MariaMolly

Как российскому ООО удерживать налог с процентов по займу иностранной организации?

Добрый день!
Столкнулись с очень непростой ситуацией. Есть договор займа между ООО в России и учредителем ООО (организация в Португалии). ООО в России - получатель займа. Необходимо выплатить проценты по займу португальской организации (сам займ давно погашен). Правильно ли мы понимаем, что согласно Конвенции об избежании двойного налогообложения, мы должны запросить у них документ-подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в Португалии и удержать налог по ставке 10% от суммы процентов (то есть для примера, мы платим 500 евро процентов и 50 евро в рублевом эквиваленте в рублях в бюджет РФ).  Или задолженность по процентам будет являться контролируемой и необходимо считать коэффициент капитализации?

Заранее спасибо!
ОтветитьНовый вопрос. . .
smv_mars 164 233 балла, г. Омск
11 октября 2021 в 11:48
Добрый день.

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 февраля 2018 г. N 03-08-05/12137 О налогообложении процентов, выплачиваемых российским обществом иностранной организации - резиденту Португалии
2 апреля 2018
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом по вопросу налогообложения процентов, выплачиваемых российским обществом иностранной организации - резиденту Португалии, сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем сообщаем следующее.
Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 309 Кодекса определен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации и относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
К таким доходам, в частности, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса относятся доходы от долговых обязательств любого вида, полученные иностранной организацией.
Вместе с тем статьей 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 "Проценты" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Португальской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 29.05.2000 (далее - Конвенция) проценты могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на проценты, является резидентом другого Договаривающегося Государства, взимаемый таким образом налог не должен превышать 10 процентов от общей суммы процентов. Компетентные органы Договаривающихся Государств по взаимному согласию определяют способ применения такого ограничения.
Поскольку компетентными органами России и Португалии не был установлен специальный способ применения положений пункта 2 статьи 11 Конвенции, доходы в виде процентов, полученные иностранной организацией резидентом Португалии от источников в Российской Федерации по договору займа, подлежат налогообложению у источника в Российской Федерации по ставке 10 процентов, установленной пунктом 2 статьи 11 Конвенции, при условии выполнения требований, установленных Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате дохода.
В соответствии с нормами пункта 3 статьи 310 Кодекса исчисление и удержание сумм налога с дохода, который в соответствии с международным договором облагается налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, производится налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 312 Кодекса установлено, что иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, заверенный компетентным органом соответствующего иностранного государства. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода. Предоставление указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором предусмотрен льготный режим налогообложения, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
Налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов, независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов и т.п.
При определении фактического получателя дохода для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения могут приниматься во внимание следующие документы (информация):
1) документы (информация), подтверждающие (опровергающие) наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения и использования полученным доходом;
2) документы (информация), подтверждающие возникновение у получателя дохода, местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника в Российской Федерации при последующей передаче полученных денежных средств третьим лицам (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения);
3) документы (информация), подтверждающие осуществление получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, фактической предпринимательской деятельности.
По нашему мнению, отсутствие в Кодексе упоминания о конкретных документах, необходимых для определения фактического получателя дохода, свидетельствует о том, что законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации, позволяющей установить вышеуказанные обстоятельства.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А. Смирнов

ГАРАНТ.РУ: https://Ссылка удалена модератором. Размещать ссылки и гиперссылки на другие СМИ и коммерческие сайты без согласования с администрацией портала запрещено правилами форума
Вести налоговый и бухгалтерский учет основных средств по актуальным правилам
smv_mars 164 233 балла, г. Омск
11 октября 2021 в 11:56
Ольга Матвеева, прошу прощения, забыла.
Письмо из правовой базы...
Александр Погребс Главный консультант
11 октября 2021 в 14:35
Добрый день!
Цитата (smv_mars):Письмо из правовой базы...
Можно делать ссылки из правовой базы "Контур.Норматив".
В данном случае: Письмо Минфина РФ от 27.02.2018 N 03-08-05/12137

Успехов!
11 октября 2021 в 14:38
smv_mars, 
спасибо за ответ.
Да, это письмо я тоже нашла, но потом наткнулась на информацию о контролируемой задолженности, и нигде не могу найти информацию, являются ли проценты контролируемой задолженностью.
Заполнить путевой лист со всеми обязательными реквизитами в специальном сервисе
smv_mars 164 233 балла, г. Омск
12 октября 2021 в 07:05
Цитата (Александр Погребс):Можно делать ссылки из правовой базы "Контур.Норматив".
В данном случае: Письмо Минфина РФ от 27.02.2018 N 03-08-05/12137
 Да понимаю я ))))
Но октябрь месяц хлопотный... постараюсь не косячить....
yuitver 12 601 балл, г. Тольятти
12 октября 2021 в 08:45
Добрый день,
Цитата (MariaMolly):являются ли проценты контролируемой задолженностью.
Зависит от того является ли сам заем контролируемой задолженностью (судя по Вашему описанию он таковым является) и от того капитализировались ли проценты по условиям договора. Если капитализировались, то соответственно они стали частью долгового обязательства по смыслу ст. 269 НК РФ.
Цитата (MariaMolly):Или задолженность по процентам будет являться контролируемой и необходимо считать коэффициент капитализации?
Хотелось бы обратить Ваше внимание, что никакого "или" здесь нет. Правила "тонкой капитализации" указанные в ст. 269 НК РФ и правила налогообложения процентных доходов, установленных СоИДН между РФ и Португалией действуют параллельно и независимо друг от друга. Размер предельных процентов Вы считаете для целей определения своих налоговых обязательств по налогу на прибыль. А по правилам СоИДН Вы считаете налог с дохода Вашего контрагента, который Вы удерживаете и оплачиваете как налоговый агент.
Эксперт Бухонлайна согласен
12 октября 2021 в 15:58
yuitver, 
да, займ является контролируемой задолженностью, Вы правы.
Вопрос о капитализации возник в связи с п.6 ст.269, согласно которому проценты могут быть переклассифицированы в дивиденды, а это уже налог по ставке 15%.
Но с другой стороны я нашла Письмо Минфина от 23 октября 2017 г. N 03-03-06/1/69285, в котором говорится:
"если на последнее число отчетного периода у налогоплательщика отсутствует непогашенная контролируемая задолженность, положения пунктов 2 - 4 статьи 269 НК РФ в отношении процентов, начисленных за этот отчетный период, не применяются."

И тут я окончательно запуталась 🙁((
Сдать отчетность по ЕСХН через интернет
yuitver 12 601 балл, г. Тольятти
13 октября 2021 в 09:48
MariaMolly, А как долго Ваш учредитель таковым является, больше двух лет? Если больше, то в принципе не важно, как Вы будете квалифицировать проценты для целей Конвенции, ставка и для процентов и для дивидендов будет одна.
Цитата (Конвенция между правительством Российской Федерации и правительством Португальской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы): Статья 10 Дивиденды
3. Независимо от положений пункта 2, если лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является компания, которая в течение непрерывного двухлетнего периода до выплаты дивидендов прямо владеет по крайней мере 25 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, взимаемый таким образом налог не должен превышать 10 процентов от общей суммы дивидендов.
И даже если срок владения капиталом меньше двух лет, то для целей Конвенции проценты останутся процентами
Цитата (Конвенция между правительством Российской Федерации и правительством Португальской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы): Статья 10 Дивиденды
4. Термин "дивиденды" при использовании в настоящей статье означает доход от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, но дающих право на участие в прибыли, а также доход от других корпоративных прав, который подлежит такому же налогообложению, как и доходы от акций в соответствии с законодательством Государства, резидентом которого является компания, распределяющая прибыль. Применительно к Португалии этот термин также включает прибыль, которая по согласованию относится к участию в прибыли.
В общем, особых поводов для сомнений и волнений в Вашей ситуации я не вижу.
Эксперт Бухонлайна согласен
13 октября 2021 в 17:14
yuitver, 
Большое Вам спасибо за ответ!
Теперь все окончательно встало на свои места!