Анализ ликвидности баланса предприятия

Анализировать ликвидность баланса нужно, чтобы узнать, насколько компания финансово устойчива. А именно, сможет ли она отдать свои долги, если продаст активы. В статье изложены методы вычисления, которые чаще всего используют на практике. Формулы несложные. Разобраться с ними сможет даже начинающий бухгалтер.
Что такое ликвидность баланса
У организации есть активы и обязательства.
Обязательства — это деньги, которые нужно отдать поставщикам, банкам, бюджету и т.д. Для разных долгов установлены свои сроки. Одни следует погасить в текущем месяце, другие — через год и т.д. Компания отражает все обязательства в пассиве баланса.
Активы — это то, что можно продать, то есть обменять на деньги (имущество, НМА и проч.). При этом у каждого объекта своя степень ликвидности. Что-то удастся реализовать быстро (высокая степень), что-то — через определенное время (более низкая степень) и т.д. Активы отражают в левой части баланса (см. «Бухгалтерский баланс: активы, пассивы, структура и виды»).
Ликвидность баланса — это наличие активов, которые можно продать в те же сроки, что установлены для покрытия обязательств. Проще говоря, если предприятие в состоянии реализовать актив, и на вырученные деньги погасить долг, не допустив просрочки, это значит, что ликвидность достигнута.
Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов
Для чего проводить анализ ликвидности баланса
Чаще всего ее вычисляют кредиторы, прежде чем выдать заем. Анализ также проводят инвесторы перед тем, как вложить собственные средства в бизнес компании. Цель —получить уверенность, что кредит вернется с процентами, а инвестиции окупятся.
Плюс к этому расчеты делают потенциальные поставщики и подрядчики. Если организация-заказчик в состоянии получить свободные средства от продажи активов, то она платежеспособна. С таким предприятием охотно заключают крупные сделки.
Проверить себя или контрагента по санкционным спискам
Проверить бесплатно
Как провести анализ ликвидности бухгалтерского баланса
Как правило, проводят комплексный анализ ликвидности: по абсолютным и общим показателям (коэффициентам). Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Анализ по абсолютным показателям
Нужно распределить активы на 4 группы: наиболее ликвидные, быстрореализуемые, медленно реализуемые, трудно ликвидные (см. табл.1).
Активы из первых трех групп принято называть текущими, потому что их стоимость часто меняется.
Табл. 1
Распределение активов на группы по степени ликвидности
Название группы |
Какие объекты включены |
По каким строкам баланса отражены |
---|---|---|
А1: наиболее ликвидные |
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (на период до 1 года) |
1240, 1250 |
А2: быстрореализуемые |
Дебиторская задолженность |
1230 |
А3: медленно реализуемые |
Запасы, входной НДС (сальдо по счету 19), прочие оборотные активы за минусом расходов будущих периодов |
1210, 1220, (1260 — РБП) |
А4: трудно ликвидные |
Внеоборотные активы: основные средства, НМА и проч. |
1100 |
Обязательства (пассивы) тоже следует распределить на 4 группы: неотложные, краткосрочные, долгосрочные, постоянные (см. табл. 2).
Табл. 2
Распределение пассивов (обязательств) на группы по срочности погашения
Название группы |
Какие объекты включены |
По каким строкам баланса отражены |
---|---|---|
П1: неотложные |
Краткосрочная кредиторская задолженность (период погашения 1 год и менее) |
1520 |
П2: краткосрочные |
Краткосрочные заемные средства (период возврата 1 год и менее), оценочные обязательства, прочие краткосрочные обязательства |
1510, 1540, 1550 |
П3: долгосрочные |
Долгосрочные обязательства (срок погашения более 1 года) |
1400 |
П4: постоянные |
Капитал |
1300 |
Далее надо сопоставить полученные значения и сделать выводы.
- Если А1 > (=) П1 — в текущий момент организация платежеспособна; достигнута текущая ликвидность.
- Если А2 > (=) П2 — вероятно, компания будет платежеспособной в скором будущем (при условии, что дебиторы рассчитаются вовремя); достигнута текущая ликвидность.
- Если А3 > (=) П3 — вероятно, организация будет платежеспособной через год и далее (при условии, если продажи будут идти без перебоев); достигнута перспективная ликвидность.
- Если А4 < (=) П4 — баланс ликвиден, организация финансово устойчива (данное неравенство автоматически выполняется при соблюдении первых трех неравенств).
Узнать, сколько налогов заплатил контрагент и проверить его финансовое состояние можно в сервисе «Контур.Фокус»
Подключиться к сервису
Анализ по общим показателям
Суть его в том, чтобы рассчитать несколько коэффициентов, показывающих платежеспособность предприятия. Данные следует брать из соответствующих строк баланса по состоянию на отчетную дату: 31 декабря, 30 апреля и проч.
Коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ)
Это соотношение наиболее ликвидных активов (денег и краткосрочных финансовых вложений) к неотложным и краткосрочным обязательствам.
Коэффициент показывает, насколько компания окажется обеспечена деньгами в самое ближайшее время. Вычисляется по формуле:
КАЛ = А1 / (П1 + П2)
Допустимым считается значение, которое лежит в диапазоне от 0,2 до 0,8.
Если получилась цифра более 0,8 — это тревожный симптом. Скорее всего, организация не эффективно использует свои деньги, не вкладывает их в бизнес.
Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ)
Он демонстрирует, сколько раз предприятие погасит краткосрочные обязательства, если продаст все оборотные активы. Формула выглядит следующим образом:
КТЛ = (А1+А2+А3) / (П1+П2)
Если значение коэффициента лежит в диапазоне от 1 до 2,5 — это хороший результат. Финансовое положение компании устойчиво.
Цифра менее 1 указывает на чрезмерную закредитованность, либо низкую эффективность бизнеса.
Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности (КПЛ)
Показывает, какую долю кредиторской задолженности погасит компания, если продаст наиболее ликвидные и быстрореализуемые активы. Формула для расчета:
КПЛ = (А1+А2) / (П1+П2)
Приемлемое значение — от 0,7 до 1,5. Цифра менее 0,7 свидетельствует о следующей ситуации. У предприятия не хватает свободных средств, чтобы выплатить зарплату, купить материалы, товары, погасить «кредиторку». Компания вынуждена брать все новые и новые кредиты, понижая и без того низкую ликвидность.
Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО
Как повысить ликвидность баланса
Необходимо получить как можно больше «свободных» денег. Вот несколько шагов, которые помогут добиться результата.
Во-первых, провести инвентаризацию запасов и прочего имущества, и продать то, что не будет использовано в обозримом будущем.
Во-вторых, сократить дебиторскую задолженность. А именно, принять меры, чтобы должники погасили долги перед компанией. Возможен и другой вариант — переуступить «дебиторку» третьему лицу, выручив в кратчайший срок определенную сумму.
В-третьих, по возможности брать у поставщиков товар на условиях «оплата после реализации». Исключив предварительную оплату, организация-покупатель увеличит показатель наиболее ликвидных активов.