Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Договор беспроцентного займа между двумя юридическими лицами на крупную сумму

Старцева Ольга (автор вопроса)  72 820 баллов, г. Пермь
18 сентября 2015 в 13:18
Добрый день!
Не уверенна, что правильно раздел для вопроса выбрала, если ошиблась - прошу прощения.
Прошу помощи.
Есть договор беспроцентного займа между 2-мя юрлицами на крупную сумму (5 млн.руб.). Учредители и гендиректоры в ед.числе в компаниях между собой отец и сын. Банк запрашивает такой договор, мы всегда предоставляли, но сумма меньше была, и компании другие были. Все расчеты через р/с.
Где-то видела, что такие сделки свыше 600т.р. контролируются... Это чем-то грозит организациям? Или просто банк сведения в налоговую предоставить и все?
Спасибо.
Александра Овчинникова  8 003 балла, г. Ярославль
18 сентября 2015 в 14:32
53 балла Добавить баллы
Цитата (Старцева Ольга):Добрый день!
Не уверенна, что правильно раздел для вопроса выбрала, если ошиблась - прошу прощения.
Прошу помощи.
Есть договор беспроцентного займа между 2-мя юрлицами на крупную сумму (5 млн.руб.). Учредители и гендиректоры в ед.числе в компаниях между собой отец и сын. Банк запрашивает такой договор, мы всегда предоставляли, но сумма меньше была, и компании другие были. Все расчеты через р/с.
Где-то видела, что такие сделки свыше 600т.р. контролируются... Это чем-то грозит организациям? Или просто банк сведения в налоговую предоставить и все?
Спасибо.
Добрый день!

Эта сделка может и является сделкой между взаимозависимыми лицами, но контролируемой она врятли будет. Так как суммовой критерий по сделке не соответствует ст. 105.14 НК РФ. Хотя если в год совершалось несколько сделок между ними, то необходимо определить общую сумму дохода по сделкам за год, она не должна превышать сумму критериев указанных в ст.105.14 НК РФ. Также необходимо учитывать другие критерии данной статьи.
Цитата (ст. 105.14 НК РФ ):Статья 105.14. Контролируемые сделки
2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;
2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 настоящего Кодекса, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;
5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ)
6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;
любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;
(пп. 6 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)
7) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 настоящего Кодекса.
(пп. 7 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ)
3. Сделки, предусмотренные подпунктами 2, 4 - 7 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.
(в ред. Федерального закона от 30.09.2013 N 268-ФЗ)
Сделки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.
Старцева Ольга (автор вопроса)  72 820 баллов, г. Пермь
18 сентября 2015 в 14:48
Добрый день!
Цитата (Александра Овчинникова):Эта сделка может и является сделкой между взаимозависимыми лицами, но контролируемой она врятли будет. Так как суммовой критерий по сделке не соответствует ст. 105.14 НК РФ. Хотя если в год совершалось несколько сделок между ними, то необходимо определить общую сумму дохода по сделкам за год, она не должна превышать сумму критериев указанных в ст.105.14 НК РФ. Также необходимо учитывать другие критерии данной статьи.
Спасибо.
Нипод один из кретериев мы не попадаем. Договор один, но в его рамках перечисляются и возвращаются разные суммы (в пределах 5 млн.руб). Конечно такая сумма не переводилась никогда, мах 200тыс.руб., просто в условиях договора сумма долга не может превышать 5 млн.руб.
Я так поняла, что все в порядке на счет контролируемости.
Из статьи я поняла, что хоть лица и взаимозависимые - сделака неконтролируемая. А другие риски есть в плане взаимозависимости по такому договору?
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Ведение бухучета
Специально для бухгалтеров небольших компаний
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы
Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами
Бесценная  55 231 балл, г. Москва
18 сентября 2015 в 15:04
https://www.buhonline.ru/pub/press/2015/6/9925
Нашла вот какую информацию:
Согласно п. 9 ст. 105.14 НК РФ при определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей указанной статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений гл. 14.2, 14.3 НК РФ. Отсутствие дохода у лица, выдавшего беспроцентный заем или поручительство, не является препятствием для осуществления налогового контроля.
Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа относятся к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю (Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (в ред. от 08.11.2011) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Контроль обязателен, если сумма совершения таких сделок равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее.
Таким образом, сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами или выдаче поручительства в обеспечение исполнения обязательств его в случаях, предусмотренных НК РФ, могут признаваться контролируемыми, а в некоторых случаях таковыми являются согласно российскому законодательству.
  Е. Б. Нестерова, ведущий юрист
Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» №11 2012.

А Вы уверены,что беспроцентный займ между двумя ООО лучше сделать бес%?может стоит установить минимальный %?а то и так пристальное внимание к этому договору и суммам будет...
Как говорится, заплати налоги и спи спокойно)))
Старцева Ольга (автор вопроса)  72 820 баллов, г. Пермь
18 сентября 2015 в 15:10
Добрый день!
Цитата (Бесценная):Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа относятся к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю (Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (в ред. от 08.11.2011) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Контроль обязателен, если сумма совершения таких сделок равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее.
Я вот об этом и думала... Значит попадает такая сделка под контролируемую?
Бесценная  55 231 балл, г. Москва
18 сентября 2015 в 15:14
Цитата (Старцева Ольга):Значит попадает такая сделка под контролируемую?
то что контроль Росфинмониторинга обеспечен-это факт

почитайте ещё здесь https://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=101250 

Ольга,посмотрите что нашла ещё (в "солидности" СМИ не уверена):
Цитата (dokipedia.ru):Беспроцентный займ, налоговые риски.
По договору займа одна сторона [(заимодавец)] передает в собственность другой стороне [(заемщику)] деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег [(сумму займа)] или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. Если в договоре займа денег между юридическими лицами не предусмотрено прямо, что он беспроцентный, такой договор является процентным.
Российское гражданское законодательство не устанавливает запретов на заключение хозяйствующими субъектами договоров беспроцентного займа, о чем должно быть прямо указано в договоре.
При условии, что в договоре займа будет прописано, что он является беспроцентным, у заемщика отсутствуют налоговые риски, связанные с возникновением дохода за временное пользование заемщиком денежными средствами, полученными по договору беспроцентного займа на основании пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ.
При предоставлении беспроцентного займа налоговые органы могут квалифицировать отсутствие процентов как экономическую выгоду, которая образуется в результате безвозмездно оказываемой услуги. А предоставление такой услуги с точки зрения п. 8 ст. 250НК РФ влечет за собой возникновение у налогоплательщика [(заемщика)] внереализационных доходов.
Однако суды исходят из того, что стоимость безвозмездно полученной услуги [(экономия на процентах по договору беспроцентного займа)] не определена гл. 25 НК РФ как доход, подлежащий налогообложению, а также не установлены правила ее признания и учета для исчисления налога на прибыль. Кроме того, пользование денежными средствами по договору займа без взимания заимодавцем процентов не может рассматриваться как правоотношения по оказанию услуг, поскольку не соответствует определению понятия "услуги", закрепленному в п. 5 ст. 38 НК РФ.
В связи с этим экономия на процентах по договорам беспроцентных займов не влечет за собой возникновения у заемщика объекта налогообложения по налогу на прибыль. Предоставление беспроцентного займа не может быть квалифицировано как безвозмездная услуга, так как предусматривает встречное обязательство заемщика по возврату полученных денежных средств и поэтому не может относиться к его внереализационным доходам в силу п. 8 ст. 250 НК РФ.
В случае предоставления беспроцентного займа за счет заемных средств, у заимодавца значительно увеличиваются налоговые риски по включению в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по УСНО, налогу на прибыль, процентов, уплачиваемых за пользование заемными средствами.
В соответствии со ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, несение расходов по уплате процентов по договору займа, средства которого в дальнейшем были направлены на предоставление беспроцентного займа, не соответствует принципу деловой цели при ведении хозяйственной деятельности. Расходы при этом должны быть направлены на извлечение дохода. Поэтому только в случае, когда налогоплательщик сможет доказать, что заключение рассмотренных выше связанных сделок позволило ему получить доход, превышающий расходы по полученному кредиту, такие сделки могут рассматриваться в качестве экономически оправданных.
Если говорить об упущенной выгоде в виде неполученных процентов, то гл. 25 НК РФ не содержит норму, обязывающую налогоплательщика определять упущенную выгоду по беспроцентным займам и включать ее в налоговую базу.
Теоретически партнеры могут установить в договоре любой процент за пользование заемными деньгами. Ни минимальный, ни максимальный его размер нормативно нигде не закреплены. Стоит отметить, что споры с налоговыми органами не исключены, в случае указания как неправдоподобно низкого, так и неправдоподобно высокого процента по договору займа.
Имеется Постановление ФАС Московского округа от 28.03.2006 N КА-А40/2276-06-2 в котором указывается, что при сравнении спорной сделки с идентичными в качестве рыночной цены следует рассматривать ставку рефинансирования ЦБ РФ.
Вывод: Заключение договоров беспроцентного займа между юридическими лицами имеет минимальные налоговые риски для заемщика, но полностью не исключает споров с налоговыми органами. Во избежание судебного спора с налоговыми органами целесообразнее не заключать договор беспроцентного займа между юридическими лицами, а предусмотреть в договоре условия о размере и порядке выплаты процентов на сумму займа, указав минимальный процент.
В случае предоставления беспроцентного займа за счет заемных средств, у заимодавца значительно увеличиваются налоговые риски по включению в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по УСНО, налогу на прибыль, процентов, уплачиваемых за пользование заемными средствами.
Также, обращаю внимание, что одним из оснований для включения организации в план налоговых проверок, может быть факт заключения договоров с контрагентами без наличия разумных экономических или иных причин [(деловой цели, экономической целесообразности)] [(например, договор беспроцентного займа)].
Пономарева Н. Н.
01.02.2012 (Докипедия: Беспроцентный займ, налоговые риск и.)
Александра Овчинникова  8 003 балла, г. Ярославль
18 сентября 2015 в 17:06
Цитата (Старцева Ольга):Я вот об этом и думала... Значит попадает такая сделка под контролируемую?
Прощу прощение, это я перепутала со сделками которые контролируются Управлением трансферного ценообразования (ФНС РФ).

Выше указанное также содержится в п. 3 Письме ЦБ РФ от 01.09.2009 г. №16.

Цитата (Письме ЦБ РФ от 01.09.2009 г. №16.):3. Каков порядок направления в уполномоченный орган сообщений о подлежащей обязательному контролю сделке по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получению такого займа в случае, когда общая сумма договора равна или превышает 600 000 рублей, а платежи в рамках данной сделки осуществляются траншами, каждый из которых менее 600 000 рублей?
Согласно абзацу 7 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона сделка по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также с получением такого займа подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
Пунктом 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей заемщику, то есть относится к категории реальных договоров. Таким образом, в целях применения требований Федерального закона в отношении операций, указанных в абзаце седьмом подпункта 4 пункта 1 статьи 6, существенным является факт предоставления, а также получения беспроцентного займа.
Учитывая изложенное, считаем, что если суммы отдельных платежей, совершаемых в рамках одного договора займа, менее 600 000 рублей, а общая сумма договора равна или превышает указанную сумму и кредитная организация располагает такой информацией об общей сумме договора, то платежи по договору займа рекомендуется контролировать нарастающим итогом и представлять сведения в уполномоченный орган в течение рабочего дня, следующего за днем, когда общая сумма платежей будет равна или превысит 600 000 рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте. Дату совершения таких действий, например, указанную в платежном поручении, расписке или ином документе, следует рассматривать в качестве даты совершения операции.
В указанном случае при направлении сообщения в уполномоченный орган в порядке, установленном Положением Банка России N 321-П, в поле SUM кредитной организации следует указать общую сумму перечисленных денежных средств в рамках договора беспроцентного займа, а в поле DESCR_1 (DESCR_2) - общую сумму денежных средств, указанную в договоре займа.
При этом следует иметь в виду, что Федеральный закон и Положение N 321-П не устанавливают требований о повторном направлении в уполномоченный орган сообщения о сделке с движимым имуществом, подлежащей обязательному контролю, в случае увеличения суммы сделки за счет последующих платежей по данной сделке, информация о которой ранее уже была направлена в уполномоченный орган.

Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля
MarusyaKlimova  50 баллов
24 сентября 2015 в 10:04
Добрый день! У нас была немного другая ситуация. Договор займа предусматривал уплату процентов, но в платежном поручении при переводе суммы займы указали просто: "По договору займа № от". Банк тут же запросил копию договора. В банке мне объяснили, что договоры займа беспроцентные, подпадают под контроль. Посоветовали при перечислении денег в платежном поручении обязательно указывать что договор займа процентный, тогда мол они пропускают этот платеж спокойно. Раньше у нас бывали договоры займа беспроцентные, а сейчас решили, что спокойней устанавливать процентную ставку, небольшую)
Старцева Ольга (автор вопроса)  72 820 баллов, г. Пермь
28 сентября 2015 в 17:33
Всем большое спасибо!
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер