Сдача декларации по налогу на прибыль до 28 марта

Сдать бесплатно через Контур.Экстерн

28
 
Сдача декларации по налогу на прибыль до 28 марта
Сдать бесплатно 28
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
17 марта
Инспекторы откажут в регистрации организации, если устав распечатан на обеих сторонах листа
27 февраля
Налоговики сообщили, как можно исправить коды ОКВЭД2, которые были автоматически присвоены налогоплательщикам

ООО или ИП: что выбрать, начиная свое дело

22 июня 2016

Подавляющее большинство людей, планирующих заняться бизнесом, задаются вопросом: что выбрать — ООО или ИП? Создать организацию или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя? О том, чем следует руководствоваться при ответе на данный вопрос, мы расскажем в настоящей статье.

ИП: плюсы и минусы

Плюсы

Будущим бизнесменам законодательство предлагает два варианта организации бизнеса. Первый — создать юридическое лицо. Второй — зарегистрироваться и работать в качестве индивидуального предпринимателя. Рассмотрим плюсы и минусы каждого из вариантов.

Первым явным и несомненным плюсом работы без организации юридического лица (т.е. в качестве индивидуального предпринимателя, или сокращенно ИП) является отсутствие обязанности формировать уставный капитал. Это значит, что размер первоначальных вложений в бизнес сразу уменьшается минимум на 10 тысяч рублей — именно такой минимальный уставный капитал для ООО установлен законом (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Во-вторых, ИП не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность. Им достаточно простой книги учета доходов и расходов, что также снижает издержки по ведению бизнеса (пп. 1 п. 2 ст. 6 федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В-третьих, предприниматели не обязаны открывать счета в банках специально для своей деятельности. Они могут использовать ранее открытые на физическое лицо счета, если, конечно, это позволяет договор с банком. При этом предприниматели гораздо свободнее и в расходовании средств со счета. Они могут снимать деньги на личные нужды в любой момент, никаких липовых «подотчетов» или дивидендов оформлять не требуется. Равно как не нужно платить самому себе заработную плату (а, следовательно, и начислять дополнительные страховые взносы).

В-четвертых, ИП должен сдавать в госорганы гораздо меньше (по сравнению с ООО) отчетности. В-пятых, он не должен оформлять столько кассовых документов, как организация (п. 4.1. указания Банка России от 11.03.14 № 3210-У, подробнее см. «Новые правила кассовой дисциплины: для ИП и малых предприятий введен упрощенный порядок»).

Также достоинством ведения деятельности в качестве ИП является то, что в большинстве случаев за одни и те же нарушения законодательства сумма административного штрафа для предпринимателей значительно ниже, чем для юридических лиц. Ну, и наконец, зарегистрироваться в качестве предпринимателя проще, чем создать юридическое лицо — для этого требуется меньшее количество документов, а госпошлина составляет всего 800 руб., тогда как для юрлиц — 4 тыс. руб. (ст. 333.33 НК РФ).

Тем, кто выберет для ведения бизнеса регистрацию в качестве ИП, советуем обратить внимание на новость: «ИП, зарегистрированные менее трех месяцев назад, могут бесплатно вести учет и сдавать электронную отчетность в течение года».

Минусы

Однако есть у ИП и минусы. Их немного, но они весьма существенны. Главным из них, пожалуй, является то, что предприниматели отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. В том числе и тем, которое в предпринимательской деятельности не участвует, и было приобретено даже до регистрации в качестве предпринимателя. Кроме того, предприниматели должны уплачивать страховые взносы даже в том случае, если деятельность не велась, или не принесла дохода. Это означает, что если бизнес у ИП «не пошел», предпринимателю все равно придется изыскать некоторую сумму для расчетов с государством. Иначе, как уже отмечалось, ее могут взыскать принудительно за счет любого имущества неудачливого предпринимателя.

Другой серьезный недостаток ведения бизнеса в форме ИП — невозможность осуществлять некоторые виды деятельности, например, розничную продажу алкогольной продукции (п. 3.2. ст. 19 федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.15 по делу № А56-29242/2015).

Наконец, еще один минус статуса ИП — плохая проработка законодательной базы. Зачастую предприниматели сталкиваются с ситуациями, когда те или иные правила законодатель распространил только на организации, лишив таким образом ИП возможности применять их без обращения в суд (например, применение некоторых льгот по НДС, учет расходов при налогообложении полученных доходов и т. п.).

ООО и АО против товариществ

Сравнение перечисленных выше плюсов и минусов, как показывает практика, часто приводит к тому, что новоиспеченные бизнесмены решают все же не рисковать всем своим имуществом, а создать собственную фирму, чтобы юридически отделить бизнес от собственной личности. И тут приходит время ответить на второй глобальный вопрос — какую именно форму юридического лица выбрать для ведения своего дела.

Российское законодательство предоставляет весьма широкий выбор. Если мы заглянем в соответствующий раздел ГК РФ, то увидим, что для коммерческой деятельности предназначены хозяйственные товарищества и общества.

Хозяйственные товарищества и общества — обобщающее понятие для следующих видов юридических лиц: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество (п. 3 и 4 ст. 66 ГК РФ). Однако из этих четырех форм практика, в полном соответствии с теорией Дарвина, выбрала наиболее жизнеспособные. Ими оказались всего две — общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО). Именно в этих формах сегодня в России функционирует большинство организаций.

Понять, почему так произошло, не сложно. Дело в том, что ни в ООО, ни в АО участники не отвечают по обязательствам этих обществ и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, только в пределах стоимости принадлежащих им долей или акций. Тогда как в других формах обществ и товариществ ситуация обстоит иначе.

Так, участники полного товарищества совместно несут дополнительную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. В товариществе на вере (коммандитном товариществе) одни участники (полные товарищи) осуществляют от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечают по его обязательствам всем своим имуществом, а другие участники (коммандитисты) несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов, но при этом не принимают участия в предпринимательской деятельности. Это с одной стороны.

С другой — риск нести ответственность своим имуществом по обязательствам юридического лица ничем не компенсируется, участники товариществ не имеют никаких особых преимуществ перед участниками ООО либо акционерами АО. Вот и получается, что ООО и АО — оптимальное сочетание рисков и свободы ведения деятельности.

Давайте подробнее остановимся на этих двух формах.

ООО или АО?

Как показывает практика, тому, кто решил вести бизнес, создав свою фирму, предстоит выбрать из двух видов: ООО и АО. Ну а для того, чтобы сделать выбор, надо понимать сходства и различия, плюсы и минусы.

Общим для ООО и АО является наличие уставного капитала и разделение его между участниками общества. Этот уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Понятно, что обязанность по перечислению средств в счет этого капитала ложится на лиц, создающих организацию. Оплачивать уставный капитал можно как деньгами, так и имуществом. При этом важно понимать, что имущество это переходит к организации, которая становится его полноправным собственником. Но при этом оно вовсе не обязательно должно оставаться в наличии все время деятельности организации. Имущество, полученное организацией в УК, вполне можно продать, сдать в аренду, утилизировать и т. п. Равно как не нужно держать на каком-то резервном банковском счете и деньги, поступившие в уставный капитал. Однако важно, чтобы стоимость активов общества не опускалась ниже его уставного капитала (по состоянию на конец второго и каждого следующего года).

Таким образом, уставный капитал — это не капитал или имущество в привычном понимании этих слов, а некое абстрактное понятие, определяющее, с одной стороны, размер ответственности участников или акционеров общества перед его кредиторами, а с другой — права этих участников или акционеров по управлению обществом и получению дивидендов и части имущества общества после его ликвидации. Однако на стадии создания организации это условное понятие носит все же вполне реальный характер: учредитель (учредители) должны передать организации какое-либо имущество или деньги.

Перейдем к различиям. Самое заметное отличие акционерного общества от общества с ограниченной ответственностью заключается в документальном оформлении тех прав, которые участники имеют по отношению к организации. Так, участники акционерного общества приобретают ценную бумагу — акцию. Именно она подтверждает их права в отношении организации (право на участие в управлении, на получение дивидендов, на получени имущества при ликвидации и т. д.). Понятно, что чем больше у участника акций, тем больше его возможности по управлению обществом. При этом российское законодательство предусматривает, что акции выпускаются в бездокументарной форме (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то есть права владельцев акций закрепляются не путем выдачи бумажного документа, а путем совершения записей в соответствующих реестрах акционеров.

Соответственно, выбор АО в качестве формы для своей организации повлечет необходимость оформлять выпуск акций, регистрировать его, а также вести реестр акционеров, что, несомненно, приведет к дополнительным затратам. Плюсом же наличия акций является возможность быстро и свободно ими распоряжаться: акции могут менять владельца хоть несколько раз на дню. Никаких изменений в учредительные документы или в ЕГРЮЛ для этого вносить не потребуется. Достаточно заключить договор и внести соответствующие изменения в реестр.

С долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью все обстоит иначе. Тут никаких ценных бумаг не выпускается. Права участников общества фиксируются в Едином государственном реестре юридических лиц. В нем отражается кому и какая доля принадлежит (пп. «д» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Соответственно, если участник решит продать или как-то иначе распорядиться долей, придется вносить изменения в ЕГРЮЛ. Но это не единственная сложность. В отличие от договора купли-продажи акций сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит обязательному нотариальному удостоверению (п. 11 ст. 21 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). То есть, прежде чем получить деньги, придется потратиться.

Практические выводы

ООО — более простая и понятная структура. Вся информация о его участниках содержится в государственном реестре. Это заметно снижает риски возникновения споров о принадлежности доли в уставном капитале тому или иному лицу. А нотариальное удостоверение сделок о переходе прав на доли уменьшает риски рейдерских захватов организации. Обратная сторона этих достоинств — усложненный порядок распоряжения своей долей, требующий временных и финансовых затрат, что усложняет быстрое получение финансирования путем реализации доли.

В акционерном обществе, наоборот, простота распоряжения акциями дает возможность при необходимости быстро привлекать капитал. Но при этом сама структура менее прозрачная. Кроме того, деятельность АО юридически более сложна и в большинстве случаев требует привлечения юриста для грамотного оформления и проведения управляющих воздействий — назначения руководства, общего собрания, ведения реестра акционеров и т. п.

Тем, кто выберет для ведения бизнеса форму ООО, рекомендуем обратить внимание на новость: «Недавно созданные ООО могут бесплатно вести учет по ОСНО, УСН или ЕНВД и сдавать отчетность в течение трех месяцев».

Автор: Алексей Крайнев, юрист «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Тест для самопроверки
Вы можете оценить, насколько внимательно прочитали статью, ответив на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ вам будет начислен 1 балл. Если все ответы окажутся правильными, вам будут начислены 5 баллов. Ответить на вопросы теста можно один раз.
  1. Какие требования к полиграфическому исполнению акций устанавливает законодательство при создании АО?
  2. В качестве взноса в уставный капитал участник внес 20 тыс. рублей. Достаточно ли этого для регистрации ООО?
  3. Участник ООО решил избавиться от своей доли в бизнесе, продав ее другому участнику. Достаточно ли для этого заключения письменного договора?
Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер