Отчетность 6-НДФЛ до 3 апреля

Сдать бесплатно через интернет

3
 
Отчетность 6-НДФЛ до 3 апреля
Сдать бесплатно 3
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
23 марта
За конфискованное, но не снятое с учета транспортное средство, надо платить транспортный налог
21 марта
Лизингодатель – собственник большегруза не может уменьшить сумму транспортного налога на «дорожный сбор», уплаченный лизингополучателем

Транспортный налог: три сложных ситуации

16 февраля 2012

Казалось бы, с транспортным налогом все достаточно просто: есть машина — платишь, нет машины — не платишь. Да и сумма налога определяется простым умножением. Однако и тут возникают сложности, и дело даже доходит до судов.

Машина списана или ее нельзя использовать

Пожалуй, самый частый предмет для споров по поводу транспортного налога – это сам факт наличия у организации автомобиля. Дело в том, что по Налоговому кодексу обязанность уплачивать этот налог связана не только с фактом владения автомобилем, но и с фактом его регистрации в органах ГИБДД-ГАИ. Из-за сочетания факта владения с фактом регистрации и возникает множество различных ситуаций, вызывающих трудности.

Например, надо ли платить налог, если машина была изъята у налогоплательщика в рамках внесудебных процедур (например, по решению следователя или инспектора ГАИ) и помещена на так называемую штраф-стоянку? Или если автомобиль находится на экспертизе или вовсе списан с баланса и передан третьим лицам?

Во всех этих случаях ответ будет одинаковым — да, налог надо платить до тех пор, пока по данным ГАИ автомобиль продолжает числиться за организацией. Пока машина не снята с учета, организация остается плательщиком транспортного налога. При этом суды не принимают во внимание следующие доводы:
- о том, что автомобиль был изъят органами следствия (определение Конституционного Суда РФ от 29.09.11 № 1267-О-О);
- о том, что автомобиль списан с баланса и реально не используется (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.05.10 № А38-2593/2009);
- о том, что налогоплательщик больше не владеет автомобилем (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.09.11 по делу № А56-19155/2010).

И уж, конечно, судьи не поддерживают тех налогоплательщиков, которые заявляют, что были лишены возможности использовать транспортное средство, но причин такой «невозможности» не называют (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.11 № А27-17360/2010).

Машины больше не существует

Однако в озвученном выше подходе судов — ориентироваться исключительно на факт регистрации автомобиля в органах ГАИ — бывают и исключения. Они  касаются ситуаций, когда автомобиля, на который инспекция требует начислить налог, в действительности больше не существует (например, он утилизован). Тот факт, что машины как таковой нет, дает основание утверждать, что нет самого объекта налогообложения. Ведь в статье 358 НК РФ говорится о том, что объектом налогообложения является именно автомобиль (который становится объектом  налогообложения только после регистрации в ГАИ).

Проще говоря, в связке: автомобиль+регистрация=налог автомобиль все же первичен. Поскольку если его нет, то и регистрировать нечего. Именно такой логики придерживаются суды, указывая, что раз автомобиля как такового больше не существует, то не может быть и объекта налогообложения. Даже если машина не снята с учета в ГАИ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.05.10 № А38-2593/2009).

Замена номерных знаков

Представим, что во время эксплуатации автомобиля теряется или по какой-то другой причине пропадает один из номерных знаков. По правилам в таком случае нельзя изготовить только один номерной знак — необходимо перерегистрировать автомобиль, получив новые номерные знаки и новые документы о регистрации. Процедура эта несложная, и проблему вполне можно решить за один день.

А вот с налоговой точки зрения такая смена номеров влечет большие проблемы. Ведь, как мы помним, для налоговых целей важен факт регистрации автомобиля в ГАИ. Соответственно, раз при смене номеров происходит новая регистрация, то эти сведения попадут в налоговую инспекцию. И данные об автомобиле «задвоятся». Давайте разберемся, чем это грозит налогоплательщику.

В Налоговом кодексе есть специальные положения о том, как уплачивать налог в случае снятия автомобиля с учета или постановки на учет в течение года. Согласно пункту 3 статьи 362 НК РФ в этой ситуации сумма налога рассчитывается с учетом особого коэффициента. А коэффициент этот определяется «как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде».

Обратите внимание на выделенные курсивом слова. Речь в НК РФ идет не об абстрактном транспортном средстве, а о вполне конкретном — «данном». В случае с заменой номерных знаков это означает, что «данное транспортное средство» как было зарегистрировано на налогоплательщика в течение 12 полных месяцев на протяжении года, так и остается. А значит, коэффициент будет равен 12/12 или единице.

Проще говоря, если следовать букве закона, сумма налога в результате перерегистрации не изменится. Однако проблемы возникнут при заполнении декларации по транспортному налогу.

Дело в том, что она устроена следующим образом — каждая строка отведена под отдельный автомобиль. При этом указываются данные, характеризующие этот автомобиль (в том числе, ВИН и номерной знак), а затем указывается период владения. В нашем случае номера у одного и того же автомобиля в течение года изменились, поэтому придется задействовать две строчки. Естественно, что ВИН в обеих строках будет одинаковый, а номера разные. А вот как в таком случае заполнять графы, посвященные периоду владения — не ясно. Если указать «по-честному», то месяц, в котором произошла перерегистрация, «задвоится» и это автоматически повлечет увеличение суммы налога. А если указать периоды так, чтобы сумма не увеличивалась, то данные в декларации не сойдутся с данными, поступившими в налоговую инспекцию из ГАИ. В любом случае налогоплательщику грозит как минимум написание пояснений по декларации.

Ситуация осложняется еще и тем, что во многих бухгалтерских программах учет транспортных средств построен именно на их номерных знаках. Получается, что и в этой программе автомобиль «раздвоится».

Единственный безрисковый выход из этой ситуации — предугадать ее заранее и разнести снятие с учета и постановку на учет на разные месяцы. Особенно этот совет актуален, если пропажа номера произошла в последней декаде месяца. Тут уж точно проще подождать и потратить чуть больше времени на две поездки в ГАИ, чем потом тратить время на долгие объяснения с инспекцией.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Тест для самопроверки
Вы можете оценить, насколько внимательно прочитали статью, ответив на предложенные вопросы. Если все ответы окажутся правильными, вам будут начислены 5 баллов. Ответить на вопросы теста можно один раз.
  1. Организация (отель) приобрела три легковых автомобиля для обеспечения трансферта проживающих до аэропортов и вокзалов. Через полгода одна из машин сломалась. Для решения вопроса о гарантийном ремонте потребовалась экспертиза, которая показала, что случай не гарантийный. Весь период, пока проводилась экспертиза и дальнейший ремонт (7 месяцев) машина не эксплуатировалась. Надо ли уплачивать транспортный налог за этот период?
  2. Автомобиль, принадлежащий компании, сильно пострадал во время ДТП и, согласно заключению эксперта, восстановлению не подлежит. Автомобиль был по акту передан представителям страховой компании и утилизирован. Однако по техническим причинам с учета машину так и не сняли. Надо ли платить транспортный налог?
  3. 15 апреля водитель принадлежащего компании автомобиля не справился с управлением и вылетел с дороги. Автомобиль не пострадал, и ДТП водитель не оформлял. Однако по прибытии в пункт назначения водитель обнаружил, что передний номерной знак отсутствует. Найти его на месте ДТП не удалось. В результате 20 апреля организация обратилась в ГАИ и получила новые номера. Нужно ли при расчете налога за год учесть месяц перерегистрации (апрель) дважды на основании положений п. 3 ст. 362 НК РФ?
Обсуждение закрыто.        Все 4 комментария
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер