Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
Отчетность 6-НДФЛ до 31 июля

Сдать бесплатно через интернет

31
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Материалы по теме
14 июля
Покупатель вправе заявить к вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения
11 июля
Утверждена форма требования о представлении пояснений по льготным операциям, которые отражены в декларации по НДС
29 июня
4 июля абоненты «Контур.Экстерна» смогут бесплатно посмотреть вебинар, посвященный отчетности по налогу на прибыль, НДС и налогу на имущество

Как не потерять выгоды от скидки: НДС

1 октября 2008

Развитая система скидок, бонусов и других поощрений стимулирует продажи – этот факт не оспорим и включен во все учебники по маркетингу. Но «система мотивации клиентов» влечет дополнительную нагрузку на бухгалтерию. Причем, как это ни странно, не только у продающей стороны, но и у покупателя.

Арсенал способов сделать покупку более выгодной достаточно широк. В него входят, как обычные скидки, так и бонусы, премии, регрессные скидки. Но при этом в конечном итоге все они приводят к тому, что товар, работа или услуга передается покупателю по меньшей цене. Именно эту особенность систем мотивации клиента и нужно иметь в виду бухгалтеру при решении вопроса о начислении налогов при предоставлении или получении скидки.

Оптом – дешевле

Рассмотрим подробнее правила начисления и принятия к вычету НДС по отдельным видам скидок. Начнем с самой простой, которая предоставляется до передачи и оплаты товара. Такое снижение цены довольно часто можно видеть в прайс-листах крупных оптовых компаний: стоимость единицы товара уменьшается в зависимости от величины партии. Например, при покупке 100 единиц товара, он обойдется в 1 тыс. рублей за штуку, а приобретая 1000 единиц, можно рассчитывать на цену в 900 рублей за штуку и т.п. А, к примеру, конторы, занимающиеся прокатом автомобилей, предоставляют скидку при длительной аренде: если прокат длится неделю, то день аренды стоит 1500 руб., а если 30 дней, то уже 900 и т.п.

В таком случае документооборот между сторонами всегда сразу отражает цены уже с учетом скидки: эти суммы продавец указывает в накладных и счетах-фактурах, а покупатель – в платежных документах. Таким образом, никаких сложностей в части НДС такие скидки не несут: продавец начисляет налог с окончательной цены товара (работы, услуги) и отражает ее в счете-фактуре, а покупатель принимает этот налог к вычету.

Скидки за объем

Чуть сложнее дело обстоит с уменьшением цены, которое происходит уже после передачи и оплаты товара. Обычно такое случается, когда система мотивации, разработанная продавцом, предусматривает уменьшение стоимости единицы товара для тех покупателей, которые в течение определенного срока (месяца, квартала, полугодия, года) приобрели определенный объем товара (или товара на определенную стоимость). При этом стоимость снижается не только на будущие партии товара, но и на уже переданный покупателю товар. Подобный механизм предоставления скидок называют регрессной или ретро-скидкой.

Особенность данного механизма в том, что в документообороте между сторонами первоначально фигурирует цена без учета скидки. Соответственно ее предоставление влечет необходимость вносить изменения в документы. Так, продавцу нужно будет внести исправления в отчетность того периода, в котором был уплачен НДС по данной операции, уменьшив налоговую базу на сумму скидки (ст. ст. 154, 81 НК РФ). Одновременно придется исправить счета-фактуры, переданные покупателю, отразив в них уменьшение стоимости товара и НДС.

Покупателю же придется откорректировать вычеты по всем полученным партиям. Причем провести эту операцию нужно в периоде применения вычета (ст. 81 НК РФ), а это, в свою очередь, влечет начисление пеней (ст. 75 НК РФ).

Как видим, предоставление подобных скидок приводит к весьма внушительной дополнительной работе для бухгалтерии. А для покупателя еще и влечет начисление пеней. Поэтому на практике зачастую такую скидку оформляют не как изменение цены за уже проданные товары, а как премии или бонусы, о которых мы сейчас и поговорим.

Премия лучше, чем бонус

Бонус и премия представляют собой выплаты в пользу покупателя, которые производит продавец. Как правило, на практике под премией понимают денежную выплату, а под бонусом – передачу товара. При этом в учете обеих сторон такая передача отражается как безвозмездная. Делается это для облегчения документооборота и влечет, соответственно обязанность продавца, передающего бонусные товары, начислить на них НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), уплатив его за счет собственных средств (п. 2 ст. 154 НК РФ). При выплате премии такой обязанности не возникает (пп. 1 п. 2 ст. 146, пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ). Покупатель при получении бонуса не имеет права на применение вычета, т.к. налог ему не предъявляется.

Очевидно, что «бонусный» вариант оформления регрессной скидки не очень выгоден продавцу, поскольку он вынужден перечислять в бюджет дополнительные суммы НДС. Однако теоретически есть возможность этого избежать. Дело вот в чем.

Строго говоря, бонусные товары, передаваемые покупателю, отгружаются ему вовсе не безвозмездно. Ведь получить этот товар покупатель может только если уже купил товар на определенную сумму (или в определенном количестве). Другими словами, бонусный товар передается в счет уже поступившей оплаты. А это значит, что при его отгрузке НДС уплачивать не нужно: налог с данной операции уже был перечислен в бюджет при первичной поставке. Однако такой подход, без сомнений, вызовет претензии со стороны налоговых органов, а судебной практики по данному вопросу пока не сложилось.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Смирнов, юрист

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер