koketochka

Транспортные услуги: оформление командировочного удостоверения

Добрый день!

Наша организация арендует автомобиль у физ.лица. Наша организация оказала транспортную услугу по доставке товара сторонней организации.(мы только оказали транспортную услугу). Должны ли мы оформлять командировочное удостоверение водителю? Чья печать там должна стоять?

Заранее благодарна,
Марина
ОтветитьНовый вопрос. . .
100sh 270 537 баллов, г. Пермь
27 ноября 2011 в 23:12
Вы офрмляете командировочное удостоверение в том случае, если арендовали автомобиль без экипажа, на арендованном автомобиле работает водитель, являющийся Вашим сотрудником, и его постоянная работа не происходит в пути.
Из Вашего вопроса не ясно, предоставляет ли Вам арендодатель услуги по управлению автомобилем и его технической эксплуатации, поэтому не ясно является ли водитель Вашим сотрудником. Командировочное удостоверение - кадровый документ и оформляется только работникам, состоящим в трудовых отношениях с работодателем.
Заполнить путевой лист со всеми обязательными реквизитами в специальном сервисе
27 ноября 2011 в 23:21
Цитата (100sh):Вы офрмляете командировочное удостоверение в том случае, если арендовали автомобиль без экипажа, на арендованном автомобиле работает водитель, являющийся Вашим сотрудником, и его постоянная работа не происходит в пути.
Из Вашего вопроса не ясно, предоставляет ли Вам арендодатель услуги по управлению автомобилем и его технической эксплуатации, поэтому не ясно является ли водитель Вашим сотрудником. Командировочное удостоверение - кадровый документ и оформляется только работникам, состоящим в трудовых отношениях с работодателем.


Водитель- наш сотрудник.
Тогда на его командировочном удостоверении должны поставить печать та организация куда он доставил груз?
Странно ,что еще ни один сотрудник таких компаний ,которые что -то развозят по городам не ставили у меня печати на командировочном.
100sh 270 537 баллов, г. Пермь
27 ноября 2011 в 23:43
Поскольку служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не признаются.
Мне кажется, что имеет смысл оформлять командировочное удостоверение в том случае, если это разовая поездка, и характер деятельности этого водителя не связан с работой в пути. Например, водитель ежедневно осуществляет развоз товара в пределах одного населённого пункта, но возникла необходимость направить его в другой населённый пункт.
28 ноября 2011 в 14:12
Добрый день.
Я тоже считаю, что КУ в данном случае оформляться не должно. Факт доставки груза по назначению подтверждается путевым листом и ТТН с отметкой грузополучателя.
Получить ЭЦП по ускоренной процедуре и с полной техподдержкой
28 ноября 2011 в 21:55
Цитата (Al-ra5):Добрый день.
Я тоже считаю, что КУ в данном случае оформляться не должно. Факт доставки груза по назначению подтверждается путевым листом и ТТН с отметкой грузополучателя.


А суточные как же?
29 ноября 2011 в 12:13
Суточные оплачиваются на основании того же путевого листа, ведь время отправки в рейс и возвращения из него в нем фиксируется точно.
Привожу ниже статью из журнала "Бухгалтерские вести" за март 2010 года. Она объемная, но на мой взгляд, очень содержательная и полезная.

Особенности труда водителей: оплата труда, режимы работы, разъездной характер работ, предрейсовые медосмотры. Запрет на работу по совместительству на аналогичных работах. Обеспечение водителей спецодеждой.

Водители автотранспортных средств – особая категория работников. В данной статье рассмотрены порядок трудоустройства, проведения медицинских осмотров, особенности оплаты труда и режима работы, на которые работодателю следует обратить внимание.

Особенности трудоустройства. Предрейсовые медосмотры

Общие положения регулирования труда работников транспортных средств содержатся в гл. 51 ТК РФ. В частности, ст. 328 ТК РФ установлено, что работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Отдельные положения о порядке отбора водителей на работу содержатся в Положении об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденном Приказом Минтранса России от 09.03.1995 №27.

Согласно п. 3.1.1 лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято при условии:

- наличия у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- наличия у него документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования;
- соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок.

Прием водителя на работу производится только после прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра (ст. 328 ТК РФ). В данном случае целью освидетельствования является определение у кандидатов медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (п. 2 ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» также предусмотрено проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

При проведении таких медицинских осмотров работников автотранспортных организаций и других организаций, эксплуатирующих автотранспортные средства, необходимо руководствоваться следующими документами:

- Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14 марта 1996 г. №90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии»;
- Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. №555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств»;
- Типовым положением об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, содержащимся в Приложении №2 к Письму Минздрава России от 21 августа 2003 г. №2510/9468-03-32.

Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт (п. 1.5 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров).

Целью проведения медицинских осмотров является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем с позиции как обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.

Предрейсовые медосмотры водителей проводятся медицинским работником организации (врачом, фельдшером, медицинской сестрой), а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании договоров, заключаемых между организациями и учреждениями здравоохранения. Причем осмотры могут проводиться как непосредственно в организации, так и в условиях медицинского учреждения.

Следует иметь в виду, что медицинский работник, осуществляющий медосмотр, должен иметь соответствующий сертификат, а медицинское учреждение должно иметь лицензию (п.

1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров).
При предрейсовом медицинском осмотре проводится:

- сбор анамнеза;
- определение артериального давления и пульса;
- определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов;
- при наличии показаний - любые другие разрешенные медицинские исследования, необходимые для решения вопроса о допуске к работе.

Предрейсовый медосмотр проводится перед началом рабочей смены водителей в специально оборудованном помещении, выделенном администрацией организации (в том случае, если медосмотр проводится в организации).
Водители должны приходить на предрейсовый медосмотр с путевым листом, поскольку в путевом листе делается отметка о допуске водителя к рейсу.

Разъездной характер работы и работа в пути. Возмещаемые расходы. Надбавки.

Водители автотранспортных средств имеют особый характер работы. Их работа имеет разъездной характер или выполняется в пути.

В настоящее время действующее законодательство не содержит определения понятия "разъездная работа". По мнению автора, под разъездной следует понимать работу, выполнение которой непосредственно связано с перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам или от одного населенного пункта к другому. Кроме того, ее следует отличать от работы, выполняемой в пути, так как в первом случае работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего жительства, а во втором - не имеет. Например, в случае, если водители выполняют работу в пределах города, их работа носит разъездной характер, а если они направляются в загородные маршруты, их работа происходит в пути.

Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или носит разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ).
Согласно ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или носит разъездной характер, а также работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель обязан возмещать:

- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, таким работникам устанавливаются коллективным договором, соглашениями или локальными нормативными актами организации, а также могут определяться трудовым договором. Это также позволит документально подтвердить произведенные организацией расходы и избежать споров с контролирующими органами (ст. 252 НК РФ).
Рекомендуем работодателю также в коллективным договоре, соглашении или локальном нормативном акте утвердить конкретный перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер.

Следует отметить, что возмещение затрат водителю, предусмотренных ст. 168.1 ТК являются компенсационными выплатами и, соответственно, не облагаются НДФЛ и страховыми взносами. В ст. 9 Закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством РФ, в соответствии с налоговым законодательством также не облагаются НДФЛ (п.3 ст. 217 НК РФ).

Помимо компенсации в виде возмещения дополнительных расходов, связанных с разъездным характером работы, работодатель может установить надбавку в связи с особым характером труда. Надбавка, связанная с режимом работы, если она предусмотрена в трудовом договоре с работником, входит в систему оплаты труда и является частью зарплаты. Как правило, она устанавливается в процентах к тарифной ставке.

Поскольку она включается в систему оплаты труда, то на нее, в отличие от компенсационных выплат, начисляются НДФЛ и страховые взносы.

Работодателю при установлении надбавок водителям автотранспортных средств следует руководствоваться федеральными отраслевыми соглашениями.

Например, согласно п.3.5 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и наземному пассажирскому транспорту на 2008 – 2010 гг. работодатель обязан начислять следующие доплаты и надбавки:

- за работу в ночное время – не менее 40% тарифной ставки (оклада)
- за особые условия и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, в размере 24% тарифной ставки;
- за классность водителям 1 класса в размере 25%, водителям II класса - 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.

Режим рабочего времени водителей автотранспортных средств.

Нормативными документами, регулирующими трудовые отношения с водителями автотранспортных средств, являются Трудовой кодекс РФ, а также Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004 г. (далее – Положение).
В соответствии с п. 7 Положения нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Однако на практике время нахождения в поездке часто может превышать допустимую продолжительность ежедневной (еженедельной) работы. В таких случаях в соответствии с п. 8 Положения водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени. Такой учет позволяет по итогам работы за учетный период выйти на нормальную продолжительность рабочего времени. Учетный период для водителей автотранспортных средств устанавливается равным одному месяцу.

Труд водителей при суммированной учете рабочего времени может быть оплачен как по часовым, так и по дневным тарифным ставкам. Если на предприятии установлена часовая ставка, заработную плату водителя начисляют исходя из фактически отработанного количества часов в конкретном месяце. Сумму заработной платы рассчитывают как произведение количества отработанных часов на размер часовой ставки.

При суммированном учете рабочего времени водители выходят на работу в соответствии с установленным работодателем графиком работы (сменности), с которым они должны ознакомиться не позднее чем за один месяц до введения их в действие (п. 4 Положения). В графиках сменности необходимо указывать время начала, окончания и продолжительность смены, время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного междусменного отдыха и еженедельного отдыха. Важно помнить, что продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц) в графике сменности не должна превышать нормального числа рабочих часов, которая определяется по производственному календарю пятидневной рабочей недели. В случаях, если работник все-таки отработал больше нормальной продолжительности рабочего времени, то часы сверх нормы признаются сверхурочными.

Оплата сверхурочных работ производится не менее чем в полуторном размере за первые два часа работы, за последующие – в двойном (ст. 152 ТК РФ). Работодателю необходимо помнить, что в соответствии со ст. 99 привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается только с его письменного согласия.

В соответствии с п. 28, 29 Положения привлечь водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности) или нерабочий праздничный день только с его письменного согласия и в случаях, установленных ст. 113 ТК РФ. В соответствии со ст. 153 ТК РФ работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, оплата труда производится в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки.

Возможна ситуация, когда водитель работает в ночное время – с 22 до 6 часов. Каждый час работы в ночное время, в соответствии с требованиями ст. 154 ТК РФ, должен быть оплачен в повышенном размере. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства от 22 июля 2008 г. № 554 минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20 процентов часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время.

При направлении работника в междугородний рейс помимо графика сменности
работодатель обязан установить водителю график движения по маршруту. В графике должно быть указано время для кратковременного отдыха, время для отдыха и питания, места ночлега.

Рассмотрим основные ограничения, которые необходимо учитывать работодателю при составлении графика сменности:

1. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 10 часов (п.9 Положения). В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
2. Время управления автомобилем не может превышать 9 часов. При суммированном учете оно может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за 2 недели подряд не может превышать 90 часов.

Время отдыха для водителя, которое необходимо учитывать при составлении графиков, сменности включает в себя:

- перерыв для отдыха и питания;
- специальный перерыв для отдыха;
- ежедневный (междусменный) отдых;
- еженедельный непрерывный отдых.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены (п. 24 Положения). При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Время перерыва для отдыха и питания необходимо указывать не только в графиках сменности, но и закрепить в Правилах внутреннего трудового распорядка.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (п. 25 Положения).

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна быть не менее 42 часов. На междугородних перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть сокращена до 29 часов. Однако в среднем за учетный период продолжительность непрерывного еженедельного отдыха должна быть не менее 42 часов.
Специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем предоставляется на междугородних перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые два часа. В случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Отметим, что водителям запрещается трудиться по совместительству, если работа непосредственно связана с управлением транспортными средствами или их движением (ч. 1 ст. 329 ТК РФ). Перечень таких работ, профессий и должностей утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 №16. К ним относятся не только водители, но и машинисты, диспетчеры, бортовые инженеры и т.д.

Обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Работники автомобильного транспорта имеют право получить спецодежду, обувь и иные СИЗ на основании ст. 212 ТК РФ. В Приложении 8 к Постановлению Минтруда Росси№63 от 16 декабря 1997г. приведены Типовые нормы выдачи средств защиты работникам организаций транспорта. Согласно данному Постановлению средствами защиты должны обеспечиваться:

- водитель автомобиля;
- диспетчер автомобильного транспорта;
- дорожный рабочий или мастер;
- кондуктор автобуса;
- оператор заправочных станций и др.

Лезинова Татьяна, аудитор ООО «ВИТ-аудит»
Прикреплен 1 файл:
График сменности.doc