NNSспросил28 ноября 2019 в 12:24
 6 026 просмотров 

Нужно ли документально подтверждать простой машины перевозчика при сдаче груза?

Добрый день.
Организация отгружает товар в торговую сеть Х5. Товар возит сторонний перевозчик на распределительный центр Х5 к указанному в заказе времени.
Когда машина простаивает на РЦ при сдаче груза, перевозчик начисляет нам сумму за простой машины, исходя из данных ТТН, выданной водителю перевозчика. Там от руки указано время приезда и отъезда с РЦ. 
Вопрос такой: когда мы будем принимать к учету закрывающий документ на эту доставку, где отдельной строкой так и написано "простой машины и сумма", нужно ли нам иметь документы, подтверждающие простой машины перевозчика, например ту самую ТТН-ку.
Или достаточно просто закрывающего документа от перевозчика.
Просто они хотят со следующего месяца предоставлять нам эти ТТН-ки ( сканы конечно) за отдельные деньги. И требуют при этом подписать приложение к договору, где мы должны с этим согласиться.
Я раньше всегда подтверждала документами простой машины, а теперь  платить им за это конечно же не хочется.
При какой нибудь проверке у ИФНС  не может возникнуть вопроса о правомерности принятия к учету суммы за простой, если у меня не будет доказательств, что этот простой начислен правомерно?
Новый вопрос Ответить
г. Ростов-на-Дону585 000 баллов
80 баллов
Доброго дня.
В части документального оформления простоя.
Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств. Заполняются нужные в ТТН графы 16, 17 и 32  .
Чтобы взыскать с штраф за задержку (простой)  груза, перевозчику нужно зафиксировать этот факт простоя. Считаю, что должен  быть оформлен специальный акт о простое. Так как унифицированной формы документа не предусмотрено, то возможно форму акта  определить самостоятельно  в произвольной форме в качестве приложения к договору.
В акте о простое раскрыть следующую информацию:
   - Сведения о перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе. 
-   Ф.И.О. и должность лица, составившего акт.
  -   Реквизиты договора, на основании которого осуществлялась поставка.
   - Пункт отправления и пункт назначения.
  -  Наименование товара, продукции, груза, отправленного по договору, вес.
    - Сведения о транспортном средстве, которое было подано для загрузки, выгрузки.
    - Пункт, в котором произошла задержка транспортного средства.
   - Причины простоя.
   - Конкретное время задержки.
80 баллов
Конструктор учетной политики на 2025 год для УСН и ОСНО
Реклама 16+. Реквизиты
NNSАвтор вопроса
0 баллов
Ольга Рогова, спасибо за ответ. Это очень важная  для нас тема в споре с перевозчиком.
Является ли составление такого акта и предоставление его нам   обязанностью перевозчика по каким либо нормативным документам (например ГК или какому нибудь ФЗ) или они его могут и не делать, т.к. в договоре этого условия нет.  (Скрин из договора в приложенном файле).
Перевозчик никаких актов не составляет и нам тем более не предоставляет.
Они начисляют сумму за простой машины просто из данных ТТН (пункт 7), которые им возвращает водитель после сдачи груза. По времени, "от" и "до".
Скрин ТТН-ки в приложенном файле.
Сумму берут из договора - 30 руб за один час простоя. И все. Указывают просто отдельной строкой в закрывающем акте.
И все-таки какой-то подтверждающий начисление штрафа документ они  должны нам предоставлять?
Я то думала, что это может быть хотя бы ТТН-ка. Но они хотят за нее денег.
Не знаю, как обосновать им ответ со ссылками на законы. В юридических вопросах не сильна.
Прикреплено 2 файла:
г. Ростов-на-Дону207 480 баллов
64 балла
Здравствуйте.

Цитата (NNS):Организация отгружает товар в торговую сеть Х5. Товар возит сторонний перевозчик на распределительный центр Х5 к указанному в заказе времени.
Когда машина простаивает на РЦ при сдаче груза, перевозчик начисляет нам сумму за простой машины, исходя из данных ТТН, выданной водителю перевозчика. Там от руки указано время приезда и отъезда с РЦ. 
Вопрос такой: когда мы будем принимать к учету закрывающий документ на эту доставку, где отдельной строкой так и написано "простой машины и сумма", нужно ли нам иметь документы, подтверждающие простой машины перевозчика, например ту самую ТТН-ку.
Или достаточно просто закрывающего документа от перевозчика.
Просто они хотят со следующего месяца предоставлять нам эти ТТН-ки ( сканы конечно) за отдельные деньги. И требуют при этом подписать приложение к договору, где мы должны с этим согласиться.
Я раньше всегда подтверждала документами простой машины, а теперь  платить им за это конечно же не хочется.
При какой нибудь проверке у ИФНС  не может возникнуть вопроса о правомерности принятия к учету суммы за простой, если у меня не будет доказательств, что этот простой начислен правомерно?
Нашла разъяснения по составлению актов в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 22.12.2018) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".

79. Акт составляется в следующих случаях:
а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
е) просрочка доставки груза;
ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.
80. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
81. Отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов.
82. Акт содержит:
а) дату и место составления акта;
б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза - их описание и фактический размер;
д) подписи участвующих в составлении акта сторон.

84. В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа.
85. Акт составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в 2 экземплярах. Исправления в составленном акте не допускаются.
86. В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.

Следуя разъяснениям  в Правилах перевозок акт о простое вправе составить заинтересованная сторона, например ваше предприятие. Подписанного перевозчиком акта о простое  достаточно. Оплачивать перевозчику за предоставление ТТН с отметками о простое не понадобится. 🤔
64 балла
NNSАвтор вопроса
0 баллов
Спасибо.
Мы, как заинтересованная сторона, и  могли бы составить акт. Но у нас  нет никаких данных о простое. 
Перевозчик же не предоставляет нам ТТНку, на основании которой он начисляет простой.
Они просто пишут в закрывающем документе " Простой - столько-то часов и сумма". А нам и проверить их никак.
Мы даже не знаем был ли простой машины и сколько часов, пока не увидим закрывающий документ. А получаем мы его через несколько дней после доставки. 
Получается какая-то странная ситуация. Перевозчик начисляет нам сумму за простой машины, а мы и не знаем, правильно ли.
Вопрос удалён модератором.
Но как заставить перевозчика давать какие-либо обосновывающие документы?
Цитата (NNS):Получается какая-то странная ситуация. Перевозчик начисляет нам сумму за простой машины, а мы и не знаем, правильно ли.
И главное, как принять к учету эту сумму без обоснований? Правомерно или нет? Мне кажется, что обосновывать надо.
Но как заставить перевозчика давать какие-либо обосновывающие документы?
Добрый день! Это уже новый вопрос. А новый вопрос, по правилам форума, задаётся в новой теме. Для удобства отвечающих в новой теме можете поставить ссылку на это обсуждение.
Проверить себя или контрагента по «черным спискам» ФНС
Реклама 16+. Реквизиты
г. Ростов-на-Дону585 000 баллов
Цитата (NNS):И все-таки какой-то подтверждающий начисление штрафа документ они  должны нам предоставлять?
Правильно оформленную ТТН/ТН с проставлением даты и времени простоя. Не понятно почему Вам предлагают оформить ТТН/ТН за деньги? Выставят счет за оформление ТТН?
NNSАвтор вопроса
0 баллов
Судя по тому тексту приложения к договору, который они требуют подписать, да. ТТн оформлять специально не надо, она есть. Мы просто хотим от них  получить её скан-копию, раз они не составляют никакой акт о простое (т. к. это не предусмотрено в договоре). Пыталась найти где-нибудь в законодательных документах, что они должны нам дать копию бесплатно, в рамках договора. Но не могу найти и правильно обосновать.
г. Ростов-на-Дону585 000 баллов
47 баллов
Цитата (NNS): Судя по тому тексту приложения к договору, который они требуют подписать, да. ТТн оформлять специально не надо, она есть. Мы просто хотим от них  получить её скан-копию, раз они не составляют никакой акт о простое (т. к. это не предусмотрено в договоре). Пыталась найти где-нибудь в законодательных документах, что они должны нам дать копию бесплатно, в рамках договора. Но не могу найти и правильно обосновать.
Цитата (АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 апреля 2018 г. по делу N А75-6125/2017):Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2018 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Забоева К.И.,
Шабаловой О.Ф.,
при ведении судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Новоселовой О.В., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Снабжение-Нефтеюганск" на постановление от 14.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Краецкая Е.Б., Зорина О.В., Шарова Н.А.) по делу N А75-6125/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецнефтеавтотранс" (111250, город Москва, улица Лефортовский вал, дом 24, помещение IV, комната 2, ИНН 7722329460, ОГРН 1157746497127) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Снабжение-Нефтеюганск" (628384, город Пыть-Ях, Промышленная зона Центральная, улица Магистральная, дом 90, ИНН 8604035265, ОГРН 1058602818174) о взыскании денежных средств.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытое акционерное общество "Акционерная компания Озна" (ИНН 0265004219, ОГРН 1020201931199).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Москвы (судья Акименко О.А.) в заседании участвовали представители: общества с ограниченной ответственностью "РН-Снабжение-Нефтеюганск" - Маленевская К.О., действующая на основании доверенности от 01.01.2018; общества с ограниченной ответственностью "Спецнефтеавтотранс" - Баханов Д.В., действующий на основании доверенности от 12.12.2016.
Суд
  установил:   общество с ограниченной ответственностью "Спецнефтеавтотранс" (далее - ООО "Спецнефтеавтотранс") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Снабжение-Нефтеюганск" (далее - ООО "РН-Снабжение-Нефтеюганск") о взыскании 161 209 руб. 52 коп. неустойки за задержку (простой) транспортных средств, поданных под выгрузку.
Определением от 11.05.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Акционерная компания Озна" (далее - ОАО "АК Озна").
Решением от 18.09.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Касумова С.Г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 14.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 18.09.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отменено. Принят новый судебный акт о взыскании с ООО "РН-Снабжение-Нефтеюганск" в пользу ООО "Спецнефтеавтотранс" 161 209 руб. 52 коп. штрафа и 5 836 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
ООО "РН-Снабжение-Нефтеюганск" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит следующие доводы: судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены нормы материального права; вывод суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие актов по факту обнаружения задержки (простоя) транспортных средств под выгрузкой, само по себе не исключает факта простоя транспортных средств под выгрузкой, противоречит пунктам 80, 86 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила N 272).
В отзыве ООО "Спецнефтеавтотранс" просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что отношения между ООО "Спецнефтеавтотранс" (исполнитель) и ОАО "АК Озна" (заказчик) урегулированы договором оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом от 01.09.2015 N 0915-570 (далее - договор).
В рамках исполнения обязательств по договору ОАО "АК Озна" (грузоотправитель) направило истцу (перевозчик) заявки на перевозку грузов автомобильным транспортом от 05.12.2016 N 146-150 в адрес ООО "РН-Снабжение-Нефтеюганск" (грузополучатель).
На основании указанных заявок истец осуществил доставку груза грузополучателю - ответчику, в подтверждение чего им представлены транспортные накладные от 06.12.2016 N 1202, от 05.12.2016 N 1204, N 1198, N 1200, N 1199 (далее - транспортные накладные).
В связи с простоем автотранспортных средств под выгрузкой истец, руководствуясь частью 4 статьи 35 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта), начислил ответчику штраф в сумме 161 209 руб. 52 коп.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требований истца об уплате штрафа, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался статьями 330, 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Уставом автомобильного транспорта, Правилами N 272 и пришел к выводу о непредставлении надлежащих доказательств, подтверждающих наличие оснований для взыскания штрафа за задержку (простой) транспортных средств, поданных под выгрузку ответчику.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда и принимая новый судебный акт, руководствовался статьями 784, 785 ГК РФ, статьями 1, 8, 11, 15, 35, 38 Устава автомобильного транспорта, параграфом 8 раздела 6 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, Правилами N 272. При этом оценка транспортных накладных позволила суду апелляционной инстанции установить факт простоя автотранспортных средств под выгрузкой сверх установленного для этого времени и, как следствие, наличие оснований для вывода о взыскании штрафа с ответчика в сумме 161 209 руб. 52 коп.
Оснований для иных выводов судом округа не установлено.
В силу пункта 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Согласно части 4 статьи 35 Устава автомобильного транспорта за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере: 1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении; 2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.
Исходя из части 5 статьи 11 Устава автомобильного транспорта, грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать в путевом листе, транспортной накладной, сопроводительной ведомости время подачи транспортного средства, контейнера в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них.
В соответствии с частью 6 статьи 35 Устава автомобильного транспорта основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку (выгрузку), служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств.
Форма транспортной накладной, предусмотренная приложением N 4 к Правилам N 272, позволяет с достоверностью отразить факт хозяйственной жизни, под которым Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" понимает сделку, событие, операцию, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Параграфом 8 раздела 6 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, и действующих в настоящее время в части, не противоречащей Правилам N 272, предусмотрено, что в транспортной накладной графы "Время прибытия автомобиля под погрузку (разгрузку)" и "Время окончания погрузки (разгрузки)" должны заполняться грузоотправителем (грузополучателем) в товарно-транспортных документах, исходя из времени фактического прибытия автомобиля и окончания указанных работ.
Частью 2 статьи 11 Устава автомобильного транспорта предусмотрено, что время подачи транспортного средства, контейнера под выгрузку исчисляется с момента предъявления водителем транспортного средства грузополучателю транспортной накладной в пункте выгрузки.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, в том числе транспортные накладные, апелляционная инстанция установила, что они содержат отметки о дате и времени прибытия и убытия истца; какие-либо акты разногласий или иные документы по этому поводу не составлялись.
Оценка транспортных накладных, содержащих сведения о таких событиях как: время прибытия автомобиля по погрузку (разгрузку) и время окончания погрузки (разгрузки), позволила суду апелляционной инстанции установить факт задержки (простоя) транспортных средств, поданных под выгрузку, сверх установленных сроков, и, как следствие, прийти к выводу о наличии оснований для взыскания штрафа.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой, в том числе и суда апелляционной инстанции, который в силу присущих ему дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешает дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
АПК РФ позволяет стороне доказывать обстоятельства, на которые она ссылается, всеми средствами, предусмотренными процессуальным законом (статьи 65, 67, 68, 71 АПК РФ).
К установленным обстоятельствам, вопреки доводам ответчика, пункты 80, 86 Правил N 272 применены судом апелляционной инстанции правильно.
Действительно, в силу подпункта "ж" пункта 79 Правил N 272 в случае задержки (простоя) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку, составляется акт, а в транспортной накладной должна быть сделана отметка о его составлении (пункт 86 Правил N 272).
Вместе с тем отсутствие такого акта, составленного по правилам подпункта "ж" пункта 79 Правил N 272, и соответствующей отметки в транспортной накладной, само по себе не исключает наличия факта задержки (простоя) транспортных средств, поданных под выгрузку. Такой акт не является единственно возможным допустимым доказательством ненадлежащего исполнения грузополучателем своих обязанностей (статьи 64, 68 АПК РФ), и перевозчиком в подобной ситуации могут быть представлены иные доказательства, подтверждающие данное обстоятельство.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
  постановил:   постановление от 14.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-6125/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
Председательствующий С.В.ФРОЛОВА
  Судьи К.И.ЗАБОЕВ О.Ф.ШАБАЛОВА
47 баллов
NNSАвтор вопроса
0 баллов
Спасибо за ответ. 
Просмотрела все законодательные документы, указанные в данном судебном решении.
Думала-думала и мне кажется, что все проще.
В договоре  (или в приложениях к нему) должна быть указана стоимость оказания услуги в цифровом выражении либо прописан механизм начисления стоимости (в нашем случае механизм начисления штрафа за простой).
В закрывающем документе в строке "Простой машины" есть 2 показателя: количество часов и стоимость часа простоя.
1-ый показатель -Стоимость часа простоя, она указана в договоре в рублях.
А по поводу определения количества часов простоя в договоре сказано: "Определением времени прибытия/убытия транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств." 
Значит указанное время прибытия и убытия в этой транспортной накладной в данном случае и является 2-ым показателем механизма начисления штрафа.
И значит перевозчик должен предоставлять ее заказчику в рамках исполнения договора и безвозмездно.  
Правильно ли я рассуждаю?
Алгоритм действий работодателя при выявлении уклониста
Реклама 16+. Реквизиты
Подпишитесь на рассылку
Будем присылать новости и статьи о самых значимых для бухгалтера новшествах.