Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
2 марта
В ФНС уточнили, по какой форме малый бизнес должен сдавать бухгалтерскую отчетность
15 февраля
Как «бывшим» малым предприятиям создать резерв по предстоящим отпускам в бухгалтерском учете
12 декабря 2016
Бюджетный учет: как принимать, выдавать, перемещать и списывать спецодежду

Как бухгалтеру оформить покупку веб-сервиса

4 февраля 2013

В последнее время бухгалтерские программы активно перекочевывают с компьютера бухгалтера на внешние серверы. Такой подход получил название SAAS (Software as a service — программное обеспечение как услуга). Еще подобные программы называют «облачные сервисы» или веб-сервисы. О том, как правильно оформить покупку веб-сервиса, читайте в настоящей статье.

Вводная информация

Веб-сервисы имеют несколько значительных плюсов. Во-первых, бухгалтер может работать с информацией с любого компьютера. Это не только позволяет бухгалтеру быть мобильнее, но и исключает риск потери информации в случае, когда «умирает» рабочий компьютер. Во-вторых, существенно сокращаются издержки на установку и сопровождение такого ПО — в частности, обновление происходит автоматически, без участия бухгалтера, а значит, отпадает необходимость в содержании собственного штата программистов и системных администраторов. Наконец, веб-сервисы, как правило, стоят дешевле, чем «коробочные» программы.

Однако с точки зрения бухгалтера все эти плюсы может перекрыть один-единственный минус — отгрузки ПО как таковой не происходит. Все действия по установке заключаются в получении доступа к серверу продавца. В связи с этим возникают вопросы, как следует оформлять документы и проводить такую покупку в учете. Давайте разбираться.

Стандартная ситуация

Прежде чем перейти к оформлению покупки веб-сервисов, вспомним, как оформляется и отражается в учете покупка «коробочных» программ.

При покупке программного обеспечения в традиционном виде, то есть путем его установки на компьютеры сотрудников или сервер компании, данное действие оформляется лицензионным (сублицензионным) договором между компанией-покупателем и поставщиком ПО. По такому договору владелец прав на программное обеспечение предоставляет компании простое неисключительное право на использование экземпляра программы. Также договор (или приложения к нему) определяет объем и срок действия права на использование программы.

При этом понятно, что сам лицензионный (сублицензионный) договор ни в коей мере не подтверждает факт хозяйственной деятельности — по сути, это лишь намерение двух сторон. Факт поставки программного обеспечения подтверждается актом о передаче неисключительных прав на использование экземпляра программы. В акте, как правило, еще раз фиксируется количество переданных лицензий, срок их действия и цена. Именно на основании данного документа, подписанного сторонами, бухгалтер отражает расходы на приобретение программы в налоговом учете.

«Коробочный» вариант

Подход, описанный выше, как правило, применяется в тех ситуациях, когда ПО покупается у специализированной организации и ею же внедряется. В то же время очевидно, что далеко не все ПО требует квалифицированных услуг по внедрению. Например, офисные программы, операционные системы, равно как и «легкие» программы, вроде архиваторов, почтовых клиентов и т п. внедрения не требуют. Поэтому они, как правило, покупаются «в коробке» фактически в розницу — на основании счета или накладной. А иногда поставка и вовсе происходит через интернет, когда покупателю отправляется код доступа и предоставляется возможность скачать дистрибутив программы.

В таких случаях, конечно, никакого лицензионного договора и акта не оформляется. Но это не значит, что расходы на такую покупку учесть нельзя. Здесь начинает работать пункт 3 статьи 1286 Гражданского кодекса, который гласит: лицензионный договор можно заключить путем присоединения покупателя к договору, условия которого содержатся на приобретаемом экземпляре программы либо упаковке этого экземпляра. Обычно согласие на заключение договора пользователь выражает путем проставления «галочки» или нажатия кнопки «Согласен» напротив пункта «Принимаю условия лицензионного соглашения», которое появляется при установке программы.

Как правило, подобный интерфейс предполагает и возможность распечатки данного договора. Рекомендуем воспользоваться этой возможностью. Также в комплект документов нужно подложить счет от продавца, накладную или другие документы, свидетельствующие о передаче дистрибутива программного обеспечения. В случае же с поставкой через интернет, Минфин России готов принимать в качестве подтверждающих документов даже переписку по электронной почте (в распечатанном, разумеется, виде — см. письмо от 05.03.11 № 03-03-06/1/127).

Покупка веб-сервиса

Итак, законодательство предусматривает варианты продажи программных продуктов и в обезличенном порядке. А Минфин, в свою очередь, зафиксировал возможность учета расходов по таким договорам, указав, какие именно документы потребуются.

Собственно, продажа доступа к веб-сервисам не сильно отличается по технологии от некоторых «коробочных» вариантов. Покупатель точно так же получает возможность пользоваться программой, принимая условия лицензионного договора путем присоединения к нему, проставляя «галочку» или нажимая кнопку «Согласен». Точно так же у него имеется счет от организации, продающей доступы к такому ПО и, как правило, имеется электронное письмо, где оговаривается период пользования, указываются технические требования к компьютеру, приводятся условия доступа и т п.

Соответственно, все эти документы и могут быть основанием для учета затрат на покупку веб-сервиса.

Однако возможен и другой вариант. Во многих организациях, чьи сервисы ориентированы на бизнес-пользователей (например, веб-сервисы СКБ Контур для бухгалтеров), существуют службы клиентской поддержки, в обязанности которых входит оформление полного комплекта «живых» документов для бухгалтерии. Соответственно при покупке таких программ бухгалтер может получить и лицензионный договор, и акт.

Учет расходов при покупке ПО

В заключение скажем несколько слов о порядке налогового учета расходов по лицензионным договорам на покупку ПО.

Компьютерные программы, на которые организация не имеет исключительных прав, в целях налогообложения прибыли не включаются в состав нематериальных активов НМА. При определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы, связанные с приобретением прав на использование программ для ЭВМ по договорам, заключенным с правообладателями (по лицензионным соглашениям), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом, по мнению Минфина,  если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программного обеспечения, расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов (см. письма Минфина России от 25.07.12 № 03-03-06/1/358 и от 05.05.12 № 07-02-06/128). Если же срок в договоре не указан, то налогоплательщик должен определить его самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (см., например, письмо Минфина России от 16.12.11 № 03-03-06/1/829).

Однако суды с таким подходом не согласны категорически. По мнению судей, расходы на ПО учитываются единовременно, и обязанности признавать их равномерно Налоговый кодекс не установил (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 28.12.10 № КА-А40/15824-10 и от 01.09.11 № КА-А40/9214-11).

Суды обосновывают такое мнение следующим образом. По общему правилу, расходы на оплату услуг сторонних организаций учитываются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов. Каких-либо особых правил для учета расходов на приобретение неисключительных прав на использование программ для ЭВМ кодекс не установил (в отличие, например, от приобретения исключительного права). Поэтому данные расходы списываются единовременно в момент их возникновения.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Тест для самопроверки
Вы можете оценить, насколько внимательно прочитали статью, ответив на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ вам будет начислен 1 балл. Если все ответы окажутся правильными, вам будут начислены 5 баллов. Ответить на вопросы теста можно один раз.
  1. Можно ли учесть при налогообложении прибыли расходы на приобретение программного обеспечения?
  2. В каком порядке, по мнению Минфина, учитываются при налогообложении прибыли расходы на приобретение неисключительных прав на ПО?
  3. Какие документы могут подтвердить расходы на приобретение ПО при покупке веб-сервиса?
Обсуждение закрыто.       
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер