Сдача декларации по налогу на прибыль до 28 марта

Сдать бесплатно через Контур.Экстерн

28
 
Сдача декларации по налогу на прибыль до 28 марта
Сдать бесплатно 28
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
21 марта
ИП на ОСНО, подаривший физлицу помещение, которое ранее использовалось в предпринимательской деятельности, должен уплатить НДС
20 марта
Минфин разъяснил порядок уплаты НДС при приобретении у иностранной организации услуг, местом реализации которых признается территория РФ

Как не потерять выгоды от скидки: НДС

1 октября 2008

Развитая система скидок, бонусов и других поощрений стимулирует продажи – этот факт не оспорим и включен во все учебники по маркетингу. Но «система мотивации клиентов» влечет дополнительную нагрузку на бухгалтерию. Причем, как это ни странно, не только у продающей стороны, но и у покупателя.

Арсенал способов сделать покупку более выгодной достаточно широк. В него входят, как обычные скидки, так и бонусы, премии, регрессные скидки. Но при этом в конечном итоге все они приводят к тому, что товар, работа или услуга передается покупателю по меньшей цене. Именно эту особенность систем мотивации клиента и нужно иметь в виду бухгалтеру при решении вопроса о начислении налогов при предоставлении или получении скидки.

Оптом – дешевле

Рассмотрим подробнее правила начисления и принятия к вычету НДС по отдельным видам скидок. Начнем с самой простой, которая предоставляется до передачи и оплаты товара. Такое снижение цены довольно часто можно видеть в прайс-листах крупных оптовых компаний: стоимость единицы товара уменьшается в зависимости от величины партии. Например, при покупке 100 единиц товара, он обойдется в 1 тыс. рублей за штуку, а приобретая 1000 единиц, можно рассчитывать на цену в 900 рублей за штуку и т.п. А, к примеру, конторы, занимающиеся прокатом автомобилей, предоставляют скидку при длительной аренде: если прокат длится неделю, то день аренды стоит 1500 руб., а если 30 дней, то уже 900 и т.п.

В таком случае документооборот между сторонами всегда сразу отражает цены уже с учетом скидки: эти суммы продавец указывает в накладных и счетах-фактурах, а покупатель – в платежных документах. Таким образом, никаких сложностей в части НДС такие скидки не несут: продавец начисляет налог с окончательной цены товара (работы, услуги) и отражает ее в счете-фактуре, а покупатель принимает этот налог к вычету.

Скидки за объем

Чуть сложнее дело обстоит с уменьшением цены, которое происходит уже после передачи и оплаты товара. Обычно такое случается, когда система мотивации, разработанная продавцом, предусматривает уменьшение стоимости единицы товара для тех покупателей, которые в течение определенного срока (месяца, квартала, полугодия, года) приобрели определенный объем товара (или товара на определенную стоимость). При этом стоимость снижается не только на будущие партии товара, но и на уже переданный покупателю товар. Подобный механизм предоставления скидок называют регрессной или ретро-скидкой.

Особенность данного механизма в том, что в документообороте между сторонами первоначально фигурирует цена без учета скидки. Соответственно ее предоставление влечет необходимость вносить изменения в документы. Так, продавцу нужно будет внести исправления в отчетность того периода, в котором был уплачен НДС по данной операции, уменьшив налоговую базу на сумму скидки (ст. ст. 154, 81 НК РФ). Одновременно придется исправить счета-фактуры, переданные покупателю, отразив в них уменьшение стоимости товара и НДС.

Покупателю же придется откорректировать вычеты по всем полученным партиям. Причем провести эту операцию нужно в периоде применения вычета (ст. 81 НК РФ), а это, в свою очередь, влечет начисление пеней (ст. 75 НК РФ).

Как видим, предоставление подобных скидок приводит к весьма внушительной дополнительной работе для бухгалтерии. А для покупателя еще и влечет начисление пеней. Поэтому на практике зачастую такую скидку оформляют не как изменение цены за уже проданные товары, а как премии или бонусы, о которых мы сейчас и поговорим.

Премия лучше, чем бонус

Бонус и премия представляют собой выплаты в пользу покупателя, которые производит продавец. Как правило, на практике под премией понимают денежную выплату, а под бонусом – передачу товара. При этом в учете обеих сторон такая передача отражается как безвозмездная. Делается это для облегчения документооборота и влечет, соответственно обязанность продавца, передающего бонусные товары, начислить на них НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), уплатив его за счет собственных средств (п. 2 ст. 154 НК РФ). При выплате премии такой обязанности не возникает (пп. 1 п. 2 ст. 146, пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ). Покупатель при получении бонуса не имеет права на применение вычета, т.к. налог ему не предъявляется.

Очевидно, что «бонусный» вариант оформления регрессной скидки не очень выгоден продавцу, поскольку он вынужден перечислять в бюджет дополнительные суммы НДС. Однако теоретически есть возможность этого избежать. Дело вот в чем.

Строго говоря, бонусные товары, передаваемые покупателю, отгружаются ему вовсе не безвозмездно. Ведь получить этот товар покупатель может только если уже купил товар на определенную сумму (или в определенном количестве). Другими словами, бонусный товар передается в счет уже поступившей оплаты. А это значит, что при его отгрузке НДС уплачивать не нужно: налог с данной операции уже был перечислен в бюджет при первичной поставке. Однако такой подход, без сомнений, вызовет претензии со стороны налоговых органов, а судебной практики по данному вопросу пока не сложилось.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Смирнов, юрист

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер