Учитесь бесплатно! Смотрите записи актуальных вебинаров для бухгалтеров и предпринимателей Выбрать видео
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Укажите адрес электронный почты, который вы использовали для регистрации
Восстановить Вернуться
Инструкция отправлена
lori_979

Импорт, переход права собственности — подтверждение

Здравствуйте, поделитесь советом кто уже сталкивался с такой ситуацией как у меня, или просто знает ответ:
наше предприятие заключило договор с китайским производителем, переход права собственности - FOB. При погрузке в Китае транспортной компанией нам была выслана отсканированная копия коносамента, на основании даты, указанной в ней я поставила товар на учет, пересчет валюты в рубли на дату погрузки на борт судна. С товаром оригинал коносамента не пришел, будет ли являтся копия надлежащим подтверждением перехода права собственности и достаточным основанием для оприходования?
ОтветитьНовый вопрос. . .
НКК Консультант
18 февраля 2010 в 10:05
Добрый день!

Хотелось бы подчеркнуть, что Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс" не регулируют вопросы перехода права собственности по договору купли-продажи.

FOB (Инкотермс 2000): "Free on Board"/"Свободно на борту" означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. Согласно термину FOB от продавца требуется выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза. Данный термин может быть использован только при перевозке морским или внутренним водным транспортом.

Таким образом, само по себе заключение контракта на условиях FOB или фраза в контракте о том, что товар переходит в собственность покупателя на условиях FOB не определяет момент перехода права собственности на товар должным образом, так как прямой связи между датой перехода права собственности на товар и датой перехода риска случайной гибели товара не существует.

Поэтому, если в договоре момент перехода права собственности не прописан, импортер должен определить этот момент в соответствии с законодательством той страны, право которой применяется к отношениям между импортером и продавцом (это право должно быть четко указано во внешнеторговом контракте).
Когда по условиям контракта применяется российское законодательство, то право собственности на товар переходит к импортеру согласно п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224, ст. 458 ГК РФ:
- в момент предоставления товара в распоряжение импортера (получения от продавца сообщения о готовности товара) - в случае самовывоза;
- в момент передачи товара продавцом импортеру - в случае наличия обязанности импортера осуществить доставку товара;
- в момент сдачи товара продавцом перевозчику или сдачи товара в организацию связи - если при выполнении соответствующих действий обязанности продавца по передаче товара считаются выполненными.

Если по условиям договора импортер обязан получить товар у третьего лица, право собственности на товар переходит к импортеру в момент передачи коносамента или другого товарораспорядительного документа на товар (п. 3 ст. 224 ГК РФ).

Если в договоре не указано применимое право, то для определения момента перехода права собственности, если он не прописан в договоре, надо ориентироваться на право страны продавца (экспортера) (п. п. 1, 2, пп. 1 п. 3 ст. 1211, п. 1 ст. 1206, п. 3 ст. 1215 ГК РФ). В последнем случае, а также при указании в качестве применимого к договору права зарубежной страны у импортера могут возникнуть сложности с определением момента перехода права собственности на товар.

Таким образом, момент перехода права собственности желательно четко прописать в контракте, чтобы не было споров с проверяющими. В моей практике, отдельно прописывались условия поставки и момент перехода рисков утраты или повреждения товара к покупателю на условиях Инкотермс и отдельно прописывался момент перехода права собственности на товар - например, по дате выпуска товара в свободное обращение, опеределяемой по соответствующей отметке таможенного органа в ГТД. Обычно иностранные контрагенты не возражают против такого варианта и российскому предприятию в этой ситуации не составляет труда определить стоимость товара.

В Вашем случае можно составить допсоглашение к контракту, конкретизировав момент перехода права собственности на товар, чтобы снять возможные вопросы.

Что касается отсутствия оригинала коносамента, то мы неоднократно сталкивались с требованиями проверяющих предоставить перевозочные документы при проверке декларации по НДС, в которой налог заявлен к вычету в связи с импортом. Вполне вероятно, что фискалов устроит заверенная Вашей компанией копия коносамента.



Бухгалтерия
Рассчитывайте зарплату и НДФЛ со стандартными вычетами в веб‑сервисе
Кручинина Наталья 107 717  баллов, г. Самара
18 февраля 2010 в 10:31
Цитата (lori_979):Здравствуйте, поделитесь советом кто уже сталкивался с такой ситуацией как у меня, или просто знает ответ:
наше предприятие заключило договор с китайским производителем, переход права собственности - FOB. При погрузке в Китае транспортной компанией нам была выслана отсканированная копия коносамента, на основании даты, указанной в ней я поставила товар на учет, пересчет валюты в рубли на дату погрузки на борт судна. С товаром оригинал коносамента не пришел, будет ли являтся копия надлежащим подтверждением перехода права собственности и достаточным основанием для оприходования?


Коносамент - товарораспорядительный документ. Держатель коносамента имеет право собственности на груз, предоставленный этим документом. Нужно добиться, чтобы вам прислали оригинал.
lori_979 (автор вопроса) 126  баллов, г. Екатеринбург
18 февраля 2010 в 11:21
Еще раз здравствуйте и спасибо всем кто откликнулся.

В нашем контракте переход права собственности с момента погрузки товара на борт судна в Китае, т.е. совподает с ФОБ. Сделали так, так как надо было застраховать и страховщики отказывались если товар не принадлежит нам на праве собственности. А коносаментов сейчас оригиналов уже нет не у кого, транспортная компания пообещала вроде заверенную ими копию. Но как к этому отнесутся налоговики? меня больше волнует вопрас с прибылью, так получилось, что товар встал на учет по наиболее высокому курсу из недельной статистики ЦБ, если бы погрузка была на день позже, товар был бы дешевле на 30000 руб, двумя днями позже - 50000 руб. - соответственно доход при продаже выше, ну и далее * 20%..... Вообщем если еще кто сталкивался с подобным, помогите советом. Спасибо.
НКК Консультант
18 февраля 2010 в 11:43
Не совсем понимаю Ваши опасения насчет прибыли. Если Вы оприходовали товар по курсу, превысившему курс, по которому товар был (будет) оплачен, то у Вас возникнет внереализационный налоговый доход в виде курсовой разницы от переоценки предоплаты (до 2010 г., т.к. с 2010 г. авансы в налоговом учете не переоцениваются) или последующей оплаты, которая компенсирует удорожание товара.

Пример № 1.
Оприходовали 1000 ед. по курсу 30. Стоимость товара в налоговом учете = 30 000 руб.
Продали товар за 31 000 руб. Прибыль от продажи = 1 000 руб.
Оплатили по курсу 29. Положительная курсовая разница в налоговом учете = 1 000 руб.
Итого налогооблагаемая прибыль = 2 000 руб.

Пример № 2.
Оприходовали 1000 ед. по курсу 29. Стоимость товара в налоговом учете = 29 000 руб.
Продали товар за 31 000 руб. Прибыль от продажи = 2 000 руб.
Оплатили по курсу 29. Положительная курсовая разница в налоговом учете = 0 руб.
Итого налогооблагаемая прибыль = 2 000 руб.

То есть, налогоблагаемая база фактически зависит не от курса оприходования товара, а от курса его оплаты.
Бухгалтерия
В июле надо сдать отложенную отчетность по НДФЛ
Заполните, проверьте и сдайте 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ через интернет
lori_979 (автор вопроса) 126  баллов, г. Екатеринбург
18 февраля 2010 в 13:22
Спасибо за ответ.
Про курсовые разницы я знаю, предоплаты по этому контракту у нас нет, отсрочка 90 дней. Я писала про расходы, которые уменьшают доходы от реализации (покупная стоимость товара). Чем стоимость НИЖЕ, тем ПРИБЫЛЬ ВЫШЕ, так ведь? А документ (именно надлежащий документ, а не копия, поступившая по эл.почте) у нас отсутствует, можно ведь что угодно нарисовать в копии, посредством специальных компьютерных программ, и так получилось, что я поставила товар по самому высокому курсу, который был в течении недели, на которой был товар отгружен в Китае. Я только это имела ввиду, а вообще меня интересует практика общения с налоговыми органами по поводу принятия к рассмотрению копий документов.
Кручинина Наталья 107 717  баллов, г. Самара
18 февраля 2010 в 13:31
Цитата (lori_979):Спасибо за ответ.
Про курсовые разницы я знаю, предоплаты по этому контракту у нас нет, отсрочка 90 дней. Я писала про расходы, которые уменьшают доходы от реализации (покупная стоимость товара). Чем стоимость НИЖЕ, тем ПРИБЫЛЬ ВЫШЕ, так ведь? А документ (именно надлежащий документ, а не копия, поступившая по эл.почте) у нас отсутствует, можно ведь что угодно нарисовать в копии, посредством специальных компьютерных программ, и так получилось, что я поставила товар по самому высокому курсу, который был в течении недели, на которой был товар отгружен в Китае. Я только это имела ввиду, а вообще меня интересует практика общения с налоговыми органами по поводу принятия к рассмотрению копий документов.


В налоговой как раз копии и принимают. Отсутствие оригинала может выясниться потом, при документальной проверке.