Учитесь бесплатно! Смотрите записи актуальных вебинаров для бухгалтеров и предпринимателей Выбрать видео
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Укажите адрес электронный почты, который вы использовали для регистрации
Восстановить Вернуться
Инструкция отправлена
Anna_Z

Оформление Товарно-транспортной накладной

При согласовании договора с одним из поставщиков столкнулись с такой проблемой: поставщик наотрез отказывается заполнять товарный раздел ТТН (который заполняется грузоотправителем) и более того - даже отказывается ставить на нем свои отметки. Аргументирует это следующим: при самовывозе груза со склада поставщика (заказываем и оплачиваем перевозку мы) грузоотправителем является не поставщик, а транспортная компания, поставщик груз не отправляет и поэтому своих отметок не ставит. Без ТТН мы не сможем не только учесть затраты по перевозке грузов от данного поставщика, но и снимается всякая ответственность с транспортной компании во время перевозки (т.е. если груз нам придет в плохом состоянии по вине транспортника, претензию транспортнику мы выставить не сможем). Подскажите, пожалуйста, как можно убедить поставщика в его неправоте, и как правильно надо будет оформить товарный раздел ТТН, если все же придется пойти на условия поставщика?
ОтветитьНовый вопрос. . .
Natycuk 20 417  баллов
20 марта 2010 в 18:11
У меня такая же проблема с некоторыми поставщиками, причем в основном крупными производственно-торговыми структурами, и уж да простят меня бухгалтеры Москвы, чаще с московскими фирмами. Бьемся, бьемся, но кто мы для них, мелочь из регионов? Особенно упрямым пишем письма с просьбой обосновать и оформить письменно свой отказ заполнять 1 раздел ТТН формы 1-Т. Кирпичная стена Многие видно по доброте душевной по телефону нам диктуют выдержки из арбитражной практики в пользу налогоплательщиков, за что конечно огромное им спасибо (сами то мы люди темные из тайги и конечно читать не умеемОх!), приводят примеры из аудиторских рекомендаций, но я никак не могу понять зачем до суда то доводить?
IgorNevsky Консультант
20 марта 2010 в 19:18
Коллеги, глупая, наверное, идея: если у вас самовывоз, то поставщик передает право собственности уже на своем складе? Тогда, может быть, оформить грузоотправителем самих себя?
Либо еще идея: вообще не оформлять товарный раздел ТТН, а сделать отметку. что в качестве товарного раздела ТТН используется товарная накладная (дата и номер), на основании которой Вам передавался товар. По-моему, такое вполне допустимо.
Бухгалтерия
Получите образец учетной политики и ведите бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП
Natycuk 20 417  баллов
20 марта 2010 в 19:41
Как ясно из названия, товарно-транспортная накладная (ТТН) содержит два раздела – товарный и транспортный. Данный документ заполняют три различных юридических лица – грузоотправитель - заполняет 1 раздел при отпуске со склада, при этом и происходит переход права собственности к следующему участнику сделки - перевозчику (для него это уже не товар, а груз), который заполняет 2 раздел и грузополучатель при получении от перевозчика груз ставит свои подписи и печати и приходует на свой склад как товар.
Что в этой не самой сложной схеме самой простой сделки может быть спорным?
Если организация-грузоотправитель не может заполнить товарный раздел так, чтобы перечислить все наименования и характеристики, то к ТТН прилагаются (как неотъемлемая ее часть) специализированные формы (товарные накладные ТОРГ-12). По ним производится списание МПЗ у грузоотправителя и оприходование у грузополучателя, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет. В этом случае в ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю.
То что ТОРГ-12 вторична можно даже из ее формы определить, так как в ней предусмотрены поля для заполнения таких реквизитов ТТН как номер и дата! А не наоборот!
22 марта 2010 в 08:51
То есть убеждать как-то таких поставщиков бесполезно? Мы хотим написать им официальное аргументированное письмо, подскажите, на что можно сослаться?
ireniren2007 2 207  баллов, г. Москва
22 марта 2010 в 08:58
Цитата (Anna_Z):То есть убеждать как-то таких поставщиков бесполезно? Мы хотим написать им официальное аргументированное письмо, подскажите, на что можно сослаться?

Очень бы хотелось такое письмо увидеть у меня из всех поставщиков одни такие же но уж очень упертые (((( и их главный аргумент что это не их проблема и они за нас нашу работу делать не будут а вот если мы сами сделаем то подпишут любые документы (((((( с нгачала года бадаемся дошли до разборок директоров (((( и угроз что больше у них покупать не будем и все бестолку (((((
Helga17 160  баллов
22 марта 2010 в 10:05
Письма писать бесполезно, если только для собственного успокоения. Возможно они первичку выписывают прямо на складе. т.е. человек, который этим занимается-не бухгалтер и не понимает всю серьёзность происходящего (в 1 С же можно ТТНку автоматом заполнить), когда у нас подобная ситуация, нам поставщик выдаёт ТТН где в "перевозчике" пишет транспортную компанию, а в плательщике нас. А по поводу сохранности груза, вам же транспортная компания экспедиторскую расписку предоставляет, там тоже написано кто заказчик, а кто плательщик.
Радькова 34 339  баллов, г. Йошкар-Ола
22 марта 2010 в 10:07
У нас по условиям договора тоже самовывоз. И ТТНмы не составляем. Исключение делаем если груз уходит с перевозчиком. Составить ТТН не проблема, те более если программа 1С. Если вывозят своим транспортом, то присылают готовую ТТН мы подписываем (так договорились).
Natycuk 20 417  баллов
22 марта 2010 в 10:10
Цитата (Helga17):Письма писать бесполезно, если только для собственного успокоения. Возможно они первичку выписывают прямо на складе. т.е. человек, который этим занимается-не бухгалтер и не понимает всю серьёзность происходящего (в 1 С же можно ТТНку автоматом заполнить), когда у нас подобная ситуация, нам поставщик выдаёт ТТН где в "перевозчике" пишет транспортную компанию, а в плательщике нас. А по поводу сохранности груза, вам же транспортная компания экспедиторскую расписку предоставляет, там тоже написано кто заказчик, а кто плательщик.

Ну знаете, правильная организация документооборота и контроль за соблюдением графика документооборота входит в обязанности главного бухгалтера организации, а ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Даже в сельпо, простите есть ручка, копирка, а бланки ТТН можно купить в магазине. Кладовщик должен знать правила отпуска товара со склада и какие первичные товарно-сопроводительные документы при этом составляются. Встала машина на погрузку и не важно чья она, есть доверенность на получение груза - выпиши ТТН, отгрузи и свободен!
Оленька Юрьевна 92 624  балла, г. Москва
22 марта 2010 в 10:15
Цитата (Natycuk):
Цитата (Helga17):Письма писать бесполезно, если только для собственного успокоения. Возможно они первичку выписывают прямо на складе. т.е. человек, который этим занимается-не бухгалтер и не понимает всю серьёзность происходящего (в 1 С же можно ТТНку автоматом заполнить), когда у нас подобная ситуация, нам поставщик выдаёт ТТН где в "перевозчике" пишет транспортную компанию, а в плательщике нас. А по поводу сохранности груза, вам же транспортная компания экспедиторскую расписку предоставляет, там тоже написано кто заказчик, а кто плательщик.

Ну знаете, правильная организация документооборота и контроль за соблюдением графика документооборота входит в обязанности главного бухгалтера организации, а ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Даже в сельпо, простите есть ручка, копирка, а бланки ТТН можно купить в магазине. Кладовщик должен знать правила отпуска товара со склада и какие первичные товарно-сопроводительные документы при этом составляются. Встала машина на погрузку и не важно чья она, есть доверенность на получение груза - выпиши ТТН, отгрузи и свободен!



Абсолютно согласна с Natycuk и подписываюсь под всеми Вашими сообщениями в этой теме!!! Плачу Очень сложно объяснять некоторым контрагентам, что кроме ТОРГ-12 перевозчику еще нужна ТТН ф. 1-Т, особенно трудно работать в этом направлении с моквичами. Мы заключили со всеми поставщиками допсоглашения, при вновь заключаемых договорах прописываем, что перевозчиком является таккая-то фирма, обязанность по оплате за поставки привязываем к обязанности Поставщика в срок представить все документы, надлежащим образом оформленные. К сожалению, не всегда получается договориться по этому поводу. Ну привыкли нажимать на кнопочку "ТОРГ-12", а нажать кнопочку "ТТН" - это же сложно, мышление надо перестраивать... Ох!
Natycuk 20 417  баллов
22 марта 2010 в 10:19
Аналогичные доп. соглашения мы тоже составили, но не все их подписывают. Уперлись рогом: "У нас с вами FCA, читайте ИНКОТЕРМС, нам совершенно поровну, кто там груз вам куда возит и почему, это ваши затраты и ваши проблемы!" Ну нормально ли это?
nicol011160 46 382  балла, г. Москва
22 марта 2010 в 12:57
Если покупатель приобретает ТМЦ на условиях самовывоза и привлекает в этом случае стороннего перевозчика для вывоза ТМЦ со склада поставщика, то покупатель обязан оформить товарно-транспортную накладную поскольку форма 1-Т в соответствии с Указаниями, утвержденными Постановлением N 78, служит "для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов".По этому поводу есть Письмо Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/333. В данном Письме рассматривается вопрос возможности учета транспортных расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организации-покупателя, привлекшего стороннего перевозчика для транспортировки приобретенных у поставщика на условиях самовывоза товаров. Минфин России разъясняет, что "затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной по утвержденной форме N 1-Т".
Оленька Юрьевна 92 624  балла, г. Москва
22 марта 2010 в 12:58
Цитата (Natycuk):Аналогичные доп. соглашения мы тоже составили, но не все их подписывают. Уперлись рогом: "У нас с вами FCA, читайте ИНКОТЕРМС, нам совершенно поровну, кто там груз вам куда возит и почему, это ваши затраты и ваши проблемы!" Ну нормально ли это?


У нас с Вами видимо одинковыеКирпичная стена контрагенты
nicol011160 46 382  балла, г. Москва
30 марта 2010 в 16:49
Вот и у нас возникла проблема с оформлением товарно-транспортных накладных. У нас есть договор поставки с одним из наших покупателей, в котором предусмотрено, что право собственности на товар переходит в момент отгрузки с нашего склада. У покупателя заключен договор с транспортной компанией, которая забирает по доверенности от покупателя товар с нашего склада. От нас требуют оформления товарно-транспортной накладной.
nicol011160 46 382  балла, г. Москва
30 марта 2010 в 16:50
Ситуация получается несколько странной: мы не доставляем свою продукцию покупателю, а передаем ее на нашем складе по Торг-12. Зачем нам при этом ТТН? А вот покупатель вывозит свой груз и пользуется услугами транспортной компании. Считаю, что оформление ТТН - это проблема не постовщика, а покупателя и транспортной компании.
Считаете мою позицию неверной.
Natycuk 20 417  баллов
30 марта 2010 в 16:56
Если вы продаете булку хлеба и отдаете ее в руки бабульки, то вам точно ТТН по форме 1-Т не нужно оформлять. Наверняка с доверенностью приехал представитель перевозчика на грузовом автомобильном транспорте именно в который непосредственно Вы грузите товар. Согласно пункту 2 Инструкции Минфина СССР, Госбанка СССР, ЦСУ СССР, Минавтотранса РСФСР от 30 ноября 1983 г. № 10/998, перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Кроме того, инспекторы ГИБДД могут потребовать у водителя сопроводительные документы на перевозимый товар. Такое право предоставлено им пунктом 23 статьи 11 Закона от 18 апреля 1991 г. № 1026-1, пунктом 2.1.1 Правил, установленных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090. В этом случае товарной накладной по форме № ТОРГ-12 будет недостаточно, поскольку она является первичным документом, удостоверяющим переход права собственности на товар, но не является сопроводительным перевозочным документом.
Поэтому, чтобы обезопасить своего контрагента от возможных налоговых претензий проверяющих, при отгрузке товаров и доставке их до покупателя собственным транспортом лучше выписать оба этих документа.