Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Материалы по теме
10 мая
Какие затраты необходимо нормировать: разъяснения чиновников и выводы судей
6 июля 2016
Затраты на независимую оценку квалификации работников можно будет учитывать в расходах
18 мая 2016
Минфин: организация не может списать расходы на телефонные переговоры мошенников, которые воспользовались ее телефонной линией

Оформляем использование сотрудниками сотовых телефонов

30 ноября 2009

Для работников некоторых специальностей возможность постоянно находиться «на связи» крайне важна. Согласитесь, сложно себе представить курьера или менеджера по продажам, с которым невозможно связаться по мобильному телефону — отсутствие у них связи вполне может обернуться упущенным заказом. Понимая это, многие работодатели оплачивают мобильную связь своим сотрудникам. Сегодня мы поговорим о том, как правильно оформить оплату таких телефонных переговоров.

Обеспечить сотрудника мобильной связью можно несколькими способами. Например, можно выдать ему корпоративную «трубку», то есть аппарат, уже подключенный к сети. Можно обеспечить сотрудника только СИМ-картой, которую ему придется поместить в собственный телефонный аппарат. А можно и вовсе договориться, что сотрудник пользуется своей «трубкой», и своей «симкой», а работодатель возмещает ему стоимость переговоров. Очевидно, что у каждого из этих вариантов свои особенности налогообложения. Но сегодня мы остановимся на общем для всех этих способах моменте — оформлении внутренних документов, позволяющих учесть расходы по оплате переговоров сотрудников, а об особенностях налогообложения каждого из вариантов организации связи поговорим в следующей статье.

Приказы, регламент и докладные записки

Если организация решила оплачивать стоимость телефонных переговоров своих сотрудников, первое, что нужно сделать — утвердить перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи. Для этого нужно издать приказ по организации, в котором желательно привести не только названия должностей, «обеспечиваемых» телефонами, но и обоснование данного решения по каждой из них. Например, указать, что сотовая связь будет оплачиваться экспедиторам с целью обеспечения постоянного контроля за их деятельностью, а также возможности оперативного и своевременного решения сложных ситуаций, возникающих при доставке товаров покупателям.

Далее желательно утвердить регламент использования сотовой связи в служебных целях. В этом документе нужно четко указать могут ли сотрудники использовать служебные телефоны в нерабочее время, по выходным, установлены или нет лимиты по оплате связи. Кроме того, в регламенте, обычно, устанавливается порядок оплаты сотрудником стоимости личных переговоров по служебному телефону, формы внутренней отчетности по получению СИМ-карт, телефонных аппаратов и их использованию, а также по расходованию средств, выделенных на оплату услуг связи и т.п. Обратите внимание, что данные правила вполне могут отличаться для разных должностей. Например, курьеру может быть запрещено использовать служебный телефон по выходным, а сотрудникам отдела продаж — разрешено. Чем детальнее будет составлен регламент и чем более тщательно будут обоснованы его положения, тем меньше появится поводов для претензий у контролирующих органов.

Наконец, организации потребуются документы, подтверждающие фактическую передачу сотруднику СИМ-карты и телефонного аппарата (если таковая происходит). Для этого удобнее использовать ведомость или журнал. А если сотрудник использует собственное оборудование, то нужно оформить докладную записку, которую необходимо завизировать у руководителя, и соглашение, либо составить договор аренды или ссуды (подробнее о вариантах оформления использования имущества сотрудника см. «Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля»).

Счет и договор

Итак, документы, обосновывающие использование сотрудником корпоративной мобильной связи, составлены. Но они лишь основа для учета расходов на оплату телефонных переговоров. Чтобы включить в расходы стоимость самих переговоров, понадобятся еще два документа — договор с оператором на оказание услуг связи и счета оператора связи. И если с договором все понятно (он составляется при выдаче СИМ-карт и не важно, кто выступает стороной по договору — организация или сам работник), то со счетами ситуация сложнее.

Контролирующие органы требуют, чтобы данные счета были детализированными (см., например, письмо УФНС по г. Москве от 30.06.08 № 20-12/061156). То есть содержали расшифровку информации о каждом звонке (входящий/исходящий, телефонный номер второго абонента, время совершения звонка и его длительность). Но подобная «роскошь», во-первых, стоит денег, а во-вторых, недоступна на некоторых тарифных планах (особенно эта проблема актуальна, когда сотрудник использует собственную «симку»). Поэтому вопрос о возможности учета расходов на оплату услуг связи без детализированного счета оказывается весьма актуальным. К счастью, судебная практика отвечает на этот вопрос положительно для налогоплательщика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 01.11.08 № КА-А40/10063-08, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.08 № Ф04-3910/2008(7317-А81-14).

Делить или лимитировать?

Очевидно, что детализацию переговоров контролирующие органы требуют для того, чтобы удостовериться: сотрудник разговаривал действительно «по делу», в интересах фирмы. Но ведь и у руководства организации тоже есть такая потребность: не очень-то выгодно оплачивать личные разговоры сотрудников. Но так как реально проконтролировать характер переговоров очень сложно (ведь и родственникам сотрудник может звонить в связи с работой), то многие работодатели устанавливают для сотрудников лимит расходов на использование сотовой связи. Соответственно любые переговоры в пределах лимита считаются деловыми и оплачиваются, а любые переговоры сверх лимита признаются личными и их стоимость возмещается работниками за счет собственных средств.

Подход, действительно, заманчивый. Но он все равно не освобождает от обязанности обосновать экономическую обоснованность и производственную направленность расходов на связь. Так что даже если в организации установлен лимит, необходимо позаботиться о составлении документов, подтверждающих, что переговоры ведутся в интересах фирмы. Такими документами, как уже упоминалось, являются приказ об утверждении перечня должностей, имеющих право на корпоративную связь, с соответствующим обоснованием, регламент использования корпоративной связи, а также отчеты, составляемые сотрудниками. Причем эти документы нужны как в том случае, когда сотрудник превысил лимит, так и в том, когда он в него уложился.

 

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер