет выгодную для себя трактовку, тоже знаю.

Цитата (Расчетчик):По-моему работодателям уже к этому не привыкать.

Мы ни разу не судились по поводу невозмещений. У нас на предприятии установка: выплачивать пособие при
100% гарантии принятия к зачету со стороны ФСС, поэтому я и пишу письменные запросы в ФСС по всем сомнительным для себя вопросам.
Расчетчик Консультант
23 мая 2011 в 16:08
Цитата (ЛюдмилаП):Все-таки сомнительно, что если застрахованный X в 2009,2010 г. работал только в организациях A и B (з/плата 240 000 и 120 000 соответственно), а застрахованный Y работал в А, В и С (с з/платами 240 000, 120 000, 40 000, из С уволился), то по законодательству первому должно быть расчитано пособие из 240 000, а второму из 400 000

Для полноты картины надо добавить еще работником Z, который работал в 2009-2010 в организациях А и B (з/плата 240 000 и 120 000 соответственно), а с 2011 только в организации С.
То что он получит оплату исходя из 360 000 не будет таким сомнительным? А почему? Почему в этом случае ФСС не настоять на том, чтобы выбрали для расчета среднего либо доход организации А, либо доход организации B?

Еще для пущей выразительности надо рассматривать двух работников.
Один работник работал в A,B и С в 2009-2010, причем в С работает с 31.12.2010, а из А и B уволился 31.12.2010.
Другой работник так же уволился из A и B 31.12.2010 но принят на работу в С с 01.01.2011.
Чем ситуация второго работника лучше ситуации, первого, что ему позволительно использовать доход А и В, а первому - только С?

Повторюсь, весь этот кавардак, от тупизны составителей закона.
Вся эта катавасия с тремя разными случаями оплаты пособий не стоит и выеденного яйца. Попытка заблудится в трех соснах, которая окончилась вполне успешно, т.к. ни застрахованное лицо, ни бухгалтер толком не могут разобраться в этих трех случаях.
Реальных экономических причин (т.е. что бюджету ФСС от этого действительно большая выгода) не видно.
Надо было все 3 пункта объединить в один:
По выбору застрахованного пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, оплачивается либо каждым страхователем, в котором застрахованное лицо работает на момент начала страхового случая с учетом доходов только этого страхователя, либо одним из страхователей по выбору застрахованного с учетом доходов всех страхователей. Пособие до 1.5 лет всегда начисляется и выплачивается одним из страхователей по выбору застрахованного с учетом доходов всех страхователей.
И практически никаких сложностей ни с пониманием кто и как оплачивает, ни с расчетом самой оплаты, ни с "мухлежем" застрахованных.
Nataly S 265 213  баллов
23 мая 2011 в 17:45
Цитата (Расчетчик):
Повторюсь, весь этот кавардак, от тупизны составителей закона.
Вся эта катавасия с тремя разными случаями оплаты пособий не стоит и выеденного яйца. Попытка заблудится в трех соснах, которая окончилась вполне успешно, т.к. ни застрахованное лицо, ни бухгалтер толком не могут разобраться в этих трех случаях.
Реальных экономических причин (т.е. что бюджету ФСС от этого действительно большая выгода) не видно.
Надо было все 3 пункта объединить в один:
По выбору застрахованного пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, оплачивается либо каждым страхователем, в котором застрахованное лицо работает на момент начала страхового случая с учетом доходов только этого страхователя, либо одним из страхователей по выбору застрахованного с учетом доходов всех страхователей. Пособие до 1.5 лет всегда начисляется и выплачивается одним из страхователей по выбору застрахованного с учетом доходов всех страхователей.
И практически никаких сложностей ни с пониманием кто и как оплачивает, ни с расчетом самой оплаты, ни с "мухлежем" застрахованных.

Кто ясно мыслит - ясно излагает!
Браво, Вячеслав!
buhgalter1207 (автор вопроса) 246  баллов, г. Екатеринбург
23 мая 2011 в 21:59
Уважаемый Вячеслав! Огромное спасибо за такое внимание к моему вопросу. Действительно, ощущение, что законодатели просто хотели всех запутать, какое-то бессмысленное разделение аналогичных ситуаций на абсолютно разные. То есть мне нужно взять с сотрудницы справки от двух других работодателей и пересчитать пособие с 2011г с учетом зарплаты по всем местам работы?
Бухгалтерия
Взносы для малого бизнеса снижены
Рассчитать страховые взносы по новым правилам
Ефимов Павел 104 411  баллов, г. Ивантеевка-2
23 мая 2011 в 22:05
Посчитайте пособие по правилам 2010. Если минимальное, то считаем далее из него.

далее /0.4/30.4*730
получим сумму дохода, при которой по новым правилам получится та же сумма.

И говорите: если принесёте справки с других мест ... за любые 2 года 2008,2009,2010 (последний год - спорный!), и сумма заработка окажется выше, то пересчитаем с 1 января и доплатим.
Расчетчик Консультант
24 мая 2011 в 13:17
Цитата (buhgalter1207):То есть мне нужно взять с сотрудницы справки от двух других работодателей и пересчитать пособие с 2011г с учетом зарплаты по всем местам работы?

Ну с учетом всего вышесказанного моими коллегами, Вам при этом надо быть готовым к тому, что "баба яга (ФСС) будет против".
Поэтому, в первую очередь, я бы рассмотрел возможность расчета по старым правилам. И сравнил этот расчет с новыми правилами с учетом доходов со всех мест работы. Если разница невелика, то остановился бы на расчете "по-старому".
Если разница велика, и расчет по-новому с учетом всех мест работы дает существенно больший результат, то имеет смысл "закинуть удочку" в свой ФСС с этим вопросом (хотя ответ 100% предсказуем). Дальнейшие ваши действия зависят от того, готовы вы отстаивать интересы работницы перед ФСС или проще сделать как просит ФСС.