Отчетность 6-НДФЛ до 3 апреля

Сдать бесплатно через интернет

3
 
Отчетность 6-НДФЛ до 3 апреля
Сдать бесплатно 3
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
13 апреля 2015
Отличия между трудовым договором и договором ГПХ: как не ошибиться при оформлении «временного» сотрудника
8 февраля 2012
В каких ситуациях при смене налогового режима надо изменить договоры с контрагентами
27 января 2012

Исправляем ошибки, допущенные при оформлении сделки

13 декабря 2011

Во многих организациях оформлению договоров уделяется намного меньше времени, нежели составлению, скажем, первичных документов или деклараций. Оно и понятно – за неправильное оформление или отсутствие договоров не штрафуют. Вот и получается, что про необходимость оформить договоренности вспоминают в последний момент. Поэтому и вопросов о том, как переделать уже подписанный договор возникает много.

Чаще всего, с договорами возникают три проблемы. Первая заключается в следующем: отношения между сторонами налажены уже давно, и надо бы оформить договор «задним числом». Вторая проблема: в договоре указали неверные или ненужные сведения либо, наоборот, забыли указать определенные условия. И третья проблема: в силу тех или иных причин в договоре нужно заменить одну из сторон. Ниже мы расскажем, как исправить каждую из этих ситуаций законным способом.

Как быть с датой

Начнем с наиболее распространенного случая: контрагенты вспоминают про составление договора уже после того, как реальные отношения установились и составлено множество документов – платежных, складских и т.п. Казалось бы, самый простой выход в данной ситуации — оформить договор «задним числом». Но у этого варианта есть существенные риски. Ведь документооборот в компаниях устроен таким образом, что многие документы связаны между собой. Поэтому, составляя договор «задним числом», мы увеличиваем риск того, что «что-то где-то» не сойдется. Например, будет непонятно, почему в платежных документах нет ссылки на реквизиты договора. Аналогичная картина может сложиться с отгрузочными документами, не говоря уже про счета-фактуры. Весьма вероятно, что при проверке этот факт будет обнаружен. Естественно, такая находка не сулит ничего хорошего для организации и ее бухгалтера. Поэтому, составление договора «задним числом», на наш взгляд, далеко не лучший и, что важнее, не безопасный вариант.

Как же правильно поступить, если стороны забыли составить договор вовремя? На самом деле, Гражданский кодекс предоставляет абсолютно легальную возможность распространить действие договора на периоды, предшествующие его официальному подписанию. Для этого достаточно включить в текст договора условие о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 425 ГК РФ стороны договорились применять положения заключенного договора к отношениям, возникшим между ними до подписания договора. И все. Договор, содержащий подобное условие, будет распространять свое действие на прошлые периоды. При этом не потребуется ни переделывать документы, ни объяснять проверяющим несоответствие дат, ни следить за точностью указания даты заключения в договоре.

Написали лишнего

Следующая ситуация, при возникновении которой требуется исправить договор, – указание в нем условий, которые та или иная сторона выполнять не намерена или не может. Такое случается, если в организации применяется стандартный договор, или когда в качестве «рыбы» для договора используются либо прошлые договоры, либо договоры, взятые из правовых баз или интернета. Зачастую, такие документы вычитываются невнимательно, в результате чего в них попадают условия, не соответствующие реальным договоренностям. Например, условие об авансе, хотя работа идет «по факту», или условие о самовывозе, хотя предусмотрена доставка и т.д. Конечно, в некоторых случаях, если сторона, в пользу которой оказалась ошибка, не настаивает на исполнении данной обязанности, можно оставить все как есть. Но иногда такие условия договоров могут нести налоговые риски. Например, условие о предоплате, если ее реально не было, вполне может вызвать вопросы у налоговиков, которые захотят увидеть в бюджете НДС с этого аванса. Поэтому, такие неточности лучше все же из договора убрать.

Сделать это достаточно просто, если обе стороны согласны с тем, что произошла ошибка, и условие в договоре явно лишнее. В таком случае достаточно оформить и подписать дополнительное соглашение к договору. Составить такое дополнительное соглашение можно по-разному. Например, можно прямо в допсоглашении обозначить условия договора, которые стороны решили считать недействительными, а также указать, с какого момента это произойдет. А можно изложить весь договор в новой редакции, убрав лишние условия. В новой редакции договора нужно указать, что она распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие прежде. И тот, и другой варианты абсолютно законны, а выбор между ними, как правило, обусловлен индивидуальными особенностями документооборота в организации.

Исключая из договора те или иные условия, нужно помнить о том, что есть пункты, без которых договор теряет свою юридическую силу. Для каждого вида договора эти пункты индивидуальны. Например, в договоре подряда – это условие о сроке, в договоре купли-продажи недвижимости –условие о цене и т.п. Конкретные условия, которые нельзя исключить из конкретного договора, названы в Гражданском кодексе в статьях, регулирующих данный вид договора. Но в любом случае нельзя убирать условия, касающиеся предмета (товара, работы, услуги и т.п.), ради которого и заключен договор. Иначе договор станет беспредметным, и исполнить его будет невозможно.

Зеркальным по отношению к только что рассмотренной ситуации, является случай, когда в договор не внесено то или иное важное для сторон условие. Решается данная проблема аналогично – подписанием дополнительного соглашения к договору.

Надо поменять сторону

Наконец, рассмотрим еще одну ситуацию. Встречается она реже, чем описанные выше, а вот сложностей вызывает гораздо больше. Речь идет о необходимости заменить сторону договора. Не секрет, что многие собственники ведут бизнес не через одну фирму, а сразу через несколько, диверсифицируя таким образом риски, а также распределяя финансовые потоки. Вот эта особенность отечественного бизнеса и порождает необходимость заменить в уже заключенном договоре одну фирму на другую. Как это правильно сделать?

Гражданский кодекс предусматривает три пути решения данной задачи: заключение дополнительного соглашения; расторжение договора и заключение нового; оформление уступки права требования или перевода долга. Давайте выберем наиболее удобный вариант.

Начнем с дополнительного соглашения. Хотя формально Гражданский кодекс этот вариант не запрещает, на практике он практически не используется. Связано это с техническими сложностями оформления самого соглашения. Так, не ясно, кто должен подписывать данное дополнительное соглашение. Ведь с одной стороны, оно касается тех лиц, которые изначально заключали договор, значит, они и должны его подписывать. Но с другой стороны, – это соглашение напрямую затрагивает права третьего лица, которое вводится в договор. А значит, без его подписи соглашение будет недействительным. Эти неясности с тройственным характером дополнительного соглашения и делают данный вариант оформления рискованным.

Расторжение договора и заключение нового уже с нужным составом участников – вариант юридически более прозрачный. Но применить его без бухгалтерских осложнений можно только в том случае, если исполнение договора еще не началось (либо полностью «закрыт» очередной этап исполнение договора). Тогда его расторжение не повлечет необходимости возвратов, переоформления накладных, счетов-фактур и т.п. Во всех других случаях этот вариант существенно усложнит работу бухгалтерии у обеих сторон договора. А сложности всегда влекут риски.

Из всего сказанного выше получается, что наиболее подходящим вариантом изменения стороны в договоре будет оформление уступки права требования или перевода долга. При этом уступка права требования оформляется двусторонним соглашением между старым и новым кредитором, а должник лишь уведомляется о замене. А вот на перевод долга нужно согласие кредитора. Такое согласие можно оформить как отдельным письмом, так и подписью кредитора на соглашении о переводе долга между старым и новым должником.

Но и этот вариант не безупречен. Дело в том, что он идеален лишь в том случае, когда замена стороны происходит после того, как произошло полное выполнение любой из сторон своих обязательств. Например, этим способом можно заменить покупателя после того, как он произвел оплату по договору, или, наоборот, получил товар, но не оплачивал его*. Или продавца после получения оплаты или после отгрузки товара.

А вот если покупатель оплатил лишь аванс, или получил лишь первую партию товара, оформить такое соглашение уже становится затруднительно. Ведь в этом случае надо одновременно и переводить долг по оплате, и уступать право требования по получению товара. В результате документооборот усложняется в разы. А как мы уже говорили, где сложность, там и риски.

Выходом из этой ситуации может стать совмещение двух способов – расторжения договора «на будущее» и заключение соглашения по уступке права требования или переводу долга по уже исполненной части договора. Причем оформить все это можно одним документом, где четко указать судьбу каждого платежа и (или) партии поставленного товара.

* В первом случае оформляем соглашение об уступке права требования поставки товара, а во втором – соглашение о переводе долга по оплате.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Тест для самопроверки
Вы можете оценить, насколько внимательно прочитали статью, ответив на предложенные вопросы. Если все ответы окажутся правильными, вам будут начислены 5 баллов. Ответить на вопросы теста можно один раз.
  1. Организация въехала в офисное помещение 1 июля (по соглашению с собственником помещения). Тогда же, в июле, были произведены первые оплаты за аренду помещения. Однако договор аренды на срок 11 месяцев и 15 дней, из-за проволочек обеих сторон, был подготовлен и подписан только в сентябре. Можно ли включить в этот договор условие о том, что он охватывает период аренды с 1 июля?
  2. При подписании договора на поставку комплектующих для копировального центра менеджер использовал стандартный бланк договора, разработанный на фирме. Он предусматривал отгрузку товара на основании письменных предварительно оплаченных заявок. Однако в ходе переговоров, предшествовавших заключению договора, была достигнута договоренность о том, что в связи с большими объемами закупок со стороны центра, поставки будут вестись ритмично – раз в квартал на условиях 50% предоплаты каждой партии. Можно ли исправить договор после его заключения?
  3. После заключения договора на поставку комплектующих для копировального центра, руководитель копировального центра провел реорганизацию бизнеса, выделив складские функции в отдельное юридическое лицо. В связи с этим, он обратился к поставщику комплектующих с просьбой о замене в договоре покупателя на новую организацию. Можно ли внести такие изменения в договор?
Обсуждение закрыто.        Все 7 комментариев
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер