Акт о списании основных средств по форме ОС‑4

Акт о списании основных средств по форме ОС‑4
Акт о списании основных средств по форме ОС‑4
12 сентября 2022

Сразу скажем, что эта форма не является обязательной (можно разработать свою). Однако большинство организаций выбирают именно ОС-4. Почему? Потому что она удобная и вмещает всю информацию, необходимую для обоснованного списания актива. Покажем на примере, как оформить акт.

Что такое основные средства

Определение дано в пункте 4 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (см. «ФСБУ 6/2020 «Основные средства»: что такое и как перейти»).

Бухгалтерия Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО

К основным средствам (ОС) относится актив, для которого одновременно выполняются условия:

  • имеет материально-вещественную форму;
  • предназначен для использования в ходе обычной деятельности: при производстве и продаже товаров, при оказании услуг, для предоставления во временное пользование за плату, для охраны окружающей среды и проч.;
  • предназначен для эксплуатации в течение периода свыше 12 месяцев (или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев);
  • способен приносить организации экономические выгоды в будущем.
Важно

Организация вправе утвердить лимит стоимости ОС. Объекты, которые подходят под все вышеперечисленные критерии, но стоят дешевле лимита, разрешено не относить к основным средствам. Вместо этого суммы, потраченные на их создание и приобретение, можно списать на текущие затраты (п. 5 ФСБУ 6/2020). Нередко лимит утверждают на уровне 100 000 руб., ведь именно такой критерий ОС установлен для целей налогового учета (п. 1 ст. 257 НК РФ; см. «Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020»).

Бухгалтерия Вести налоговый и бухгалтерский учет основных средств по актуальным правилам Попробовать бесплатно

Причины для списания

Объект ОС списывают в том периоде, когда он выбывает, либо теряет способность приносить экономические выгоды в будущем. Причиной списания могут стать, в числе прочего, следующие обстоятельства:

  • физический или моральный износ объекта (без перспектив продажи и возобновления использования);
  • передача актива другому лицу: продажа, мена, вклад в уставный капитал, предоставление в лизинг, передача некоммерческой компании;
  • физическое выбытие объекта в связи с утратой, пожаром, стихийным бедствием, аварией и т.д.;
  • невозможность дальнейшей эксплуатации из-за истечения нормативно допустимых сроков, либо иных предельных параметров эксплуатации;
  • прекращение деятельности, в которой было задействовано ОС (если использовать в других направлениях бизнеса невозможно).

В каких случаях применяется унифицированная форма ОС-4

Прежде всего отметим: применять унифицированную форму не обязательно (информация Минфина от 04.12.12 № ПЗ-10/2012). Можно разработать собственный бланк акта о списании ОС. Главное, отразить это в учетной политике (см. «Учетная политика организации: образцы на 2022 год, как составить, примеры»).

Бухгалтерия Получить образец учетной политики для небольшого ООО Получить бесплатно

Если руководство организации примет решение в пользу унифицированного бланка, нужно использовать форму № ОС-4 и указания по ее применению (утв. постановлением Госкомстата от 21.01.03 № 7).

Внимание!

Форма № ОС-4 не подходит для двух случаев. Первый — компания списывает автотранспортные средства. Второй — списывается не одно основное средство, а группа объектов. В таких ситуациях применяют формы № ОС-4а и № ОС-4б соответственно.

Правила заполнения формы ОС-4

При оформлении акта ОС-4 следует учесть несколько нюансов.

  1. Акт составляют в двух экземплярах: первый передают в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность ОС.
  2. На акте должны стоять подписи членов комиссии, которая установила непригодность ОС (комиссия состоит минимум из трех человек). Акт утверждается подписью руководителя компании или его уполномоченного лица.
  3. Графу «Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость» заполняют следующим образом. Если была переоценка, указывают восстановительную стоимость по итогам последней переоценки. Если переоценки не было — первоначальную стоимость, по которой ОС было принято к бухгалтерскому учету.
  4. В графе «Сумма начисленной амортизации (износа), руб.» указывают амортизацию, начисленную с начала эксплуатации.
  5. Данные результатов списания вносят в инвентарную карточку учета объекта (подробнее см. «Бухгалтерский учет основных средств (ОС)»).

Образец акта о списании основных средств

Скачать образец акта о списании основных средств

Экстерн Подготовить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность в ИФНС через интернет Сдать бесплатно
В закладки Поделиться 845