Недоглавбух

Кто обязан составлять путевые листы?

Здравствуйте.
Помогите, пожалуйста, разобраться в вопросе.
 
Директор решил приобрести на ЮЛ (ООО на ОСНО) легковой автомобиль, который будет использоваться им же. Наша компания занимается оптовыми продажами. Директор ездит к клиентам как на переговоры, так и с целью доставки товара, но как таковую услугу доставки мы не оказываем, клиенты нам её дополнительно не оплачивают, доставка включена в стоимость товара. К тому же, далеко не всегда в начале дня известно, нужно ли будет подвезти товар клиенту в течение дня.
Сейчас в голове полная каша по поводу учёта ГСМ. Мы хотели составить свою фору маршрутных листов и применять их, а не путевые.
Лучший документ для подтверждения расходов, конечно, путевой лист, но его обязательные реквизиты (контроль технического состояния и медосмотр) вгоняют в ступор. Есть ли актуальные разъяснения по 152-му приказу Мнтранса, кто вообще обязан применять путевые листы?
Читаю "Общие положения": "2. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи." То есть выходит вообще все эксплуатирующие, независимо от цели эксплуатации. Но это те, кто должен применять обязательные реквизиты при составлении путевых листов. А должны ли мы вообще в обязательном порядке составлять путевые листы? Какими нормами это установлено?
ОтветитьНовый вопрос. . .
Ольга Рогова 515 947 баллов, г. Ростов-на-Дону
25 декабря 2019 в 07:52
Доброго дня.
 Посмотрите аналогичное обсуждение на форуме:Можно ли использовать маршрутный лист вместо путевого листа?

Цитата (Оформление путевых листов: топ‑10 вопросов): Обязательно ли оформлять путевой лист на автомобиль, который используется для перемещения товаров со склада в торговые точки, а не для оказания услуг по перевозке груза третьим лицам?
Основными нормативными актами по использованию автотранспорта являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.
В статье 6 Устава автомобильного транспорта сказано, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Минтранс России издал Приказ от 18.09.2008 № 152, в котором утверждены обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения. При этом в Приказе четко сказано, что его обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. То есть об оказании услуг по перевозке речи уже нет.
Таким образом, Приказ фактически расширил круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта. Получается, что эксплуатация любого транспортного средства организации должна оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС).
Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в специальном сервисе
25 декабря 2019 в 19:14
Ольга Рогова, добрый день.

Но если посмотреть Приказ 152 выше, читаем:
"Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов разработаны в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ".
А 259-ФЗ как раз "регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом ..." и "определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов ...".
То есть и п.2 раздела 1 Приказа № 152 очевидно следует понимать в контексте 259-ФЗ, в соответствии с которым он и составлен. А иначе получается, что Приказ трактуется просто сам по себе отдельно от закона?

P.S. Ниже в пункте 9 Приказа 152:
"Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях."
Т.е. когда в машине директор едет на деловую встречу без грузов и пассажиров (а пассажир, согласно 259-ФЗ, это "физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства") по логике путевой не нужен.
Ольга Рогова 515 947 баллов, г. Ростов-на-Дону
26 декабря 2019 в 08:04
Если организация осуществляет перевозки для собственных нужд, она так же обязана соблюдать  законодательство, предусмотренные для юр.лиц, эксплуатирующих транспортные средства
Цитата (МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 28 сентября 2018 г. N 03-01/21740-ИС О ПУТЕВЫХ ЛИСТАХ):....................
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Минтранса России от 6 апреля 2017 г. N 141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств" (зарегистрирован в Минюсте России 23 июня 2017 г., регистрационный N 47160) (далее соответственно - Порядок, предрейсовый контроль) установлены требования к организации и проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, в том числе установлен перечень неисправностей, проверяемых контролером при выпуске на линию транспортных средств, с целью исключения возможности их выпуска на линию в технически неисправном состоянии.
Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно Порядку предрейсовый контроль проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки.
В соответствии с порядком заполнения путевых листов, утвержденным приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 (далее - приказ Минтранса России N 152), даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества, дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Учитывая изложенное, путевой лист должен оформляться, в том числе организацией, эксплуатирующей транспортные средства, каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя и предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства.
Одновременно сообщаем, что согласно статье 3 Федерального закона N 9196-ФЗ одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
 
Заместитель директора департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта Минтранса
В.В.ЛУГОВЕНКО
и
Цитата (МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 14 мая 2019 г. N ДЗ/10239-ис О ЗАПОЛНЕНИИ ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ):В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы Российской Федерации Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо и сообщает.
Статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) закреплены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при эксплуатации транспортных средств.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - приказ Минтранса России N 152).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
В соответствии с приказом Минтранса России N 152 обязательными реквизитами путевого листа являются:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.
В соответствии с пунктом 10 приказа Минтранса России N 152 путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
Таким образом, в соответствии с приказом Минтранса России N 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Одновременно сообщаем, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Вместе с тем в письме Минфина от 16 июня 2011 г. N 03-03-06/1/354 указано, что организации могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения.
Дополнительно сообщаем, что приказом Минтранса России N 152 форма типового бланка путевого листа не установлена.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны обязательные реквизиты, которые приведены в приказе Минтранса России N 152.
 
Заместитель директора департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта Минтранса
В.В.ЛУГОВЕНКО
 
26 декабря 2019 в 09:54
Цитата (Ольга Рогова):Если организация осуществляет перевозки для собственных нужд, она так же обязана соблюдать  законодательство, предусмотренные для юр.лиц, эксплуатирующих транспортные средства
Хорошо, если осуществляются перевозки, это ещё как-то можно подтянуть под обязанности. Но если директор едет один просто на встречу. Или, например, забирает только что купленный автомобиль из салона и гонит его в организацию или в ГИБДД для регистрации номера. Какой в путевом листе может быть предрейсовый контроль или регистрационный знак, если его ещё в принципе нет? А этот реквизит тоже числится среди обязательных. То есть обязательные реквизиты в листе быть должны указаны вообще как таковые, но заполняются они всё-таки при возможности и необходимости ("если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации", как указано про тех.контроль).

Цитата (Ольга Рогова):В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки
Читаю статью 20 Федерального закона № 196-ФЗ и не вижу пункта № 4. Их там всего 3. И в пункте 2 написано:
Цитата (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019), Статья 20):2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:
...
организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
В этом же Федеральном законе № 196-ФЗ читаю дальше:
Цитата (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019), Статья 23):3. Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.
Директор ведь не нанят "в качестве водителя".

Так и выходит, что даже при применении путевого листа для целей учёта и подтверждения расхода ГСМ эти отметки на легковом автомобиле директор ставить не обязан. Вот если он примет на работу личного водителя на легковой а/м или тем более на грузовик для развозки товаров клиентам - тут вопросов нет вообще.

Дополнение 28.12.2019. Т.к. больше комментариев нет, видимо, никто мне больше не поможет разобраться. В общем, как я понимаю, все выводы об обязательности применения именно Путевого листа делаются из предположений, что абсолютно все должны проходить контроль ТС и медосмотр, с чем я не согласна, вчитавшись в законы. Поэтому для себя решила, что в нашем случае мы можем разработать и утвердить свою форму документа для учёта пробега и ГСМ, назвав его "маршрутный лист" или как угодно иначе, и добавить в него все необходимые нам реквизиты, а ненужные и необязательные для нас (в частности, две вышеобсуждаемые отметки) не включать. Налоговую вполне устроит любой документ, подтверждающий пробег, именно путевой лист они требовать не вправе. И ГИБДД получается не может оштрафовать нас за отсутствие пресловутых отметок.

Ольга Рогова, спасибо за ответы, для меня они были полезны.
ЭЦП для дистанционного управления бизнесом
Получите электронную подпись без посещения госорганов
30 декабря 2019 в 10:32
Добрый день.
Цитата (Недоглавбух):Т.к. больше комментариев нет, видимо, никто мне больше не поможет разобраться.
Хорошая у вас получилась дискуссия, добавить к ней особо и нечего.
Цитата (Недоглавбух):для себя решила, что в нашем случае мы можем разработать и утвердить свою форму документа для учёта пробега и ГСМ, назвав его "маршрутный лист" или как угодно иначе, и добавить в него все необходимые нам реквизиты, а ненужные и необязательные для нас (в частности, две вышеобсуждаемые отметки) не включать.
Да, это допустимый вариант, если в машине не перевозятся пассажиры, грузы или багаж.
Цитата (Недоглавбух):Налоговую вполне устроит любой документ, подтверждающий пробег
Требования на местах могут отличаться, и налоговикам, безусловно, гораздо привычнее работать именно с путевыми листами. Поэтому бухгалтеры, имеющие большой опыт выездных проверок, стараются не создавать себе лишних проблем. Но если вы готовы спорить и доказывать правомерность применения именно маршрутных листов - не вопрос, можете.
30 декабря 2019 в 13:15
Александра, спасибо.