Отчетность 6-НДФЛ до 3 апреля

Сдать бесплатно через интернет

3
 
Отчетность 6-НДФЛ до 3 апреля
Сдать бесплатно 3
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

«Инвалютные» договоры: бухгалтерский учет у продавца и покупателя

27 ноября 2009

В двух предыдущих статьях рассматривались вопросы, связанные с НДС и составлением счетов-фактур по «инвалютным» договорам. А в этой статье Альбина Островская, ведущий налоговый консультант консалтинговой компании «Такс Оптима», расскажет, как операции по договорам в иностранной валюте или у. е. должны отражаться в бухгалтерском учете продавца и покупателя.

Сначала отгрузка, потом оплата

Бухгалтерский учет у продавца

Как правило, сначала поставщик отгружает товар (оказывает услугу, выполняет работу), а затем получает оплату от покупателя. Причем, оплата может быть получена в другом месяце, квартале, а то и вовсе в следующем году. Как в этом случае операции будут отражаться в бухгалтерском учете?

Отгружая товар (оказывая услугу, выполняя работу), стоимость которого выражена в иностранной валюте, а оплата от покупателя поступит в рублях, продавец на момент отгрузки должен отразить в бухгалтерском учете выручку. Эта выручка отражается проводкой: Дебет 62,76 Кредит 90,91.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (п. 6 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации (п. 6.1 6 ПБУ 9/99).

Цена определена в иностранной валюте, но поскольку бухгалтерский учет ведется в рублях, то сумма выручки (в данном случае это дебиторская задолженность) должна быть пересчитана в рубли. Это следует как из общих положений, так и из пункта 4 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». В этом пункте сказано, что стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли. Но по какому курсу нужно пересчитывать «валютную» выручку?

Ответ на этот вопрос содержится в пункте 6 ПБУ 3/2006. Там сказано, что для целей бухгалтерского учета пересчет в рубли производится по курсу, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте. А датой совершения будет являться дата признания доходов, то есть день отгрузки. Следовательно, «иностранную» выручку нужно пересчитать по курсу, действующему на дату отгрузки.

Обращаем особое внимание на то, что в дальнейшем дебиторская задолженность должна регулярно пересчитываться (вплоть до погашения ее покупателем). Делать это нужно на отчетную дату по курсу, действующему на этот день. Такой порядок следует из пунктов 7 и 8 ПБУ 3/2006. При пересчете будут образовываться курсовые разницы. В зависимости от того, в какую сторону произошло изменение курсов, разницы могут быть либо положительные, либо отрицательные. При погашении контрагентом дебиторской задолженности организация-продавец также должна рассчитать курсовую разницу.
Курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие расходы (п. 13 ПБУ 3/2006).
Покажем порядок пересчета и определения курсовых разниц на практическом примере.

Пример 1
ООО «Солнышко» заключило договор поставки товаров с ООО «Луна». Цена товаров установлена в размере 1 770 евро (с учетом НДС — 270 евро), а расчеты производятся в рублях по курсу ЦБ РФ на дату оплаты. Отгрузка товара в адрес покупателя была произведена 17 сентября 2009 года (курс евро по отношению к рублю на эту дату был установлен ЦБ РФ в размере 44,96 руб.). На отчетную дату — 30 сентября 2009 года — курс евро составил 44,01 руб.
Оплата от ООО «Луна» поступила 29 октября 2009 года. Курс евро на эту дату снизился до 43,25 руб., поэтому сумма поступила в размере 76 552 руб. (1770 евро х 43,25 руб.).
В бухгалтерском учете ООО «Солнышко» должны быть сделаны следующие записи:
17 сентября 2009 года:
Дебет 62 Кредит 90
- 79 579 руб. (1770 евро х 44,96 руб.) – отражена стоимость отгруженного товара;
Дебет 90 Кредит 68
- 12 139 (270 евро х 44,96 руб.)
30 сентября 2009 года (отчетная дата).:
Дебет 91 Кредит 62
- 1681 руб. (1770 евро х (44,96 руб. – 44,01 руб.)) – отражена отрицательная курсовая разница на отчетную дату;
29 октября 2009 года:
Дебет 91 Кредит 62
- 1345 руб. (1770 евро х (44,01 руб. – 43,25 руб.) – отражена отрицательная курсовая разница на момент погашения задолженности покупателем;
Дебет 51 Кредит 62
- 76 552 руб. – получена оплата от покупателя;
Дебет 68 Кредит 91
- 461 руб. (12 139 руб. – (76 552 руб. х 18/118%)) – отражено уменьшение НДС.
Последняя проводка дана в связи с тем, что при образовании отрицательных разниц продавец имеет право (и ФНС это, наконец, подтвердила) уменьшить налоговую базу по НДС текущего налогового периода.

Бухгалтерский учет у покупателя

В момент получения от поставщика товаров (работ, услуг) организация делает соответствующие записи в бухгалтерском учете. Если это покупка товара, то указанная операция отражается проводкой: Дебет 41 Кредит 60, Дебет 19 Кредит 60. Какую сумму покупатель должен будет отразить указанными проводками?

Согласно пункту 6 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность переводится в рублевую сумму по курсу, действующему на дату образования этой задолженности (на дату отгрузки). Как правило, рублевая сумма уже содержится в первичных документах поставщика, поэтому покупателю остается ориентироваться на данные «первички».

После чего покупатель должен регулярно – на отчетную дату – пересчитывать кредиторскую задолженность с отнесением курсовых разниц в состав прочих расходов, либо доходов (в зависимости от того, в какую сторону меняется курс валюты). И делать это до тех пор, пока он не погасит свою задолженность перед поставщиком. Причем на момент погашения задолженности он также должен будет посчитать курсовую разницу.

Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1. В бухгалтерском учете ООО «Луна» должны быть сделаны следующие записи. В данном примере предположим, что покупатель решил принимать НДС к вычету только после оплаты товара поставщику (с учетом последней позиции ФНС).
17 сентября 2009 г.:
Дебет 41 Кредит 60
- 67 440 руб. ((1770 евро – 270 евро) х 44,96 руб.) – отражена стоимость приобретенного товара;
Дебет 19 Кредит 60
- 12 139 руб. (270 евро х 44,96 руб.)
30 сентября 2009 г.:
Дебет 60 Кредит 91
- 1681 руб. (1770 евро х (44,96 руб. – 44,01 руб.)) – отражена положительная курсовая разница;
29 октября 2009 г.:
Дебет 60 Кредит 91
- 1345 руб. (1770 евро х (44,01 руб. – 43,25 руб.) – отражена положительная курсовая разница;
Дебет 60 Кредит 51
- 76 552 руб. – отражено погашение задолженности за полученные товары;
Дебет 19 Кредит 60
- 461 руб. – отражено сторнирование суммы «входного» НДС в связи со снижением курса евро;
Дебет 68 Кредит 19
- 11 678 руб. (12 139 – 461) – принят к вычету НДС в размере, соответствующем фактически уплаченной сумме.

Полная предоплата

Порядок учета существенно меняется, если по условиям «инвалютного» договора поставка товаров (оказание услуг, выполнение работ) осуществляется только после полной предоплаты.
У продавца в данной ситуации выручка от реализации (Дебет 62 Кредит 90) отражается по курсу, действующему на дату получения предоплаты. Это четко следует из третьего абзаца пункта 9 ПБУ 3/2006. Там сказано, что «доходы организации при условии получения аванса, задатка, предварительной оплаты признаются в бухгалтерском учете этой организации в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли средств полученного аванса, задатка, предварительной оплаты (в части, приходящейся на аванс, задаток, предварительную оплату»).

Кстати, такой порядок согласуется и с нормами ПБУ 9/99, в пункте 6 которого сказано, что выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Поскольку при полной предоплате «дебиторка» отсутствует, то выручка на момент реализации определяется исключительно по сумме поступивших от покупателя денежных средств (предоплаты).

Пример 3
Изменим условия примера 1. Предположим, что 17 сентября 2009 г. ООО «Солнышко» была получена от ООО «Луна» 100-процентная предоплата, а 29 октября 2009 г. – осуществлена отгрузка товаров.
В бухгалтерском учете ООО «Солнышко» делаются следующие записи:
17 сентября 2009 г.:
Дебет 51 Кредит 62
- 79 579 руб. (1770 евро х 44,96 руб.) – отражено получение предоплаты от покупателя;
Дебет 76 Кредит 68
- 12 139 руб. – начислен НДС с предоплаты;
29 октября 2009 г.:
Дебет 62 Кредит 90
- 79 579 руб. – отражена стоимость отгруженного товара;
Дебет 90 Кредит 68
- 12 139 руб. – начислен НДС с реализации;
Дебет 68 Кредит 76
- 12 139 руб. – принят к вычету НДС, ранее исчисленный с аванса.
Как видим в этом случае никакого пересчета не требуется, соответственно, курсовые разницы отсутствуют.

Аналогичный порядок применяет и покупатель. Для него сумма расходов будет признаваться в бухгалтерском учете исходя из курса валюты, действующего на дату перечисления им предоплаты. Это следует из второго абзаца пункта 9 ПБУ 3/2006 и пункта 6 ПБУ 10/99.

Пример 4
Воспользуемся условиями примера 3. Для упрощения записей предположим, что ООО «Луна» не применяло вычет НДС с предоплаты.
В бухгалтерском учете ООО «Луна» должны быть произведены следующие записи.
17 сентября 2009 г.:
Дебет 60 Кредит 51
- 79 579 руб. (1770 евро х 44,96 руб.) – отражено перечисление предоплаты поставщику;
29 октября 2009 г.:
Дебет 41 Кредит 60
- 67 440 руб. ((1770 евро – 270 евро) х 44,96 руб.) – отражена стоимость полученного товара;
Дебет 19 Кредит 60
- 12 139 руб. – отражен «входной» НДС;
Дебет 68 Кредит 19
- 12 139 руб. – принят к вычету НДС.

Частичная предоплата

Но стороны «инвалютного» договора могут предусмотреть условие о частной предоплате (авансе). В этом случае учет усложняется, так как продавцу придется определять сумму выручки более сложным путем.
Как мы уже неоднократно говорили ранее, выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (п. 6 ПБУ 9/99). При этом если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением). Это значит, что к моменту отгрузки доход будет складываться из двух величин: суммы аванса и суммы кредиторской задолженности. К примеру, в счет будущей поставки организация перечислила 100 руб., а оставшиеся 50 руб. перечислит только после отгрузки. Соответственно, проводкой Дебет 62 Кредит 90 выручка будет отражена в размере 150 руб. (100 руб. – из которой это сумма поступления, а 50 руб. – кредиторская задолженность).

А как быть, если стоимость договора установлена в иностранной валюте с условием оплаты в рублях по курсу, действующему на дату платежа?
Очень просто. Часть выручки, на которую приходится получение аванса, уже переведена в рубли, то есть сформирована (по курсу на дату получения денежных средств). Ее мы уже, как говорится, не трогаем. А та часть, которая еще не погашена покупателем (дебиторская задолженность), должна пересчитываться по курсу на дату отгрузки. В результате сложения этих двух величин (поступившего аванса и дебиторской задолженности) и образуется сумма выручки, отражаемая проводкой: Дебет 62 Кредит 90.

Пример 5
Организация отгружает товар, стоимостью 100 евро на условиях 30-процентной предоплаты. Допустим, что на момент получения аванса курс валюты составлял 45 руб., на момент отгрузки товара – 44 руб., а на момент оплаты оставшейся стоимости (70%) – 43 руб.
Сумма поступившего аванса составила 1350 руб. (100 евро х 30% х 45 руб.).
На момент отгрузки сумма выручки будет определяться так: 1350 руб. + (100 евро х 70% х 44 руб.) = 4430 руб. Именно эту сумму продавец должен отразить проводкой Дебет 62 Кредит 90, и именно ее он укажет в товарной накладной.
В дальнейшем на последний день каждого месяца (до погашения задолженности) организация будет отражать бухгалтерском учете курсовые разницы, но с той суммы, которая не погашена покупателем, то есть с суммы дебиторской задолженности.
Если же отгрузка товара и оплата покупателем оставшейся суммы (70%) была осуществлена в пределах одного месяца, то курсовая разница будет отражаться лишь одиножды – в момент погашения задолженности. Для продавца сумма курсовой разницы будет отрицательной (в виду снижения курса евро) и составит 70 руб. (100 евро х 70% х (44 руб.- 43 руб.)).

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Альбина Островская, ведущий налоговый консультант консалтинговой компании «Такс Оптима»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер