Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
Вчера
Минфин уточнил, в каком случае организация может учесть в расходах стоимость бесплатного проезда сотрудников к месту работы и обратно

Учитываем подарочные сертификаты

26 мая 2011

Битва за клиента с каждым годом приобретает все новые и новые формы, в ход идут различные маркетинговые ухищрения, придумываются изощренные способы получить от покупателей как можно больше денег, привлечь новых клиентов и т п. Не последнюю роль в этой борьбе за средства клиента играют подарочные сертификаты. Минфин России недавно даже выпустил специальное письмо на эту тему (письмо от 25.04.11 № 03-03-06/1/268). О том, как правильно учесть и начислить налоги на операции с подарочными сертификатами, мы расскажем в настоящей статье.

Оформление внутренних правил

Начнем мы не с бухгалтерского учета и не с налогов, и даже не с анонсированного выше письма финансового ведомства. Первым делом нужно сказать о внутренних документах, которые организации нужно будет оформить, если принято решение торговать подарочными сертификатами. И основной документ тут — приказ руководителя, утверждающий правила выпуска, обращения и использования подарочных сертификатов.

В этом документе нужно максимально подробно описать, на какие товары (работы, услуги) или группы товаров, работ, услуг будут выпускаться подарочные сертификаты. Так, подарочные сертификаты могут быть товарными (то есть сертификат обменивается на определенный товар, работу, услугу, группу товаров; например, на утюг, или SPA-процедуру) или денежными (то есть на указанную в сертификате  сумму можно выбрать любые товары, работы или услуги). Если предполагается вводить какие-либо ограничения по использованию сертификатов — по времени действия, по ассортименту, по кругу лиц, которые могут использовать сертификат, и проч. — их также нужно зафиксировать в данном документе.

Далее в приказе фиксируются технические моменты — где будут печататься сертификаты, какие у них будут механизмы защиты от подделки, кто будет организовывать их доставку и выдачу покупателям, какие операции продавцы должны совершить при получении от клиентов данных сертификатов и т п. И в разработке этой части документа бухгалтеру уже имеет смысл принять самое деятельное участие, так как именно на этой стадии у него есть возможность зафиксировать наиболее выгодный и простой вариант оформления операций с подарочными сертификатами.

Как вы, наверняка, заметили, приказ руководителя о подарочных сертификатах четко делится на две большие части — техническую и организационную. Если техническая часть касается исключительно продавца, то в организационной содержатся моменты, которые должен знать и покупатель. Поэтому мы советуем оформлять данный документ в виде собственно приказа, где будут содержаться технические моменты, а также приложения к нему в виде правил использования сертификатов. В дальнейшем нужно будет обеспечить наличие текста этих правил в каждой торговой точке, чтобы покупатели имели возможность с ним ознакомиться. Кроме того, на эти правила нужно сделать ссылку на каждом сертификате с указанием, что приобретатель сертификата с ними ознакомлен. А еще лучше, если при продаже сертификата будет оформляться письменный документ, где покупатель будет ставить свою подпись об ознакомлении с правилами обращения и использования подарочных сертификатов — это сильно поможет организации в случае каких-либо споров с покупателями.

Изготовление подарочных сертификатов

Следующий шаг акции «подарочный сертификат», который уже напрямую затрагивает бухгалтерию, — это организация изготовления самих сертификатов. Обычно данную работу поручают сторонним компаниям на основании договора подряда. Соответственно, расходы на такое изготовление организация сможет учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ, как прочие расходы, связанные с реализацией. Документами, подтверждающими обоснованность данных расходов, будут договор с изготовителем, акты приемки изготовленных сертификатов, а также приказ руководителя, о котором мы подробно рассказали в предыдущей части этой статьи.

Достаточно часто у бухгалтеров возникает вопрос — не признает ли налоговый инспектор данные расходы рекламными? На наш взгляд, если приказ руководителя составлен таким образом, что из него явно следует нерекламный характер подарочных сертификатов, претензий со стороны налоговых органов не возникнет. Для этого в приказе должно быть четко и недвусмысленно указано, что сертификаты именно продаются, а не передаются бесплатно для привлечения внимания к определенному товару или организации в целом; что они подтверждают право предъявителя приобрести конкретный товар, или товары на определенную сумму и т п. Проще говоря, из приказа должно явно следовать, что отношения между организацией и держателем сертификата носят исключительно товарно-денежный характер.

Продажа сертификата и обмен на товар

Итак, с подготовительным этапом разобрались. Теперь рассмотрим, как бухгалтеру учесть суммы, поступающие от покупателей подарочных сертификатов. И вот тут нужно обратить внимание на недавнее письмо Минфина России, в котором финансовое ведомство четко определило налоговую судьбу данных поступлений.

Речь идет о письме от 25.04.11 № 03-03-06/1/268. В нем указано, что сертификаты по своей сути самостоятельным товаром не являются — они лишь удостоверяют право предъявителя сертификата на получение товара. Поэтому суммы, полученные от реализации сертификатов, надо учитывать в качестве авансов. Выручка же будет отражена позднее — при «отоваривании» сертификата. Именно на эту дату при методе начисления возникнет доход, облагаемый налогом на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). А при кассовом методе и при УСН доход возникнет уже в периоде получения предоплаты. Не забудьте, что получение аванса влечет обязанность по исчислению и уплате НДС (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).

Рассмотрел Минфин и ситуацию, когда срок действия сертификата истек, а за получением товара покупатель так и не обратился. В этом случае сумма, полученная при продаже сертификата, учитывается во внереализационных доходах как безвозмездно полученное имущество (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Однако еще две распространенные ситуации — покупка товаров на сумму большую или меньшую, чем номинал сертификата — Минфин, к сожалению, не рассмотрел. Восполним этот пробел самостоятельно.

Так, если владелец сертификата решил взять более дорогой товар, чем это предполагает номинал сертификата, то разницу он просто доплатит в кассу продавца. Соответственно, у продавца возникнет доход в виде полной стоимости переданного товара. Так что никаких сложностей тут нет.

Если же покупатель выбрал товар, стоимость которого меньше, чем номинал сертификата, то часть стоимости сертификата, соответствующая цене товара, будет учтена в доходах от реализации, а оставшаяся неиспользованной часть как безвозмездно полученное имущество. Заметим, что такой подход нашел одобрение у столичных налоговиков (см. письмо УФНС России по г. Москве от 22.10.09 № 17-15/110609).

Как быть с ККТ

Пожалуй, наибольшие проблемы при организации работы с подарочными сертификатами вызывает применение контрольно-кассовой техники. Сложности здесь носят, скорее, технический характер и связаны с необходимостью, с одной стороны, обеспечить выдачу покупателю чека как при продаже сертификата, так и при его «отоваривании», а с другой — не «задвоить» такой выдачей выручку от реализации.

Из этого следует, что организациям, решившим работать с подарочными сертификатами, нужно обеспечить раздельный учет по кассе тех чеков, которые выбиваются на суммы, поступающие от реализации сертификата, и чеков, которые выбиваются на товар (работу, услугу), продаваемые по данному сертификату.

Сделать это можно разными способами, но наиболее простым является закрепление за сертификатами отдельной секции на кассовом аппарате. В любом случае принятый порядок учета в рассматриваемой ситуации нужно обязательно закрепить официально, оформив приказ руководителя, и обеспечить ознакомление с этим приказом всех продавцов и кассиров.

Попутно заметим, что факт необходимости применения ККТ при получении от покупателей аванса наличными (т.е. в нашем случае при продаже сертификата) уже сомнению не подвергается, так как подтвержден на самом высоком судебном уровне (см. постановление Президиума ВАС РФ от 21.03.06 № 13854/05). А вот что касается необходимости пробития чека при «отоваривании» сертификата, то тут у организации, допустившей оплошность, и не пробивший такой чек, есть возможность избежать ответственности.

Так, ФАС Уральского округа, рассматривая подобное дело, указал, что при оказании услуг, оплата за которые была произведена заранее посредством приобретения подарочного сертификата, излишка денежных средств в кассе не образуется. А значит, нет доказательств факта оказания услуг без применения ККТ и без выдачи бланка строгой отчетности. Это означает, что нет и ответственности за такое деяние (постановление от 03.03.08 № Ф09-883/08-С1).

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Обсуждение закрыто.       
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер