Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
24 марта
Суд признал законным исследование программ и другой информации, хранящейся в компьютере, во время выездной налоговой проверки
15 марта
13 марта
ФНС сообщила, в каком случае налоговики не должны вызывать в ИФНС руководителя организации для дачи пояснений по работе филиала

Какие исправления нужно сделать по результатам проверки, которую провели ревизоры ФСС или ПФР

12 октября 2011

Летом мы подготовили материал об исправлениях, которые должен внести бухгалтер по окончании налоговой проверки (статья «Что и как нужно исправить в учете по результатам налоговой проверки»). А нынешняя статья адресована тем, кто ожидает или уже «пережил» ревизию внебюджетных фондов. В частности, мы расскажем о том, какие отчеты нужно сдать и какие проводки сделать после того, как контролеры вынесут решение.

Что могут проверить инспекторы из фондов

В настоящий момент продолжается переходный период: до 2010 года компании и предприниматели платили единый соцналог, начиная с 2010 года — страховые взносы во внебюджетные фонды. При этом и налоговики, и фонды вправе проверить три календарных года, предшествующие текущему (п. 4 ст. 89 НК РФ и ч. 9 ст. 35 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Значит, проверка, назначенная в 2011 году, охватывает промежуток времени с 2008 по 2010 годы. В этот период попадает как ЕСН, так и взносы. Аналогичным образом дело обстоит с проверками, которые будут назначены в 2012 году.

Кто же вправе проводить ревизии: сотрудники ИФНС или инспекторы из фондов?

Период времени, начинающийся с 2010 года, целиком и полностью на контроле фондов. Ведь и начисление взносов, и их уплату, и расходование средств на социальное страхование могут проверять инспекторы из ФСС и ПФР. Они же вправе считать пени и штрафовать за нарушения по взносам.

Период времени по 2009 год включительно условно поделен между налоговиками и ревизорами из фондов. Доначислить единый соцналог, взыскать недоимку, насчитать пени и оштрафовать могут только сотрудники ИФНС. А вот расходы на цели государственного социального страхования проверяют инспекторы из фондов. Если они выявят нарушение, то примут решение о непринятии расходов, и в течение 10 дней сообщат о нем в налоговую инспекцию.

Какие уточнения по ЕСН надо сделать после проверки

Если ФСС не подтвердил расходы, произведенные до 2010 года, организация должна подать уточненные декларации и расчеты по ЕСН. Бухгалтеры часто спрашивают, сколько «уточненок» нужно оформить: за каждый отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев), либо одну за весь налоговый период, то есть за год? Как правило, инспекторы требуют уточнения по каждому отчетному и налоговому периоду. Например, если не подтвержден расход, сделанный в феврале 2009 года, просят сдать четыре «уточненки»: за первый квартал, полугодие, девять месяцев и за 2009 год.

В «уточненке» следует отразить измененные данные по расходам на цели государственного соцстрахования. Другими словами, величина произведенных расходов (строка 0700 раздела 2) будет больше, нежели в исходном расчете или декларации. Цифры, которые относятся к величине налоговой базы и возмещению, останутся прежними. Соответственно, сумма к уплате в части налога, перечисляемого в ФСС (строка 0900 раздела 2), окажется больше, чем в исходной декларации или расчете.

Недоимку по ЕСН, которая возникла из-за неподтвержденных расходов, следует заплатить в бюджет еще до подачи «уточненок». Обратите внимание: перечислить деньги нужно не на счет ФСС, а на счет налоговой инспекции. При этом в платежном поручении следует указать код бюджетной классификации (КБК), соответствующий единому социальному налогу.

Нужно ли сдавать «уточненки» по форме 4-ФСС

После проверки ревизорами фонда бухгалтеру предстоит разобраться, нужно ли предоставить уточненные расчеты по форме 4-ФСС за тот период, который был проверен. Или же корректировки следует зафиксировать в расчете за текущий период. Этот, казалось бы, несложный вопрос порождает путаницу как среди страхователей, так и среди самих инспекторов.

В теории дело обстоит следующим образом. Вплоть до 1 января 2010 года закон не предусматривал возможности подавать «уточненки» по форме 4-ФСС. Поэтому непринятие расходов, сделанных в 2009 году и ранее, нужно показать в текущем расчете 4-ФСС. Такого же мнения придерживаются и чиновники из ФСС России (см. письмо от 28.01.10 № 02-02-01/08-33л).

Приведем пример. Допустим, соцстрах провел ревизию в 2011 году. По итогам принято решение о непринятии к зачету расходов, произведенных в 2008 году. Бухгалтер должен показать сумму непринятых расходов в расчете за соответствующий отчетный период 2011 года (квартал, полугодие, девять месяцев или год).

Начиная с 1 января 2010 года, появилось понятие уточненного расчета 4-ФСС. Оно закреплено в статье 17 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ. Таким образом, если проверка состоялась в 2011 году, и ревизоры не приняли расходы за 2010 год, бухгалтер может подать «уточненку» за 2010 год.

Однако на практике инспекторы не жалуют уточненные расчеты независимо от периода, а предпочитают «текущие» корректировки. На наш взгляд, страхователям нет смысла спорить с контролерами. «Уточненки» освобождают от ответственности, только если они поданы раньше, чем плательщик взносов узнал о назначении выездной проверки (ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 212-ФЗ). А уточненный расчет, предоставленный по итогам проверки, не поможет избежать штрафа. Значит, для плательщика нет принципиальной разницы, сдавать «уточненку» или вносить поправки в текущий расчет.

Доначисленные взносы в бухгалтерском учете

Страховые взносы, начисленные сотрудниками фонда при проверке, — это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

Если это взносы за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

Если взносы относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отразить несущественные ошибки надо как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

В налоговом учете дополнительно начисленные страховые взносы можно принять к расходам. Соответственно, если это взносы за прошлый год, то нужно подать уточненную декларацию по прибыли. В бухучете возникнет постоянная положительная разница и постоянное налоговое обязательство (ПНО).

Пример 1
В октябре 2011 года инспекторы из фонда провели проверку и обнаружили, что компания в 2010 году неверно начислила страховые взносы. По итогам ревизии организации доначислили взносы на сумму 15 000 руб.
Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.
В регистрах за 2011 год появились проводки:
ДЕБЕТ 91    КРЕДИТ 69
 – 15 000 руб. — доначислены страховые взносы за 2010 год по итогам проверки;
ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО»   КРЕДИТ 68
 – 3 000 руб. (15 000 руб. х 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство (ПНО).

Отражение пеней и штрафов

Специалисты расходятся во мнении, на каком счете отражать пени и штрафы, начисленные по итогам проверки фонда.

Одни считают, что счет 99 «Прибыли и убытки» использовать нельзя, так как согласно инструкции по применению плана счетов* он предназначен только для налоговых санкций. Приверженцы такого подхода предлагают показывать санкции и пени по дебету счета 91.

Другие специалисты полагают, что прямого запрета на применение счета 99 нет, поэтому его использование вполне допустимо. Мы согласны, что можно задействовать счет 99, предварительно закрепив такой способ в учетной политике. При этом в любом случае дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

В налоговом учете штрафы и пени нельзя принять к расходам, об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает, если пени показаны по счету 99, и возникает, если они отражены по счету 91.

Пример 2
В октябре 2011 года инспекторы из фонда провели проверку и обнаружили, что компания в 2010 году неверно начислила страховые взносы. По итогам ревизии организацию оштрафовали на 3 000 руб. и начислили пени в сумме 750 руб.
В учетной политике закреплено, что пени и штрафы, начисленные внебюджетными фондами, отражаются по дебету счета 99.
Бухгалтер сделал проводки в октябре 2011 года:
ДЕБЕТ 99 «пени и санкции»    КРЕДИТ 69
 – 3 000 руб. — начислен штраф за неуплату страховых взносов;
ДЕБЕТ 99 «пени и санкции»    КРЕДИТ 69
 – 750 руб. — начислены пени.

Непринятые расходы на социальное страхование

Расходы на социальное страхование (больничные, декретные или стоимость путевок), не принятые контролерами из ФСС, нужно отразить по дебету счета 91 и кредиту счета 69.

При налогообложении прибыли такие суммы не учитываются, поэтому в бухгалтерском учете появится постоянное налоговое обязательство.

Пример 3
В 2011 году проверяющие из ФНС не приняли расходы в виде пособия по больничному листу, выданному в 2009 году, в размере 8 000 руб.
Бухгалтер сделал проводки:
ДЕБЕТ 91    КРЕДИТ 69
 – 8 000 руб. —  непринятые расходы на пособие по больничному листу списаны за счет собственных средств организации;
ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО»    КРЕДИТ 68
 – 1 600 руб. (8 000 руб. х 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство (ПНО)

К тому же с суммы расходов, не принятых инспекторами, нужно удержать налог на доходы физических лиц и начислить страховые взносы в ФСС, пенсионный и медицинский фонды.

* План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер