Knopochkaспросил19 июня 2024 в 10:28
 1 277 просмотров 

Какой ставкой НДС облагаются услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для международных перевозок с 1 июля 2024 года?

Добрый день.

В рамках договора организация-исполнитель на ОСНО оказывает заказчику услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для международной перевозки грузов, т.е. предоставляет вагоны для перевозки от станции отправления на территории РФ до порта на территории РФ, в котором груз далее перегружается на судно и уходит в адрес иностранного получателя.

На основании пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке НДС 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров, которые в том числе отдельным пунктом включают услуги по предоставлению вагонов (контейнеров). Кроме того, положения данного подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (услуги ТЭО также выделены отдельным абзацем в данном подпункте).

С 01.07.2024 вводятся изменения, согласно которым  указанный подпункт не будет более распространяется на услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) по перевозке вывозимого (ввозимого) с территории РФ (на территорию РФ) товара, а также на транспортно-экспедиционные услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) при организации такой перевозки, если одновременно выполняются следующие условия:
- указанные организации (индивидуальные предприниматели) осуществляют перевозку только между пунктами, находящимися на территории РФ;
- указанные организации (индивидуальные предприниматели) не указаны в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), в качестве одного из перевозчиков.

!!! Т.е. если читать дословно, то по идее вводимые изменения не касаются услуг по предоставлению вагонов для международных перевозок и несмотря на то, что формально пункт отправления и пункт прибытия (т.е. порт) предоставляемых вагонов находится на территории РФ и организация-исполнитель не указывается ни в каких товаросопроводительных документов, и после 01.07.2024 к услугам по предоставлению вагонов (контейнеров) в рамках международных перевозок будет правомерным применять ставку НДС 0%???
Подскажите пожалуйста, права ли я или мои рассуждения ошибочны?
Новый вопрос Ответить
Добрый день!
Если вы цитируете материалы со стороннего ресурса, то укажите, пожалуйста, автора, источник и дату публикации, но без гиперссылок. Таковы требования правил форума.
Получите образец учетной политики и ведите бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП
Реклама 16+. АО «ПФ «СКБ Контур». Реквизиты
Добрый день!
Цитата (Knopochka):В рамках договора организация-исполнитель на ОСНО оказывает заказчику услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для международной перевозки грузов, т.е. предоставляет вагоны для перевозки от станции отправления на территории РФ до порта на территории РФ, в котором груз далее перегружается на судно и уходит в адрес иностранного получателя.

На основании пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке НДС 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров, которые в том числе отдельным пунктом включают услуги по предоставлению вагонов (контейнеров). Кроме того, положения данного подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (услуги ТЭО также выделены отдельным абзацем в данном подпункте).

С 01.07.2024 вводятся изменения, согласно которым  указанный подпункт не будет более распространяется на услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) по перевозке вывозимого (ввозимого) с территории РФ (на территорию РФ) товара, а также на транспортно-экспедиционные услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) при организации такой перевозки, если одновременно выполняются следующие условия:
- указанные организации (индивидуальные предприниматели) осуществляют перевозку только между пунктами, находящимися на территории РФ;
- указанные организации (индивидуальные предприниматели) не указаны в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), в качестве одного из перевозчиков.

!!! Т.е. если читать дословно, то по идее вводимые изменения не касаются услуг по предоставлению вагонов для международных перевозок и несмотря на то, что формально пункт отправления и пункт прибытия (т.е. порт) предоставляемых вагонов находится на территории РФ и организация-исполнитель не указывается ни в каких товаросопроводительных документов, и после 01.07.2024 к услугам по предоставлению вагонов (контейнеров) в рамках международных перевозок будет правомерным применять ставку НДС 0%???
Подскажите пожалуйста, права ли я или мои рассуждения ошибочны?
Читаем первоисточник в редакции после 01.01.24:
Статья 164. Налоговые ставки

Цитата (НК РФ, часть 2, глава 21 "НДС", статья 164 "Налоговые ставки"):1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
...
2.1) услуг по международной перевозке товаров.

В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;

транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся ...

Положения настоящего подпункта не распространяются на услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) по перевозке вывозимого (ввозимого) с территории Российской Федерации (на территорию Российской Федерации) товара, а также на транспортно-экспедиционные услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) при организации такой перевозки, если одновременно выполняются следующие условия:

указанные организации (индивидуальные предприниматели) осуществляют перевозку только между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации;

указанные организации (индивидуальные предприниматели) не указаны в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в качестве одного из перевозчиков.


Положения настоящего подпункта не распространяются на услуги указанных в подпункте 9 настоящего пункта российских перевозчиков на железнодорожном транспорте.

Положения настоящего подпункта распространяются также и на услуги, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего подпункта, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации (от портов или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации.

В целях настоящей статьи к международным перевозкам приравниваются работы (услуги) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;
Я намеренно привёл весь подпункт 2.1.
Добавленные абзацы выделил синим цветом.
Действительно, получается, что новые поправки относятся только непосредственно к перевозке и (или) ТЭУ. Услуг по предоставлению вагонов (подвижного состава) и контейнеров эти исключения не касаются.
Правда может быть применена такая логика: из международной перевозки сама поездка в вагоне исключается, значит и предоставление вагона получается не для международной перевозки.
Кстати, ещё более непонятным становится и десятый абзац, который распространяет подпункт на предоставление вагонов (контейнеров) и ТЭУ при перевозке по России импортных товаров.
Непонятно что именно распространяется - действие нулевой ставки или исключение? 😉
И здесь тоже требуются дополнительные разъяснения. Подождём.
А пока вернёмся к "нашим баранам".
Я бы обратил ваше внимание на другой подпункт.
Читаем первоисточник в действующей пока редакции:  
Цитата (НК РФ, часть 2, глава 21 "НДС", статья 164 "Налоговые ставки"):1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
...
2.7) транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта применяются при условии, что на перевозочных документах проставлены указанные в подпункте 3 пункта 3.7 статьи 165 настоящего Кодекса отметки таможенных органов.

Положения настоящего подпункта не распространяются на услуги указанных в подпункте 9 настоящего пункта российских перевозчиков на железнодорожном транспорте и услуги, указанные в подпункте 2.1 настоящего пункта;
Это действующая редакция. А с 01.07.24 из этого подпункта изымается абзац, который я пометил зелёным цветом.
Часто именно необходимость наличия отметок таможни на перевозочных документах было препятствие для применения этого подпункта.
С 1 июля такая необходимость отпадает и применение становится более широким.
Достаточно подтвердить, что товар, который перевозили в вашем вагоне был экспортным (реэкспортным). Т.е., соответствовал подпункту 1 пункта 1 статьи 164.
А требование об указании в документах о пересечении границы (как в подпункте 2.1) здесь нет.

И маленький нюанс в последнем абзаце этого подпункта.

Который сводится к следующему: если предоставление вагонов (подвижного транспорта) подпадает под подпункт 2.1, то подпункт 2.7 не применяется. Если не применяется подпункт 2.1, тогда применяется подпункт 2.7...
Вот такой "круговорот подпунктов в природе"... 😉

Успехов!
KnopochkaАвтор вопроса
1 133 балла
Александр, спасибо Вам за развернутый ответ.

Остается только на деяться на дополнительные разъяснения налоговиков по этому вопросу.🙏
Цитата (Knopochka):Остается только на деяться на дополнительные разъяснения налоговиков по этому вопросу.
С вагонами можно не ждать... 😉
Автоматическая сверка счетов‑фактур с контрагентами снизит риск доначислений НДС
Реклама 16+. АО «ПФ «СКБ Контур». Реквизиты