Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Материалы по теме
3 июля
Арбитражный суд усмотрел схему в досрочном перечислении налога через «проблемный» банк
23 июня
Минфин разъяснил, как вернуть госпошлину, излишне уплаченную за налогоплательщика иным лицом
23 июня
Верховный суд: инспекторы не обязаны указывать в требовании точные реквизиты запрашиваемых документов

Как взыскать с контрагента убытки и правильно начислить налоги

4 июля 2014

Недобросовестный контрагент, в результате взаимоотношений с которым у компании или ИП возникли убытки, обязан этот ущерб компенсировать. Таковы правила, установленные Гражданским кодексом. Как правильно применить эти положения и не переплатить на налоги?

Вводная информация

Большинство бухгалтеров знает, что в случае нарушения контрагентом своих договорных обязательств, нужно заявить претензию — документ, в котором указывается на факт нарушения и возникший в связи с этим ущерб, и предъявляется требование о компенсации. Но знание это, скорее, теоретическое, чем используемое в практике. Ведь как только дело доходит до составления реальной претензии, вопросов у бухгалтера появляется великое множество. Давайте разложим весь процесс взыскания убытков по полочкам.

Что такое убыток

Для начала разберемся с основным понятием: что такое убыток в понимании гражданского законодательства? Тут надо учитывать, что в данном контексте у этого термина имеется совершенно другой смысл, нежели «отрицательный результат вычитания из суммы доходов суммы расходов». То есть гражданско-правовой убыток не тождественен бухгалтерскому и налоговому убытку.

По ГК РФ убыток — это расходы, которые сторона, чьи права нарушены, произвела или должна произвести для восстановления своего права (ст. 15 ГК РФ). Другими словами, в терминах бухгалтерско-налоговых, гражданско-правовой убыток — это обычные расходы. И их отличие от всех других повседневных расходов организации/ИП лишь в том, что эти затраты будут компенсированы виновником. Собственно, именно с таких позиций и надо подходить к учету данных убытков при налогообложении. Но об этом чуть позже.

Пока же приведем несколько примеров гражданско-правовых убытков. Предположим, по договору поставки организация получила бракованный товар, что выявилось уже после приемки. И для его возврата продавцу покупатель вынужден был заключить договор перевозки и оплатить услуги транспортной компании. Сумма оплаты по договору перевозки в данном случае и будет убытком.

Другой пример. По договору перевозки организация приняла на себя обязательство вывести с железнодорожной станции товар, принадлежащий покупателю. Однако вовремя машины поданы не были. В результате железная дорога предъявила покупателю штрафные санкции за каждый день простоя вагонов. Сумма этого штрафа также является убытком для покупателя. А если для уменьшения этого штрафа ему пришлось привлечь другую перевозочную компанию по более высокой цене, то разница в ценах также будет убытком. Ну, а если еще и товар оказался скоропортящимся, в результате чего пришел в негодность, то убытком также будет стоимость товара.

Когда нужна претензия

Думается, что с понятием убытков в гражданско-правовом смысле мы разобрались, и можем перейти к процедуре взыскания. Главный вопрос, который тут появляется, звучит так: нужно ли выставлять нарушителю договора претензию и как правильно это сделать?

Сразу скажем, что необходимость предъявлять именно претензию возникает только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено положениями Гражданского кодекса о виде заключенного договора или специальным законом. Так, статьей 797 ГК РФ установлено, что по договорам перевозки груза до предъявления иска к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, отправитель должен предъявить перевозчику претензию в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Соответственно в таких случаях организация просто не сможет обратиться в суд, пока не попытается решить дело миром, т.е. пока не направит претензию и не выждет отведенный законом срок на ее удовлетворение.

Но и в тех случаях, когда такой обязанности в законодательстве нет, суды крайне благоприятно смотрят на предъявление досудебной претензии. Это подчеркивает добросовестность лица, обращающегося в суд: оно предприняло все возможные меры для досудебного разрешения конфликта и суд является крайней мерой воздействия.

Так что мы рекомендуем составить и направить контрагенту претензию в любом случае, когда речь идет о возмещении убытков. Тем более, как показывает практика, зачастую этого оказывается достаточно для получения компенсации. Претензия позволяет сэкономить не только время и силы на обращение в суд, но и средства на уплату госпошлины. Да и деньги с виновника поступают гораздо раньше, что также выгодно. Наконец, претензия важна для целей налогового учета, но об этом ниже.

Правильная претензия

Итак, с тем, что претензия нужна, мы определились. Давайте посмотрим, как правильно его составить. Из обязательных реквизитов этого документа можно указать следующие:
1. Наименование контрагентов, вид заключенного между ними договора, указание, кто в качестве какой стороны выступает в договоре.
2. Реквизиты заключенного договора (дата, номер, место заключения, наименование).
3. Обязанность, которую нарушил контрагент, с указанием на пункт договора, эту обязанность устанавливающий.
4. Обстоятельства нарушения обязанности.
5. Расходы, которые в связи с этим были понесены организацией (со ссылкой на подтверждающие эти расходы документы).
6. Четкое обоснование причинно-следственной связи между нарушением договора и расходами.
7. Требование, предъявляемое к контрагенту, с указанием срока на его выполнение.
8. Дата составления претензии, подпись уполномоченного лица.

Составленную таким образом претензию нужно передать контрагенту способом, позволяющим подтвердить как факт передачи именно претензии, так и факт ее получения. Это может быть почтовое отправление с описью вложения и уведомлением о вручении, курьерская доставка с отметкой о вручении на втором экземпляре, обмен юридически значимыми электронными документами через оператора ЭДО, отправка по электронной почте или факсу, если такой порядок обмена документами предусмотрен в договоре.
Советуем также всем подобным документам присваивать исходящий номер, что бы на документ было удобно ссылаться в дальнейшем.

Включать ли НДС

Составление претензии и включение в нее точной суммы убытка приводит еще к одному вопросу: предъявлять эту сумму с учетом НДС или без него. Вопрос этот до недавних пор оставался спорным, пока по этому поводу не высказался ВАС РФ, сняв бо̀льшую часть вопросов. Так, суд указал, что возмещение убытков производится без включения в их суммы налога на добавленную стоимость, поскольку наличие права на вычет сумм налога исключает уменьшение имущественной сферы лица и, соответственно, применение статьи 15 ГК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.13 № 2852/13). То есть логика суда такова: поскольку НДС впоследствии возмещается пострадавшему из бюджета, причинитель ущерба не должен компенсировать сумму НДС еще раз. Вывод, на наш взгляд, вполне логичный.
Но этот вывод влечет за собой другое умозаключение: в ситуации, когда у пострадавшей стороны нет права на вычет НДС, сумма убытка предъявляется с НДС. Именно так, на наш взгляд, должны поступать организации, применяющие специальные режимы налогообложения, либо если убыток возник по необлагаемым НДС операциям. Заметим, что такой подход поддерживают и суды (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 21.07.09 № Ф09-5054/09-С4).

Налогам в договоре не место
Заметим, что до сих пор распространена практика урегулирования вопроса о включении/невключении НДС в сумму убытка непосредственно в договоре. Однако такое условие договора не всегда находило поддержку у судов и до появления упомянутого постановления Президиума ВАС РФ. Суды указывали, что согласно Гражданскому кодексу стороны в договоре не вправе регулировать вопросы налогообложения (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Поэтому условие о возмещении убытков с учетом НДС недействительно как прямо противоречащее Гражданскому кодексу (ст. 168 ГК РФ, Постановление ФАС Поволжского округа от 09.12.08 № А55-1282/2008). Теперь же вероятность такого решения возрастает многократно, поэтому мы не рекомендуем включать его в договоры.

Платим налоги

Как уже упоминалось, с точки зрения налогов, гражданско-правовые убытки являются расходами организации, которые компенсируются третьей стороной. Соответственно именно так и строится учет данных хозяйственных операций.

Сначала в составе расходов организация учитывает те затраты, которые она понесла для восстановления своих прав (при условии, конечно, что они экономически обоснованы, документально подтверждены и не относятся к не учитываемым при налогообложении — ст. 252, 270 НК РФ). Учет ведется на основании соответствующих статей НК РФ, то есть в зависимости от вида произведенных затрат.

Полученную от виновника сумму компенсации нужно включить в состав внереализационных доходов на основании пункта 3 статьи 250 НК РФ. То есть как доходы, полученные в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Датой получения таких доходов является дата начисления процентов (штрафов, пеней и (или) иных санкций) в соответствии с условиями заключенных договоров либо на основании решения суда.

Применительно к убыткам это означает, что датой их отражения в налоговом учете будет либо день признания должником сумм возмещения убытка (вот тут-то и пригодится грамотно составленная и врученная претензия), либо дата вступления в силу соответствующего решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271, ст. 317 НК РФ, решение ВАС РФ от 14.08.03 № 8551/03).

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Тест для самопроверки
  1. Что в Гражданском кодексе понимается под убытками?
  2. Обязательно ли для взыскания убытков составлять и предъявлять виновному лицу претензию?
  3. Можно ли включить в сумму убытка НДС?
Обсуждение закрыто.       
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер