Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
Расчет по страховым взносам сдается до 31 июля

Сдать бесплатно через Контур.Экстерн

31
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Материалы по теме
Сегодня
Затраты на приобретение питьевой воды и на установку кулеров уменьшают налогооблагаемую прибыль
26 июля
Минфин сообщил, как учесть в расходах «дорожный сбор» и транспортный налог, уплаченные за большегрузы
24 июля
Минфин сообщил, в каком случае организация, уплатившая налог за другое лицо, не может включить сумму налога в расходы

Доставка сотрудников: как исчислить налог на прибыль и ЕСН

29 октября 2008

Сегодня транспортная доступность компании для сотрудника является одним из важных факторов, влияющих на решение вопроса о трудоустройстве. Причем этот момент важен как для сотрудника — не все согласны проводить по несколько часов в день в пути на работу и с нее, так и для организации, которая заинтересована в своевременном появлении сотрудника на работе. Один из способов решения этой проблемы — организованная доставка сотрудников к месту работы. Однако с такой доставкой связан ряд спорных моментов, возникающих при исчислении налога на прибыль и ЕСН.

Свой автобус и прибыль

Организовать доставку сотрудников работодатель может двумя способами. Первый — приобрести собственный автобус, который и будет отвозить-привозить сотрудников. Второй — заключить соответствующий договор с транспортной организацией. От того, какой именно способ выберет компания, зависит налогообложение.

Если доставка организована с помощью транспорта, принадлежащего работодателю, то с точки зрения налога на прибыль ситуация будет следующей. Налоговый кодекс позволяет учесть эти расходы при наличии соответствующего пункта в трудовом или коллективном договоре, либо без него при наличии технологических особенностей производства (п. 26 ст. 270 НК РФ).

Однако Минфин соединил два этих условия в одно. Чиновники настаивают на том, что учитывать затраты по доставке могут только организации, технологические особенности производства которых (к месту работы не ходит общественный транспорт) подразумевают необходимость доставки сотрудников и которые включили пункт о доставке у трудовой или коллективный договор (письмо Минфина России от 04.12.06 № 03-03-05/21). Соответственно, если одно из условий не выполняется, то, по мнению Минфина, организация учесть затраты на доставку не может.

К сожалению, судебная практика по данному вопросу пока не сложилась. Однако судебные решения, в которых сделан вывод о том, что п. 26 ст. 270 НК РФ содержит два самостоятельных условия, есть. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 13.03.08 по делу № А55-8279/07 отклонил довод инспекции о том, что расходы на оплату проезда сотрудника к месту работы и обратно не учитываются, если они не предусмотрены коллективным и (или) трудовыми договорами. При этом суд прямо указал, что для учета подобных расходов достаточно лишь технологических особенностей производства. Схожие выводы сделал и ФАС Уральского округа в постановлении от 17.12.07 № Ф09-10398/07-С3 по делу № А60-9282/07.

Таким образом, есть все основания для того, чтобы поспорить с толкованием НК РФ, предложенным Минфином. В то же время, организации, не желающие вступать в подобные споры, автоматически получают право не платить с подобных расходов ЕСН на основании п. 3 ст. 236 НК РФ. Тогда как для налогоплательщиков, включивших доставку в расходы, ситуация с единым социальным налогом обстоит куда сложнее.

Свой автобус и ЕСН

Тут Минфин разрешает не начислять ЕСН и не удерживать НДФЛ только при одном условии: если из-за технологических особенностей производства  сотрудники организации не имеют возможности самостоятельно добраться до места работы и обратно (письмо Минфина России от 17.07.07 № 03-04-06-01/247). Во всех остальных случаях (даже при наличии условия о доставке в трудовом  (коллективном) договоре) финансовое ведомство предписывает уплатить единый соцналог (письма Минфина России от 17.07.07 № 03-04-06-01/247 и от 18.05.06 № 03-05-01-04/128) и удержать налог на доходы (письма Минфина России от 17.07.07 № 03-04-06-01/247 и от 18.05.06 № 03-05-01-04/128). 

Однако и с этим можно поспорить. Дело в том, что согласно ст. 236 кодекса объектом обложения ЕСН признаются вознаграждения по трудовому договору. Такой вывод следует из формулировки «выплаты и иные вознаграждения», т.е. выплаты — лишь частный случай объекта, коим являются именно вознаграждения. Это означает, что на стоимость доставки сотрудников ЕСН должен начисляться лишь в тех случаях, когда из документов (трудового, коллективного договора, приказов руководителя и т.п.) явно следует, что это вознаграждение сотрудника. В большинстве же случаев пункт об обязанности работодателя доставить сотрудников к месту работы и обратно содержится не в разделе «оплата труда», а в разделе «прочие условия» или «обязанности работодателя» трудового или коллективного договора. А это позволяет говорить о том, что доставка не является вознаграждением и объекта обложения ЕСН не образует.

Кроме того, можно посоветовать использовать в трудовом или коллективном договоре формулировку «работодатель обязан обеспечить доставку сотрудников», поскольку обязанность обеспечивать доставку не подразумевает каких-либо выплат в принципе (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.08.08 по делу № А11-11690/2007-К2-28/113/24).

Есть и еще один аргумент, который можно применить как в отношении ЕСН, так и в отношении НДФЛ. Дело в том, что для правильного расчета данных налогов нужно определить налоговую базу каждого сотрудника (ст. 226 и п. 4 ст. 243 НК РФ). При доставке сотрудников персонифицированный учет перевезенных лиц не ведется, поэтому установить на какую сумму подобные «услуги» оказаны каждому конкретному сотруднику невозможно. Соответственно, работодатель не имеет физической возможности правильно рассчитать как ЕСН, так и НДФЛ.

Автобус заказан

Несколько иначе обстоит дело, если доставку сотрудников работодатель поручил сторонней организации, заключив с ней соответствующий договор. Здесь суды занимают достаточно четкую позицию по вопросу начисления зарплатных налогов. По их мнению, доставка сотрудников к месту работы и обратно не образует объекта обложения ни по ЕСН, ни по НДФЛ. Связано это с тем, что никаких выплат сотрудникам при таком способе доставки не производится, все расчеты производятся между организациями — работодателем и транспортной организацией (постановление ФАС Центрального округа от 18.10.06 по делу № А68-АП-175/11-06, постановление ФАС Уральского округа от 15.04.08 № Ф09-2450/08-С2 по делу № А07-10573/07). Поэтому с точки зрения налоговых рисков по НДФЛ и ЕСН данный вариант организации доставки работников, на наш взгляд, предпочтительнее, нежели использование собственного транспорта.

Что касается налога на прибыль, то Минфин не проводит какой-либо разницы между способами доставки. Так же, как и в случае со своим автобусом, чиновники утверждают, что учесть затраты на оплату услуг транспортной организации можно только при выполнении двух условий. Первое: доставки требуют технологические особенности производства. Второе: соответствующее условие есть в трудовом (коллективном) договоре (письмо Минфина России от 11.05.06 № 03-03-04/1/435).

 

 

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Смирнов, юрист

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер