Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Нормирование процентов в налоговом учете: о чем спрашивают бухгалтеры

7 апреля 2009

Во время финансового кризиса растет количество компаний, которые ранее обходились без займов, но теперь вынуждены брать кредиты для пополнения оборотных средств. Соответственно, увеличивается и количество бухгалтеров, впервые столкнувшихся на практике с нормированием процентов при расчете налога на прибыль. В настоящей статье Альбина Исанова, заместитель руководителя департамента консалтинга ЗАО АК «Арт-Аудит», отвечает на наиболее популярные среди клиентов вопросы по нормированию процентов.

Общие правила и временное исключение

Проценты, уплачиваемые по кредиту или займу, заемщик имеет право отнести к внереализационным расходам (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Однако для целей налогообложения прибыли расходы в виде процентов нормируются. Поэтому, прежде чем списать сумму процентов, бухгалтер должен проверить, «укладывается» ли эта сумма в норматив.

Порядок расчета норматива предусмотрен статьей 269 Налогового кодекса. Согласно данной статье, относить на расходы начисленную сумму процентов можно при соблюдении одного условия. Размер процентов не должен существенно отклоняться от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях (п. 1 ст. 269 НК РФ).

Но есть и альтернативный вариант расчета норматива. По выбору налогоплательщика (или при отсутствии сопоставимых долговых обязательств) предельная величина признаваемых расходом процентов при «рублевом» кредите равняется ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза. А при займе в валюте лимит составит 15 процентов.

Обратите внимание: действие этой нормы приостановлено до 31 декабря 2009 года. На время приостановления действуют другие — повышенные — показатели: по рублевым займам и кредитам ставка рефинансирования увеличивается в 1,5 раза, а по долговым обязательствам в иностранной валюте повышенный лимит составляет 22 процента. При этом новые нормативы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года (федеральный закон от 26.11.08 № 224-ФЗ).

Используем повышенный норматив для более «старых» кредитов

Названная норма и вызывает самый популярный у бухгалтеров вопрос: можно ли применять повышенные нормативы к займам, полученным до 1 сентября 2008 года? На первый взгляд — нельзя. Ведь правоотношения по  соответствующему договору возникли до установленной даты. Скорее всего, именно так и будут рассуждать налоговые органы.

Но не все так однозначно. Подобное ограничение нельзя назвать справедливым. Почему это по новым договорам организации могут списывать расходы по завышенным нормативам, а по старым не могут? Мы хотим предложить доводы в пользу того, что новые нормативы можно применять и к договорам, заключенным до 1 сентября 2008 года.

Для начала отметим: действительно, в законе прямо говорится, что новые нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года. Но что в данном случае считать «правоотношениями»? Нигде нет определения понятия «правоотношения». С одной стороны, правоотношения — это отношения, которые возникли один раз, в момент заключения договора займа. Но есть много нюансов. Во-первых, правоотношения по займу возникают постоянно. Например, каждый месяц, происходит начисление процентов, которые заемщик должен уплатить (не важно, в какой срок).

Во-вторых, организация определяет предельную величину процентов, учитываемых в расходах, на момент их признания, т.е. на конец отчетного периода (п. 8 ст. 272 НК РФ). Поэтому можно утверждать: новый лимит распространяется на проценты, признанные расходами за период с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года, независимо от того, когда именно было оформлено долговое обязательство.

К тому же повышение лимита — мера антикризисная. Она временная и направлена на то, чтобы на период кризиса облегчить положение налогоплательщиков. Согласитесь, было бы несправедливо ограничивать применение антикризисных мер в зависимости от даты договора. Ведь это нарушает принцип равенства налогообложения, что противоречит основным принципам российской налоговой системы.

Помимо названных аргументов существует письмо Минфина, подтверждающее вывод: новые нормы применимы и к старым займам. Так, в письме от 29.12.08 № 03-03-06/2/184 разъяснена ситуация с нормированием процентов по займу, полученному в июне 2006 года. Чиновники заявили, что по такому займу компания может применять повышенные нормативы к процентам, начисленным за период с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года.

Мы считаем, что используя все эти аргументы, заемщик может доказать налоговикам (в случае, если у налоговиков на этот счет будет иное мнение) правомерность использования повышенных нормативов и к договорам, заключенным до 1 сентября 2008 года. При этом по повышенным нормативам должны учитываться проценты, начисленные в период с 1 сентября 2008 года до 31 декабря 2009 года.

Меняется ставка рефинансирования: как действовать?

Еще одна сложность, которая возникает у компании, исчисляющей норматив на основе ставки рефинансирования, связана с тем, что эта ставка постоянно меняется. Какую ставку рефинансирования брать в расчет: ту, что действовала на дату привлечения денежных средств или ту, что действует на дату признания расходов в виде процентов?

Все зависит от того, содержит договор займа условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства или нет. Если в договоре нет такого условия, то при расчете норматива принимается ставка рефинансирования, действовавшая на дату привлечения денежных средств. По другим договорам (согласно которым процентная ставка может меняться) принимается ставка рефинансирования, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Правда, практика показывает, что некоторые инспекции этого правила не придерживаются и занимают ту позицию, которая им выгодна. Однако компаниям удается отстоять свою правоту в судах. Примером может служить постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.08 № А19-19415/06-20-Ф02-5295/08.

Возникает и другой вопрос. Как быть, если договор содержит условие об изменении процентной ставки, однако кредитор таким условием не воспользовался (то есть в течение срока действия договора фактическая процентная ставка не менялась)? Какую ставку рефинансирования использовать в этом случае?

Мы считаем, что следует руководствоваться ставкой рефинансирования, которая действует на момент признания «процентных» расходов. Данный вывод подтвержден Минфином в письме от 27.09.07 № 03-03-06/1/701. Тот же подход применяется и в отношении договоров, по которым кредитная организация вправе изменить первоначально установленную процентную ставку в случае нарушения должником определенных условий договора (письмо Минфина России от 27.08.07 № 03-03-06/1/602).

Считаем по сопоставимости

Как мы уже упоминали выше, норматив списания процентных расходов можно рассчитывать иным способом — на основании сопоставимых долговых обязательств. Этот метод применяется по выбору налогоплательщика при условии, что эти сопоставимые обязательства у него имеются.

Повторим правило. Расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при следующем условии. Размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно (не более чем на 20 процентов) не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях (п. 1 ст. 269 НК РФ). А налогоплательщики, перешедшие на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, при подобном расчете учитывают долговые обязательства, выданные в том же месяце.

При прочтении этой нормы неизменно возникает вопрос: ориентироваться следует на привлеченные организацией займы или на выданные?
Если читать пункт 1 статьи 269 НК РФ буквально, то при определении среднего уровня процентов надо учитывать займы, выданные компанией, а не полученные ею.

Однако, поскольку в названном пункте речь идет о процентах по полученным займам, то логично, что для определения среднего уровня процентов необходимо учитывать полученные на сопоставимых условиях займы. Такого же подхода придерживаются и чиновники, о чем свидетельствует, например, письмо Минфина России от 07.06.06 № 03-06-01-04/130. В нем сказано, что «долговые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов — физических лиц или юридических лиц — считаются несопоставимыми». В другом письме Минфина (от 27.03.06 № 03-03-04/1/282) прямо говорится, что при определении среднего уровня процентов налогоплательщик принимает в расчет все долговые обязательства, полученные налогоплательщиком в том же квартале на сопоставимых условиях. Эту позицию Минфин подтвердил и в недавнем письме от 17.12.08 № 03-03-06/1/694.
Таким образом, взяв кредит, организация для нормирования процентов по нему должна ориентироваться на займы, которые она получила на сопоставимых условиях.

Ситуации, в которых возникают налоговые риски

Часто от бухгалтеров слышишь вопрос: может ли организация полученные в качестве займа денежные средства передать по договору займа другому лицу? И, если она передаст средства по договору беспроцентного займа, не возникнет ли у организации налоговых рисков? На наш взгляд, риски вероятны, но в определенных ситуациях.

Рассмотрим описанную ситуацию подробнее. Получив кредит, организация осуществляет расходы в виде процентов. При этом, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида относятся к внереализационным расходам. Вместе с тем, для целей налогообложения прибыли расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если заемщик передаст по договору беспроцентного займа средства, ранее полученные по кредитному договору (договору займа), предусматривающему уплату процентов, то эти проценты налоговые органы при проверке исключат из расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. В результате обществу будет доначислен налог на прибыль, пени и штрафные санкции по статье 122 НК РФ.

Более того, возможные претензии со стороны налоговых органов нельзя исключить даже в том случае, если стороны определят некий процент в договоре займа, но этот процент будет ниже процента, установленного в «первоначальном» договоре займа. Налоговый орган может заявить, что отношения по договору займа направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.
Но мы считаем, что подобные действия налоговых органов налогоплательщики могут оспорить в судебном порядке. Ведь расчетный счет в банке у организации, как правило, один. И на нем аккумулируются не только деньги, полученные по договору займа, но и иные поступления (выручка от реализации, прочие доходы). Поэтому нельзя однозначно утверждать, что организация выдала займ именно из тех средств, которые ранее были получены ей по договору займа.

Источник: БухОнлайн.ру

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер