Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Материалы по теме
3 июля
Арбитражный суд усмотрел схему в досрочном перечислении налога через «проблемный» банк
23 июня
Минфин разъяснил, как вернуть госпошлину, излишне уплаченную за налогоплательщика иным лицом
23 июня
Верховный суд: инспекторы не обязаны указывать в требовании точные реквизиты запрашиваемых документов

Оформляем продажу имущества организации работнику

2 апреля 2014

На практике нередко возникает ситуация, когда организация закупает новую офисную мебель или компьютеры, а старое имущество продает работникам. Как оформить такую сделку? Можно ли удерживать деньги за покупку из зарплаты? Какие налоговые последствия повлечет подобная сделка? На эти и другие вопросы мы ответим в настоящей статье.

Нужен ли договор?

При продаже или покупке имущества организация обычно заключает договор купли-продажи или поставки. Но когда речь заходит о реализации имущества своим работникам, бухгалтер зачастую расслабляется и передает товар без договора — по заявлению, а то и по устной просьбе сотрудника. Дескать, внеси деньги в кассу, распишись в накладной и забирай. Но при налоговой проверке такой подход грозит неприятностями — инспекторы могут просто не признать факт реализации имущества и исключить из расходов его стоимость.

Поэтому наш совет: не поленитесь и составьте письменный договор розничной купли-продажи в двух экземплярах. В договоре детально опишите имущество, которое продается сотруднику. Если у товара имеются инвентарные, идентификационные номера, паспорта изделия и т п. — укажите все это в договоре. Также не забудьте составить акт приема-передачи имущества. Такое оформление избавит от претензий при проверке. Кроме того, правильно составленный договор поможет избежать недоразумений при расчете налогов, в частности, НДС. Но об этом ниже.

В принципе, заменить договор может и заявление сотрудника, завизированное руководителем организации или иным уполномоченным лицом. Но тут важно, чтобы выполнялось несколько условий. Во-первых, в заявлении должно быть четко идентифицировано то имущество, которое работник хочет приобрести. То есть необходимо назвать точное наименование имущества с инвентарными и прочими номерами, принадлежностями и проч. Во-вторых, следует указать цену приобретения и обязательно отметить, включает она в себя НДС и акцизы или нет. В-третьих, в заявлении нужно привести данные, идентифицирующие работника-покупателя: ФИО, паспортные данные, ИНН (если имеется). Наконец, заявление должен завизировать руководитель организации, или иное уполномоченное лицо с указанием документа, дающего ему такие полномочия. А еще лучше — издать отдельный распорядительный документ, оформляющий продажу на условиях, указанных в заявлении.

В таком случае заявление работника можно будет признать офертой, а визу руководителя — ее акцептом. Все вместе это составит один из вариантов оформления договора, предусмотренный Гражданским кодексом (п. 2 ст. 432 ГК РФ).

Способы оплаты

Следующий момент, на который стоит обратить внимание при продаже имущества организации работнику — оплата покупки. Тут имеется несколько вариантов.

Первый, который сразу приходит в голову, — удержание из заработной платы сотрудника. Это действительно самый удобный для организации способ, так как он гарантирует поступление денег и не требует проведения каких-то дополнительных операций с наличными деньгами. Однако при ближайшем рассмотрении этот способ оказывается не совсем законным.

Дело в том, что все случаи, когда работодатель имеет право удержать что-то из заработной платы сотрудника, регулируются Трудовым кодексом. И в статье 137 ТК РФ четко говорится: «удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами». И далее перечисляются случаи такого удержания.  Данный перечень является закрытым, и такого основания как заявление сотрудника в нем нет. Равно как нет его и в других законах, устанавливающих возможность удержания денег из заработной платы. (Подробнее об удержаниях из зарплаты см. «Как правильно производить удержания из заработной платы»).

В этой связи мы бы не рекомендовали использовать данный способ расчетов с работником, так как он чреват проблемами с трудовой инспекцией. Если все же решено производить подобный «взаимозачет», то в заявлении, которое пишет сотрудник, ни в коем случае не следует использовать слово «удержание». Лучше, если формулировка будет такой: прошу при выплате мне заработной платы за март 2014 года перечислить часть выплачиваемой суммы — 10 200 (десять тысяч двести) рублей 00 копеек — в счет оплаты товара по договору купли-продажи компьютера от 03 марта 2014 года.

Второй вариант оплаты — внесение наличных денег в кассу организации. Вариант вполне приемлемый, но его можно применить лишь при условии, что в организации имеется зарегистрированная ККТ. Ведь в данном случае мы имеем дело с наличными расчетами за товар. А они должны проводиться с обязательным использованием ККТ (ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).

Третий вариант — перечисление денег безналичным путем на счет организации. Этот способ самый простой и безопасный с точки зрения организации. Однако раньше он был совсем неудобен для сотрудника. Ведь ему нужно было со счетом от организации придти в банк, правильно заполнить документы на перевод и потом ждать поступления денег. Да еще и заплатить комиссию за перевод. Однако в последние годы с развитием интернет-банкинга подобные операции можно выполнять, не вставая с дивана, сделав всего пару кликов мышью. Ведь реквизиты организации привязаны к ее ИНН; «платежка» заполняется автоматически; платеж проходит мгновенно, а комиссию за онлайн-платежи многие банки не берут.

Поэтому тем организациям, в которых нет ККТ, мы бы рекомендовали использовать именно этот вариант оплаты за продаваемый сотруднику товар.

Налоговые последствия

НДФЛ

Перейдем к налоговым вопросам. Для работника покупка имущества у организации каких-либо последствий не влечет. Про НДФЛ можно говорить только если сделка совершается на таких условиях, что становится очевидной взаимозависимость работника и организации-работодателя. Проще говоря, если стоимость имущества сильно занижена и очевидно, что если бы покупатель был «со стороны», цена имущества была бы значительно выше. В таком случае у работника возникал бы доход в виде материальной выгоды (пп. 2 п. 1 ст. 212 НК РФ). Напомним, что «по умолчанию» работник и работодатель не признаются взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Но инспекция может признать их таковыми через суд, если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок (п. 1 и п. 7 ст. 105.1 НК РФ). Также НК РФ дает возможность организации самой признать себя взаимозависимой с работником (п. 6 ст. 105.1 НК РФ). Соответственно в этом случае все налоги надо рассчитывать от рыночной цены.

Налог на прибыль

Теперь о налогах для организации. Сумма, полученная от сотрудника в оплату имущества, признается выручкой от реализации товаров и, соответственно, включается в налоговую базу по налогу на прибыль (п. 1 ст. 249 НК РФ). При методе начисления доход возникает на дату передачи (то есть реализации) имущества сотруднику (п. 3 ст. 271 НК РФ). А при кассовом методе — после оплаты (п. 2 ст. 273 НК РФ). При этом базу можно уменьшить на затраты по приобретению проданного имущества. Так, если реализуется основное средство, то в затраты попадет остаточная стоимость (подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Соответственно по полностью самортизированным ОС выручку уменьшать не на что.

Если в результате уменьшения базы будет зафиксирован убыток, то он учитывается при налогообложении равными долями в течение оставшегося срока полезного использования выбывшего объекта (п. 3 ст. 268 НК РФ). Обратите внимание: правило о восстановлении амортизационной премии при продаже ОС до истечения пяти лет действует только при реализации взаимозависимому лицу (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). А как мы уже говорили, работника и организацию Налоговый кодекс таковыми не признает (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Если же продается иное имущество (не ОС), то в расходах можно учесть цену его приобретения (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Полученный в этом случае убыток при налогообложении уже не учитывается (п. 27 ст. 270 НК РФ).

НДС

Идем далее. Поскольку продажа товаров сотрудникам признается реализацией, то нужно будет начислить НДС (конечно, если продается имущество, не подпадающее под льготы). Налог начисляется на цену, указанную в договоре. Это еще один аргумент в пользу заключения именно письменного договора купли-продажи, поскольку в нем можно четко указать включает стоимость товара НДС или нет. А при оформлении реализации с помощью заявления работника НДС придется начислить сверх указанной в нем цены (если в заявлении прямо не указано иное), что может вызвать вопросы уже у работника.

Наконец, поскольку операция облагается НДС, то организации при безналичной форме расчетов необходимо будет оформить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж (п. 1 раздела II приложения № 5 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). А при оплате наличными счет-фактуру заменит чек ККТ (п. 7 ст. 168 НК РФ).

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Тест для самопроверки
Вы можете оценить, насколько внимательно прочитали статью, ответив на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ вам будет начислен 1 балл. Если все ответы окажутся правильными, вам будут начислены 5 баллов. Ответить на вопросы теста можно один раз.
  1. Может ли организация реализовать бывшее в употреблении и ставшее ненужным имущество своему сотруднику?
  2. Можно ли оформить продажу имущества сотруднику заявлением на имя руководителя организации?
  3. Нужно ли составлять счет-фактуру при реализации бывшего в употреблении имущества сотруднику организации?
Обсуждение закрыто.       
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер