Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
Сдача декларации по налогу на прибыль до 28 июля

Сдать бесплатно через Контур.Экстерн

28
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Материалы по теме
21 июля
Затраты на обучение работников в научных организациях можно будет учитывать в расходах
17 июля
Минфин напомнил, в каком случае организация может отчитываться по налогу на прибыль за филиалы по своему месту нахождения
5 июля
Налоговая недоимка может быть списана с депозитного счета налогоплательщика после окончания срока действия депозитного договора

Учитываем расходы при оплате услуг через интернет

18 августа 2014

Интернет-оплата «легких» услуг, таких как связь, билеты, доставка, «коммуналка» и т п. уже прочно вошла в нашу жизнь. Пожалуй, у каждого есть тот или иной личный кабинет, через который легко и просто можно оплатить подобные услуги. Многие поставщики предоставляют подобный сервис и корпоративным клиентам. Могут ли организации на общей системе налогообложения платить через интернет? Не приведет ли такой способ оплаты к проблемам с признанием расходов при расчете налога на прибыль? Можно ли будет принять НДС к вычету? Давайте разберемся.

Вводная информация

Для начала определимся с основными понятиями. В большинстве случаев услуги оплачиваются — не важно через банк или посредством интернет-кошельков — деньгами. Ситуации, когда поставщик разрешает оплатить ту или иную услугу различными бонусами и тому подобными квазиденежными средствами, даже на розничном рынке (так называемом b2c, business-to-customer) распространены не так широко. А уж на рынке коммерческих услуг (так называемом, b2b business-to-business) они и вовсе являются редкостью. Причем, в таких случаях на бумаге оплата «квазиденьгами», как правило, оформляется в виде обычной скидки, и денежные расчеты между сторонами все равно присутствуют.

Поэтому мы сосредоточим свое внимание на ситуациях, когда компания посредством своего личного кабинета оплачивает через интернет те или иные услуги. При этом вся история сделок с поставщиком также остается в личном кабинете и на бумаге не фиксируется. Однако, как хорошо известно, бухгалтеру, на любой расход требуется подтверждающий документ: налоговая инспекция наверняка захочет при проверке увидеть документальное подтверждение расходов. Так что истории взаимоотношений с поставщиком, которая содержится в личном кабинете пользователя, для целей налогового учета маловато.

Но как обосновать такие расходы и можно ли вообще это сделать? Давайте посмотрим, какие требования Налоговый кодекс и контролирующие органы предъявляют к документальному подтверждению оплаты услуг, если она произведена в режиме онлайн через интернет.

Специальных правил нет

Налоговый кодекс никак не выделяет расходы, произведенные организациями и предпринимателями через интернет. Это говорит нам лишь о том, что для таких расходов действуют общие правила, которые зафиксированы в статье 252 НК РФ. Если обобщить, то правила эти таковы: расходы должны быть документально подтверждены и обоснованы. При этом конкретных документов, которыми подтверждаются те или иные расходы, Кодекс не называет. И здесь действует еще один общий принцип: документы налогоплательщика должны подтверждать факт заявленных расходов и их связь с деятельностью, приносящей доход. Давайте применим эти правила к самым популярным услугам, оплачиваемым через интернет.

Услуги связи

Под эту категорию подпадает сотовая и стационарная связь, а также оплата интернета. Чтобы суммы, проведенные с использованием личного кабинета, можно было учесть в расходах, нам потребуются следующие документы. Во-первых, нужен будет договор, на основании которого оказываются услуги. Во-вторых, потребуется документ, подтверждающий оказание данных услуг в периоде. Это может быть счет поставщика или иной документ, содержащий сведения об объеме оказанных услуг. В принципе, Минфин допускает, что подобные документы могут быть получены налогоплательщиком с использованием электронных каналов (например, по электронной почте, или через тот же личный кабинет). В таких случаях финансовое ведомство говорит, что документ нужно распечатать и заверить «в установленном порядке», т.е. печатью и подписью ответственного лица налогоплательщика, с указанием даты и источника распечатки (см. письмо Минфина России от 09.12.13 № 03-11-06/2/53606). В электронном виде такие документы могут быть основанием для признания расходов, только если они подписаны квалифицированной электронной подписью (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Билеты и услуги по их доставке

Несколько иначе обстоит ситуация с приобретением через интернет различных билетов — железнодорожных, авиационных, а также услуг по их доставке. Что касается самих билетов, то в Минфине считают: для признания расходов на них достаточно тех документов, которые пассажир получает при реальном использовании услуг по перевозке. То есть затраты можно подтвердить маршрут-квитанцией пассажирского билета и багажной квитанцией. Дополнительных документов в данном случае согласно позиции финансового ведомства не требуется (см. письмо от 05.11.13 № 03-03-06/4/47090).

А вот если билеты приобретались с доставкой, то тут нужно будет запастись дополнительными документами именно в части расходов на доставку. Во-первых, это договор на доставку. В большинстве случаев он заключается путем присоединения к договору-оферте, размещенному на сайте поставщика услуг. В большинстве случаев порталы позволяют этот документ распечатать с указанием даты распечатки и источника. Во-вторых, как и в случае с услугами связи, потребуются документы, подтверждающие оказание и объем услуги — счет или письмо. Все эти документы нужно распечатать и заверить. Наконец, еще один документ, который в данном случае будет совсем не лишним, должен подтверждать сам факт оплаты: банковская выписка по счету (карте), с которого производилась оплата билетов и доставки.

Прочие услуги

Вообще, выписка со счета, договор и документы, подтверждающие факт оказания и объем услуг, являются универсальными для подтверждения расходов при оплате через интернет любых услуг. Главное — помнить, что документы должны подтверждать факт заявленных расходов и их связь с деятельностью, приносящей доход.

НДС при оплате услуг через интернет

В заключение скажем несколько слов об НДС. В отличие от налога на прибыль, в части НДС Налоговый кодекс достаточно четко регламентирует правила применения вычета. По общему правилу для применения вычета нужен правильно оформленный счет-фактура. Все исключения из этого правила также зафиксированы в Налоговом кодексе (ст. 172 НК РФ).

Соответственно, для целей НДС не важно как именно проходила оплата: традиционно по договору, счету и посредством платежного поручения, или через личный кабинет в интернете. Если у налогоплательщика есть счет-фактура (иные документы, предусмотренные ст. 172 НК РФ), то будет и вычет. А если таковых нет, то и с вычетом придется попрощаться.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Тест для самопроверки
Вы можете оценить, насколько внимательно прочитали статью, ответив на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ вам будет начислен 1 балл. Если все ответы окажутся правильными, вам будут начислены 5 баллов. Ответить на вопросы теста можно один раз.
  1. Может ли организация признать в расходах затраты на оплату услуг связи, произведенную через «Личный кабинет» абонента на сайте поставщика услуг?
  2. Принимается ли к вычету НДС, уплаченный при оплате билетов через интернет?
  3. Какие документы универсально подтверждают расходы на услуги (работы), если их оплата произведена через интернет-сервисы?
Обсуждение закрыто.       
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер