Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Материалы по теме
Сегодня
ФНС сообщила о мошенниках, которые сообщают налогоплательщикам о якобы имеющейся у них недоимке по налогам
19 июня
ЦБ снизил ключевую ставку на 0,25 процента
29 мая
В июне все желающие могут бесплатно посмотреть вебинары, посвященные бухгалтерскому аутсорсингу и вычетам по НДФЛ

Что изменится в 2014 году: налоги, страховые взносы и пособия, бухучет и отчетность

30 декабря 2013

Летом этого года законодатели внесли много поправок в первую часть Налогового кодекса. Благодаря новшествам, в 2014 году у налоговиков, проводящих камеральные проверки, появятся новые полномочия. Новые обязанности будут возложены на банкиров: они, в частности, должны будут сообщать в ИФНС об открытии вкладов и депозитов. Расширится круг лиц, которые обязаны сдавать декларации в электронной форме. Предусмотрены изменения для налогоплательщиков НДФЛ, которые претендуют на имущественный вычет, а также для владельцев офисных и торговых центров, которым придется платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов. С нового года изменится ряд положений законодательства, которое регламентирует уплату страховых взносов и расчет пособий. Наконец, с января 2014 года вступит в силу обновленная редакция закона о бухучете. Мы подготовили краткий обзор этих и других изменений, которые бухгалтеры должны учитывать в работе в 2014 году (для получения более подробной информации нужно пройти по гиперссылкам на материалы, указанные в статье).

Первая часть Налогового кодекса

Исчисление налогов в полных рублях

С января 2014 года суммы всех налогов будут исчисляться в полных рублях. Величину менее 50 копеек необходимо отбросить, а величину более 50 копеек округлить до полного рубля. Такое правило предусмотрено новым пунктом 6 статьи 52 НК РФ (введен Федеральным законом от 23.07.13 № 248-ФЗ; далее — Закон № 248-ФЗ). Напомним, ранее в Налоговом кодексе была установлена норма об округлении суммы НДФЛ. Для других налогов правила об округлении предусматривались в порядках заполнения деклараций. Порой это приводило к конфликтам. Пример — спор, возникший в связи с заполнением декларации по УСН (см. «Высший арбитражный суд: в декларации по УСН стоимостные показатели и исчисленная сумма налога указываются с точностью до копейки»).

Запрет на открытие счетов при наличии заблокированного счета

С января 2014 года будет действовать следующее правило: если налоговики приостановили операции по счету налогоплательщика в одном банке, то другим банкам запрещено открывать новые счета данному лицу. Счет не откроют до тех пор, пока будет действовать решение о приостановлении операций по счетам (п. 12 ст. 76 НК РФ в редакции Закона № 248-ФЗ). До сих пор запрет на открытие счетов распространялся только на тот банк, в котором у налогоплательщика был открыт заблокированный счет.

К слову, с 2015 года у налоговиков появится дополнительный повод для приостановления операций по счетам налогоплательщика. Счет может быть заблокирован, если налогоплательщик не отвечает на электронное требование о представлении документов или пояснений, а также о вызове в инспекцию, которое было выслано ему налоговиками через систему для сдачи отчетности. Такое изменение в статью 76 НК РФ внесено Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ).

Сообщение информации о счетах организаций и граждан

Поправки, внесенные Законом № 134-ФЗ в статью 86 НК РФ, расширят перечень информации, которую банки обязаны передавать налоговикам. С июля 2014 года банки должны будут сообщать в инспекцию об открытии, изменении и закрытии не только счетов, но также вкладов и депозитов. При этом не важно, кому они принадлежат — организациям и ИП, либо «простым» физическим лицам.

Отметим, что запросить информацию о счетах, вкладах и депозитах «простых» физических лиц налоговики смогут только при наличии согласия либо руководителя УФНС, либо руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. Запрос в банк может быть направлен в случаях проведения налоговых проверок в отношении физлиц или истребования у них документов (информации) на основании пункта 1 статьи 93.1 НК РФ.

Истребование документов и пояснений при камеральной проверке

С января 2014 года у налоговиков появятся дополнительные основания для того, чтобы истребовать у налогоплательщика пояснения и документы в рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ в редакции Закона № 134-ФЗ). Речь идет о проверках уточненных деклараций, в которых уменьшена сумма налога к уплате, а также деклараций с убытком. Налоговики смогут потребовать пояснения, которые обосновывают изменения показателей декларации или размер убытка. Вместе с пояснениями можно представить выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы. На подготовку пояснений налогоплательщикам отводится пять рабочих дней.

Есть и другое важное новшество, которое будет действовать с 1 января 2014 года. Оно регулирует ситуацию, когда уточненная декларация подана по истечении двух лет со дня, установленного для сдачи первичной декларации, и при этом согласно «уточненке» уменьшается сумма налога к уплате или увеличивается размер убытка. В такой ситуации при проведении камеральной проверки налоговики смогут вместе с пояснениями потребовать первичные и иные подтверждающие документы, а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых была сформирована «уточненка».

Налоговая ответственность: основание и штрафы

Законы № 134-ФЗ и № 248-ФЗ внесли ряд изменений в нормы Налогового кодекса о налоговой ответственности. Перечислим основные новшества, которые вступят в силу с 1 января 2014 года.

1. За грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) можно будет наказывать не только организацию, но и предпринимателя.

2. За отказ от представления налоговикам сведений об интересующем их налогоплательщике (п. 2 ст. 126 НК РФ) санкция может быть применена ко всем лицам, в том числе и физлицам, которые располагают информацией о налогоплательщике, но утаивают ее от инспекторов. Изменится и размер штрафа по статье 126 НК РФ. Для юридических лиц и предпринимателей он составит 10 000 рублей, а для физических лиц — 1 000 рублей.

3. За непредставление в установленный срок налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) могут быть оштрафованы не только налогоплательщики, но другие лица, например, налоговые агенты по НДС. Такие последствия связаны с тем, что из статьи 119 НК РФ исключено указание насубъекта правонарушения — налогоплательщика. Размер санкции по-прежнему составит 5% от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 000 рублей. При этом уточняется, что проценты нужно рассчитывать от суммы налога, неуплаченной в установленный срок. Таким образом, если налог уплачен вовремя, то максимум, что ждет организацию за просрочку декларации, — это штраф 1 000 рублей.

4. Разграничена ответственность за невыполнение требований налоговиков в рамках «встречной» проверки. Согласно поправке, внесенной в пункт 6 статьи 93.1 НК РФ, штраф по статье 126 НК РФ будут начислять за непредставление истребованных документов (непредставление в установленные сроки), а штраф по статье 129.1 НК РФ — за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации.

Подробнее про изменения, внесенные законами № 134-ФЗ и № 248-ФЗ в первую часть Налогового кодекса см. «В Налоговый кодекс внесены поправки,касающиеся камеральных проверок,штрафов, блокировки счетов и способа сдачи отчетности» и «В НК РФ внесены изменения, касающиеся регламента проверок, штрафов и принудительного взыскания налогов»,

Досудебный порядок обжалования актов и деяний налоговиков

Федеральный закон от 02.07.13 № 153-ФЗ ввел с 1 января 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (ст. 138 НК РФ). Исключений всего два.

Во-первых, ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде. А во-вторых, ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде. Во всех остальных случаях (например, если представители ИФНС заблокировали счет, наложили арест на имущество, не провели зачет и т д.) сначала придется обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Правда, есть одна оговорка — если вышестоящий орган не рассмотрит жалобу, в том числе апелляционную, в срок, установленный в пункте 6 статьи 140 НК РФ, то по истечении этого срока можно будет обращаться в суд.

Напомним, что до 1 января 2014 года норма об обязательном досудебном порядке обжалования действовала только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых на основании статьи 101 НК РФ. См. также «Как обжаловать действия и решения налоговиков: новые нормы Налогового кодекса и разъяснения Пленума ВАС РФ».

Электронная отчетность: кто сдает и как подписать

С января 2014 года расширяется перечень налогоплательщиков, обязанных отчитываться через интернет (п. 3 ст. 80 в редакции Закона № 134-ФЗ). Теперь в него входят налогоплательщики, для которых обязанность представлять декларации в электронной форме установлена частью второй Налогового кодекса. В 2014 году эта норма будет распространяться на плательщиков НДС (см. ниже).

С 2014 года подписывать электронные декларации нужно будет только квалифицированной электронной подписью (КЭП). Таково требование Федерального закона от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». О том, как получить КЭП, читайте в материале: «До окончания срока действия сертификатов ЭЦП для сдачи отчетности остается менее месяца: что необходимо сделать их владельцам».

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ)

Кто обязан сдавать электронные декларации по НДС

С 2014 года плательщики НДС (в том числе налоговые агенты), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ (т.е. все те, кто выставит хотя бы один счет-фактуру с ненулевой суммой НДС), обязаны сдавать декларации по данному налогу только через интернет независимо от численности персонала. Такое изменение в пункт 5 статьи 174 НК РФ внес Федеральный закон от 28.06.13 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ; см. «С 2014 года декларации по НДС можно будет сдать только через интернет»).

Подписывать электронные декларации по НДС нужно будет с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (письмо ФНС России от 30.09.13 № ПА-4-6/17542; «ФНС: плательщики НДС должны получить сертификаты квалифицированной электронной подписи до конца 2013 года»).

Важно отметить, что правило о представлении деклараций по НДС исключительно в электронном виде применяется, начиная с отчетности за I квартал 2014 года. Декларацию по НДС за IV квартал 2013 года и уточняющие декларации за периоды, предшествующие 1 января 2014 года, можно сдать и на бумаге (разумеется, если численность работников компании позволяет ей отчитываться на бумажном носителе). Такое разъяснение содержится в письме Минфина России от 08.10.13 № 03-07-15/41875 (см. «Минфин: декларации по НДС за IV квартал 2013 года и «уточненки» за прошлые налоговые периоды можно сдать и на бумаге»).

Впрочем, для некоторых компаний и в 2014 году останется возможность сдавать декларации по НДС на бумаге. Такое право будет у налоговых агентов, которые не являются плательщиками НДС или получили освобождение от исполнения обязанностей плательщиков на основании статьи 145 НК РФ (если, конечно, среднесписочная численность их работников за предшествующий год не превысит 100 человек). Однако уже в 2015 налоговые агенты должны будут сдавать декларации по НДС в электронном виде. Правда, не все налоговые агенты, а только посредники, которые выставляют или получают счета-фактуры при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров. См. также «Налоговики разъяснили, какие категории налогоплательщиков не обязаны сдавать отчетность по НДС в электронном виде».

Бесплатно сдавать электронную отчетность в течение трех месяцев

 

Ведение журнала учета посредниками — неплательщиками НДС

Еще одна поправка, предусмотренная Законом № 134-ФЗ, адресована посредникам, которые не являются плательщиками НДС (например, «упрощенщики»), но выставляют или получают счета-фактуры в интересах других лиц на основании договора поручения, комиссии или агентского договора. Такие посредники с 1 января 2014 года будут обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Представлять данный журнал налоговикам надо будет с 2015 года (новая редакция п. 3.1 ст. 169, п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Обратите внимание, что сдавать этот журнал в инспекцию нужно в электронном виде (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом). Поэтому лучше сразу вести его в электронном виде (например, с помощью системы «Диадок»).

Дата выставления электронного счета-фактуры

Возможно, уже в следующем году покупателям, получившим электронный счет-фактуру, разрешат применять вычет не только по дате получения, но и по дате составления. Соответствующие изменения предусмотрены в проекте, который называется «Совершенствование налогового администрирования». Напомним, что сегодня право на вычет НДС у покупателя возникает не раньше, чем электронный счет-фактура будет зарегистрирован в части 2 журнала (т.е. дата вычета напрямую зависит от даты получения). В результате вычет может быть датирован более поздним налоговым периодом, нежели счет-фактура. Подробнее см. «Как дата выставления электронного счета-фактуры влияет на исчисление НДС у поставщика и покупателя».

Акцизы (гл. 22 НК РФ)

Возмещение акцизов, освобождение от уплаты и т д.

Федеральный закон от 30.09.13 № 269-ФЗ внес многочисленные поправки в главу 22 Налогового кодекса. В частности, уточнены правила возмещения сумм акцизов; проиндексированы некоторые ставки акцизов; скорректированы требования к банковской гарантии, которая представляется налоговикам для освобождения от уплаты акциза при реализации за пределы России подакцизных товаров; и т д.

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ)

Имущественный вычет по расходам на приобретение (строительство) жилья

С января 2014 года будет действовать новая редакция статьи 220 НК РФ, посвященной получению имущественного вычета по НДФЛ (изменения внесены Законом от 23.07.13 № 212-ФЗ). Перечислим основные новшества:

  • если при покупке одного объекта недвижимости была использована не вся сумму вычета (в настоящее время — 2 млн.руб.), то остаток вычета можно будет получить в случае покупки другого объекта. Период, в течение которого можно использовать остаток вычета, не установлен, но размер остатка вычета уже не изменится;
  • при приобретении жилья (земли) в общую собственность, сумму вычета не нужно будет распределять между совладельцами. То есть каждый из них, независимо от размера доли, сможет заявить вычет на полную сумму (2 млн. руб.). Если же совладелец не воспользуется вычетом, то за ним сохранится право на получение вычета по другому объекту в полном размере;
  • вычет в отношении процентов по ипотечному кредиту будет предоставляться в пределах 3 млн. руб. и только по одному объекту. Данное новшество не будет распространяться на проценты по ипотеке, полученной до 2014 года (такие расходы можно заявить к вычету без ограничений по сумме);
  • вычет по расходам на приобретение жилья (земли) и по процентам по ипотеке можно будет получить сразу у нескольких работодателей;
  • для подтверждения права на имущественный вычет достаточно будет подать декларацию по НДФЛ, отдельного заявления больше не потребуется;
  • законодательно установлена возможность родителей (приемных родителей, опекунов, попечителей, усыновителей) получить вычет по расходам на покупку или строительство жилья и на погашение процентов по ипотеке при оформлении жилья на имя несовершеннолетнего ребенка.

Подробнее о новых правилах см. «Как в 2014 году изменятся правила предоставления имущественного вычета по НДФЛ» и «Минфин рассказал о нюансах предоставления по новым правилам имущественного вычета при покупке жилья».

Важно отметить, что, согласно разъяснениям Минфина России, воспользоваться новыми правилами смогут те, кто оформит необходимые для вычета документы уже после 1 января 2014 года. Если же право на вычет возникло до этой даты (свидетельство о собственности датировано, к примеру, 2013 годом), то вычет предоставят на основании прежней редакции статьи 220 НК РФ. Подробнее о позиции чиновников по вопросу получения вычета в «переходный» период читайте в материалах «Минфин разъяснил порядок получения имущественного вычета по НДФЛ в 2014 году по жилым объектам,приобретенным в 2013 году и ранее»;«Минфин пояснил, кто сможет воспользоваться новым порядком получения имущественного налогового вычета при покупке жилья и земельных участков».

Авансовые платежи иностранцев, работающих у физлиц

Иностранные граждане, которые трудятся по найму у физлиц на основании патента, уплачивают НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1 000 руб. в месяц. Эти платежи индексируются на коэффициент-дефлятор (ст. 227.1 НК РФ). Приказом Минэкономразвития России от 07.11.13 № 652 данный коэффициент на 2014 год установлен в размере 1,216 (см. «Утверждены коэффициенты-дефляторы на 2014 год»). Таким образом, в 2014 году авансовые платежи по НДФЛ для указанных иностранных граждан составят 1 216 рублей в месяц.

Налоговые агенты при совершении операций с ценными бумагами

С января 2014 года будет действовать новая статья 226.1 НК РФ. Она регулирует особенности исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами при совершении операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов. В частности, законодатели уточнили перечень лиц, которые признаются налоговыми агентами при совершении указанных операций. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 02.11.13 № 306-ФЗ.

Уплата НДФЛ с выигрышей в тотализаторе

Федеральный закон от 23.07.13 № 198-ФЗ установил особенности определения налоговой базы по доходам в виде выигрышей, полученных в букмекерской конторе и тотализаторе. В новой статье 214.7 НК РФ сказано, что НДФЛ с выигрыша в букмекерской конторе или тотализаторе, нужно платить за минусом суммы ставки. Удержать налог и перечислить в бюджет должна компания, которая выплатила выигрыш.

Налог на прибыль (гл. 25 НК РФ)

Лимит списания процентов по долговым обязательствам

До конца 2014 года нужно применять прежние лимиты, в пределах которых можно списать проценты по кредитам и займам при расчете налога на прибыль. Так, по долговым обязательствам в рублях лимит останется равен ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза, а по кредитам и займам в иностранной валюте — ставке рефинансирования, умноженной на 0,8. Соответствующая поправка в статью 269 НК РФ внесена Федеральным законом от 02.11.13 № 306-ФЗ (далее — Закон № 306-ФЗ), см. «Действующий порядок списания в расходах процентов по кредитам сохранится до конца 2014 года».

Порядок определения налоговой базы по дивидендам

С января 2014 года применяется несколько видоизмененная формула для расчета налога, который должен быть удержан у получателя дивидендов. Прежний показатель «Д» теперь обозначается как «Д2», а показатель «д» — как «Д1» (ст. 275 НК РФ в ред. Закона № 306-ФЗ). Формула выглядит так: Н = К x Сн x (Д1– Д2).

Кроме того, уточнено как рассчитывать показатель Д2 (прежний показатель Д). Напомним, что он равнялся общей сумме дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, при условии, что эти суммы ранее не учитывались при определении налоговой базы в отношении дивидендов. До сих пор было неясно, включать ли в этот показатель дивиденды, которые налоговый агент получил ранее предыдущего налогового периода.

В новой редакции статьи 275 НК РФ четко закреплено, что показатель Д2 рассчитывается исходя из общей суммы дивидендов, полученных российской организацией в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущих отчетных (налоговых) периодах. См. «Законодатели уточнили порядок расчета налога на прибыль и НДФЛ, удерживаемых у получателей дивидендов».

Применение повышающих коэффициентов амортизации

С января 2014 года законодательно закреплен запрет на применение по одному основному средству нескольких повышающих коэффициентов амортизации. Соответствующее дополнение в статью 259.3 НК РФ внесено Федеральным законом от 30.09.13 № 268-ФЗ. Это значит, что если имеются основания для одновременного применения к основной норме амортизации нескольких коэффициентов, компания должна выбрать только один коэффициент и отметить его в учетной политике. Напомним, что Минфин России и ранее высказывал аналогичную позицию в письме от 14.09.12 № 03-03-06/1/481(см. «Минфин: применять два повышающих коэффициента к норме амортизации одного основного средства нельзя»).

Переход с нелинейного метода амортизации на линейный

До1 января 2009 года налогоплательщики были обязаны определить в учетной политике метод амортизации, применяемый с указанной даты. При этом переход с нелинейного метода на линейный разрешался не чаще, чем один раз в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ). Таким образом, если с 1 января 2009 года организация применяла нелинейный метод начисления амортизации, то она сможет перейти на линейный метод с 1 января 2014 года или позже. Такое разъяснение дано в письме Минфина России от 21.02.11 № 03-03-06/2/36 (см. «Минфин предупреждает: перейти с нелинейного метода начисления амортизации на линейный можно только с 2014 года»).

Специальный коэффициент по объектам, используемым в условиях агрессивной среды или повышенной сменности

Если основное средство, которое используются для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, принято на учет после 1 января 2014 года, то при начислении амортизации применять специальный повышающий коэффициент нельзя. Данное правило закреплено в подпункте 1 пункта 1 статьи 259.3 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.12 № 206-ФЗ).

См. также «Как применять повышающие коэффициенты амортизации: общие вопросы по ОС в агрессивной среде»,«Как применять повышающие коэффициенты амортизации: повышенная сменность».

Налогообложение кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций

Федеральный закон от 02.11.13 № 301-ФЗ установил особенности исчисления доходов и расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций (ст. ст. 297.1, 297.2 НК РФ), а также ввел право на формирование ими резервов на возможные потери по займам (ст. 297.3 НК РФ). Нововведения начнут действовать с 1 января 2014 года.

Напомним, что кредитным потребительским кооперативом признается добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства, а также по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу для удовлетворения финансовых потребностей членов (ст. 1 Федерального закона от18.07.09 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»). А микрофинансовой организацией является юридическое лицо, осуществляющее микрофинансовую деятельность, в частности, предоставляющее займы в сумме не более 1 000 000 рублей (ст. 2 Федерального закона от 02.07.10 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).

Списание расходов на питание экипажей судов

Федеральный закон от 23.07.13 № 248-ФЗ отменил лимитирование расходов на питание экипажей речных, морских и воздушных судов. До 1 января 2014 года следовало применять нормативы, утвержденные правительством РФ. После этой даты указанные расходы можно будет списать при налогообложении прибыли в полном объеме.

Изменения для бюджетных учреждений культуры

С1 января 2014 года бюджетные учреждения культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные организации) получат ряд поблажек по налогу на прибыль (внесены Федеральным законом от 23.07.13 № 215-ФЗ; далее — Закон № 215-ФЗ). Перечислим новшества:

  • указанные учреждения смогут единовременно учитывать в расходах полную стоимость основных средств в момент их ввода в эксплуатацию. Исключение — объекты недвижимости, которые по-прежнему нужно амортизировать (п. 7 ст. 259 НК РФ);
  • указанные учреждения не должны платить авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ);
  • указанные учреждения будут сдавать только годовую декларацию по налогу на прибыль (п. 2 ст. 289 НК РФ).

Другие изменения

Закон № 215-ФЗ внес и другие небольшие поправки в расчет налога на прибыль, которые будут действовать с 2014 года. Так, в перечень нематериальных активов включено исключительное право на аудиовизуальные произведения (п. 3 ст. 257 НК РФ); а к ненормируемым расходам на рекламу будут относиться рекламные мероприятия при кино- и видеообслуживании (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Единый сельскохозяйственный налог (гл. 26.1 НК РФ)

Расходы, учитываемые при расчете базы по ЕСХН

С января 2014 года в перечне затрат, признаваемых материальными расходами для целей расчета ЕСХН, вместо медикаментов будут значиться лекарственные препараты ветеринарного применения. Такое изменение в подпункт 5 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ внесено Федеральным законом от 25.11.13 № 317-ФЗ.

С января 2014 года для целей расчета ЕСХН отменяется нормирование расходов на рацион питания экипажей морских и речных судов (подп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Данное изменение предусмотрено Федеральным законом от 23.07.13 № 248-ФЗ.

Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ)

Лимит доходов для перехода на УСН и применения спецрежима

Компании смогут перейти на УСН с 2014 года, если сумма доходов за январь — сентябрь 2013 года не превысила 45 000 000 рублей. Об этом сообщается в письме Минфина России от13.12.13 № 03-11-06/2/54977. Данный вывод обосновывается следующим образом.

Согласно пункту 2 статьи 346.12 НК РФ величина доходов для перехода на УСН не должна превышать 45 000 000 рублей за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе. При этом лимит доходов индексируется не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, «установленный на следующий календарный год». Для целей применения УСН на 2014 год коэффициент-дефлятор равен 1,067 (приказ Минэкономразвития от 07.11.13 № 652). Однако, как считают чиновники, данный коэффициент распространяется только на доходы 2014 годы. А для того, чтобы перейти на УСН с 2014 года, лимит доходов (45 млн. руб.) нужно умножить на коэффициент-дефлятор, установленный на 2013 год, т.е. на 1. Отметим, что данная позиция представляется небесспорной (см. «Минфин высказался по поводу лимита доходов, позволяющего перейти на УСН с 2014 года»).Тем не менее, если компания не готова спорить с налоговиками, лучше следовать разъяснениям Минфина.

В упомянутом письме Минфина разъясняется, что новый коэффициент-дефлятор (1,067) нужно применять в следующих случаях. Чтобы компания не потеряла право на «упрощенку», ее доходы за 2014 год не должны превысить 64 020 000 рублей (60 млн.руб. × 1,067). А перейти на этот спецрежим с 2015 года можно будет в том случае, если доходы за девять месяцев 2014 года будут не более 48 015 000 рублей (45 млн. руб. х 1,067).

Кто не сможет применять УСН

С 2014 года микрофинансовые организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Соответствующее дополнение в пункт 3 статьи 346.12 внесено Федеральным законом от 02.11.13 № 301-ФЗ. Напомним, что микрофинансовой организацией является юридическое лицо, осуществляющее микрофинансовую деятельность, в частности предоставляющее займы в размере не более 1 000 000 рублей (ст. 2 Федерального закона от 02.07.10 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).

Единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ)

Коэффициент-дефлятор

Для исчисления суммы ЕНВД используются физические показатели, характеризующие определенные виды деятельности, и базовая доходность. Базовая доходность корректируется, в частности, на коэффициент-дефлятор К1 (п. 3, 4 ст. 346.29 НК РФ). В целях расчета ЕНВД в 2014 году К1 составит 1,672 (приказ Минэкономразвития от 07.11.13 № 652). А это значит, что при прочих равных условиях сумма налога увеличится.

Патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ)

Ограничения размера потенциально возможного дохода

Минимальный размер возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть меньше 100 000 рублей, а максимальный размер не может превышать 1 000 000 рублей. Данные значения индексируются на коэффициент-дефлятор (п. 7, 9 ст. 346.43 НК РФ). Коэффициент-дефлятор в целях применения ПСН в 2014 году равен 1,067 (приказ Минэкономразвития от 07.11.13 № 652, см. «Утверждены коэффициенты-дефляторы на 2014 год»). Соответственно, субъекты РФ вправе установить на 2014 год потенциальный годовой доход для расчета стоимости патента в пределах от 106 700 рублей до 1 067 000 рублей. Указанный максимум актуален, если региональные власти не воспользовались правом увеличить его размер в случаях, предусмотренных в пункте 8 статьи 346.43 НК РФ (см. «Определены размеры минимального и максимального дохода для цели применения патентной системы налогообложения в 2014 году»).

Начало применения ПСН

Со 2 января 2014 года подать документы на получение патента можно будет одновременно с документами на регистрацию индивидуального предпринимателя. В этом случае действие патента начнется со дня регистрации физлица в качестве ИП. Именно с этого дня предприниматель будет поставлен на учет в качестве плательщика, применяющего патентную систему налогообложения. Такие поправки в статьи 346.45 и 346.46 НК РФ внесены Федеральным законом от 02.12.13 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ). Напомним, чтобы получить патент в 2013 году, физлицо уже должно было иметь статус индивидуального предпринимателя.

Если ИП состоит на учете в качестве плательщика, применяющего ПСН, и подает в эту же инспекцию заявление на получение другого патента, это не является поводом для повторной постановки на учет. Об этом также говорится в Законе № 334-ФЗ. Отметим, что ФНС России и ранее придерживалась аналогичной позиции (письмо от 29.12.12 № ПА-4-6/22635@, далее — письмо № ПА-4-6/22635@; см. «ФНС разъяснила некоторые нюансы постановки и снятия с учета индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения»).

Прекращение применения ПСН

О прекращении деятельности или об утрате права на применение ПСН предприниматель обязан заявить в инспекцию в течение 10 календарных дней (п. 8 ст. 346.45 НК РФ). Закон № 334-ФЗ дополнил эту норму положением, в соответствии с которым заявление об утрате права на применение ПСН и о переходе на общий режим налогообложения можно подать в любую инспекцию, в которой ИП состоит на учете в качестве плательщика, применяющего ПСН. В заявлении должны быть указаны реквизиты всех имеющихся патентов с не истекшим сроком действия. Данное дополнение начнет действовать со 2 января 2014 года.

Также Закон № 334-ФЗ уточнил, что если инспекция выдала предпринимателю несколько патентов, то снятие с учета производится по истечении срока действия всех патентов. Ранее аналогичное разъяснение давала ФНС России в письме № ПА-4-6/22635@.

Транспортный налог (гл. 28 НК РФ)

Расчет налога в отношении дорогостоящих автомобилей

Федеральный закон от 23.07.13 № 214-ФЗ внес изменения в статью 362 НК РФ, благодаря которым с 2014 года транспортный налог в отношении легковых автомобилей стоимостью более 3 000 000 рублей придется рассчитывать с применением повышающих коэффициентов. Всего установлено пять коэффициентов в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. Например, сумму транспортного налога в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 000 000 до 5 000 000 рублей, с года выпуска которых прошло не более одного года, нужно будет умножить на коэффициент 1,5.

Порядок определения средней стоимости автомобилей определит Минпромторг России. Это же ведомство должно публиковать на своем сайте перечни дорогостоящих автомобилей.

Подробнее см. «Утверждены повышающие коэффициенты транспортного налога для дорогостоящих легковых автомобилей».

Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ)

Налоговая база в отношении ряда объектов

С января 2014 года налоговой базой при расчете налога на имущество в отношении некоторых объектов (торговых и административно-деловых центров, офисов, точек общепита и др.) может быть не среднегодовая, а кадастровая стоимость. Соответствующие изменения предусмотрены Федеральным законом от 02.11.13 № 307-ФЗ. Согласно новому порядку, сумма налога будет равна кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января соответствующего года, умноженной на ставку налога, а размер авансового платежа (если в регионе введены отчетные периоды) — одной четвертой кадастровой стоимости, умноженной на ставку.

Чтобы это новшество начало действовать, власти субъекта РФ должны предпринять целый ряд действий. Прежде всего, утвердить результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. Затем принять закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, в том числе ставки налога. Отметим, что в некоторых регионах такие законы уже приняты (например, закон города Москвыот 20.11.13 № 63, см. «Столичные власти утвердили новый порядок расчета налога на имущество, базирующийся на кадастровой стоимости»; закон Московской области от 15.11.13 №137/2013-ОЗ).

Наконец, власти субъекта РФ должны не позднее 1 января очередного налогового периода разместить на официальном сайте перечень объектов (административно-деловых центров, торговых центров и прочих объектов), по которым налог на имущество нужно рассчитывать исходя из кадастровой стоимости. В противном случае сумма налога и авансовых платежей в отношении таких объектов будет исчисляться по прежним правилам. Об этом Минфин России предупредил в письме от 29.11.13 № 03-05-04-01/51779 (см. «Перечень объектов, по которым налог на имущество нужно рассчитывать исходя из кадастровой стоимости, должен быть опубликован не позднее 1 января 2014 года»).

Подробнее о новых правилах расчета налоговой базы см. «Как изменится налог на имущество с января 2014 года».

Страховые взносы во внебюджетные фонды

Платежи предпринимателей и других самозанятых граждан

Федеральный закон от 23.07.13 № 237-ФЗ (далее — Закон № 237-ФЗ) внес поправки относительно взносов в ПФР, которые ИП и другие самозанятые граждане (кроме глав фермерских хозяйств) платят «за себя». В 2014 году и далее такие взносы перестанут называться фиксированными, так как будут зависеть от размера дохода. Сведения о доходах сотрудники ПФР будут получать от налоговиков.

Если доходы в расчетном периоде не превысят 300 000 руб., сумма взносов составит однократный МРОТ на начало года, умноженный на 12 и умноженный на тариф. Перечислить взносы нужно не позднее 31 декабря года, за который они начислены (новый п. 1 ч. 1.1 ст. 14 и ч. 2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ; далее Закон № 212-ФЗ в редакции Закона № 237-ФЗ).

Если доходы в расчетном периоде превысят 300 000 руб., сумма взносов составит однократный МРОТ на начало года, умноженный на 12 и умноженный на тариф плюс 1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. При этом сумма не должна превышать максимальную величину: МРОТ на начало года, последовательно умноженный на 8, на 12 и на тариф. Перечислить взносы нужно не позднее 1 апреля следующего года (п. 2 ч. 1.1 ст. 14 и ч. 2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ в редакции Закона № 237-ФЗ).

Размер взноса в ФФОМС будет определяться так же, как и ранее: МРОТ, умноженный на тариф и умноженный на 12. Учитывая повышение МРОТ с 1 января 2014 года (см. «С 1 января 2014 года федеральный МРОТ составит 5 554 руб.»), размеры фиксированных платежей на следующий год составят: в ПФР — 17 328,48 руб. (5 554 руб. x 12 x 26%) плюс 1% от доходов свыше 300 000 руб.; в ФФОМС — 3 399,05 руб. (5 554 руб. x 12 x 5,1%).

Подробнее об этом — в статье «Как с 2014 года изменятся фиксированные платежи в ПФР».

Платежи глав крестьянских (фермерских) хозяйств

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств за 2014 год должны перечислить в ПФР страховые взносы в фиксированном размере, который не зависит от доходов хозяйства. Размер взноса будет равен однократному МРОТ на начало года, умноженному на 12 и умноженному на тариф. Полученную величину нужно умножить на количество всех членов хозяйства, включая его главу (ч. 2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ в редакции Закона № 237-ФЗ).

Таким образом, взносы на каждого члена крестьянского хозяйства (включая главу) вне зависимости от величины доходов будут равны: в ПФР — 17 328,48 руб., в ФФОМС — 3 399,05 руб.

База и тарифы для начисления страховых взносов

В 2014 году база для начисления страховых взносов будет равна 624 000 руб. (вместо 568 000 рублей, которые применялись в 2013 году). Новая величина утверждена постановлением Правительства РФ от 30.11.13 № 1101 (см. «Правительство РФ увеличило базу для начисления страховых взносов до 624 000 рублей»). Напомним, что для основной массы страхователей общий тариф страховых взносов в 2014 году, как и прежде, составит 30% (в ПФР — 22%, в ФСС — 2,9%, в ФФОМС — 5,1%). Данные значения будут неизменными до конца 2016 года. Взносы в таком размере нужно будет платить с суммы, не превышающей 624 000 руб. Выплаты сверх этой суммы нужно облагать взносами в ПФР по ставке 10%. При этом в отношении выплат, перечисляемых отдельным категориям работников, придется платить дополнительные взносы (см. ниже).

Для представителей малого бизнеса, занимающихся определенными видами деятельности, льготные тарифы продлены до 2018 года (ст. 1 Федерального закона от 02.12.13 № 333-ФЗ, см. «Для представителей малого бизнеса, которые занимаются определенными видами деятельности, льготные тарифы взносов продлены до 2018 года»). Льготные ставки для них составляют: в ПФР — 20%, в ФФОМС и в ФСС — 0%.

Небольшие IT-компании в 2014 году смогут платить взносы исходя из общего тарифа 14%. При этом уменьшится минимально возможное количество сотрудников, дающее право на данную льготу. Сейчас пониженной ставкой пользуются IT-компании, у которых численность персонала за 9 месяцев предыдущего года оказалась не менее 30 человек. В будущем году этот показатель понизится до 7 человек. Соответствующие изменения в Закон от 24.07.09 № 212-ФЗ приняты Госдумой 21 декабря (см. «Принят закон, позволяющий небольшим IT-компаниям платить страховые взносы по льготному тарифу»).

Пенсионные взносы

Дополнительные взносы в ПФР

С января 2014 года в отношении выплат отдельным категориям работников, которые досрочно выходят на пенсию, повышаются тарифы дополнительных вносов в ПФР. В частности для тех, кто работает на производстве с вредными или опасными условиями труда. На 2014 год дополнительный тариф взносов составит 4% или 6% в зависимости от категории работников (ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).

Принят Федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), который позволяет снизить данный тариф. Это станет возможным, если в компании проведена специальная оценка условий труда. В таком случае размер дополнительного тарифа будет зависеть от установленного класса условий труда. Согласно Закону № 426-ФЗ выделяется четыре класса условий труда — оптимальный, допустимый, опасный, вредный. Последний класс имеет четыре подкласса. В зависимости от установленного класса (подкласса) условий труда дополнительный тариф может составить от 0 до 8 процентов.

Выбор тарифа для накопительной части пенсии

С будущего года начнет действовать новая редакция Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ (далее Закон № 167-ФЗ). Важные поправки, внесенные Федеральным законом от 04.12.13 № 351-ФЗ, касаются правил распределения взносов на страховую и накопительную части пенсии для лиц 1967 г. р. и моложе. Сейчас страхователи перечисляют на накопительную часть 6% с выплат в рамках предельной базы.

С 2014 года тариф взноса на накопительную часть пенсии составит 6%, если работник до 31 декабря 2015 года выберет инвестиционный пакет, либо доверит средства негосударственному пенсионному фонду. (Физлица, на выплаты которым первые пенсионные взносы начислят в 2014 году, смогут сделать выбор до 31 декабря 2018 года). Ставка 0% будет применяться «по умолчанию» до тех пор, пока работник не проявит активность, то есть не перейдет в НПФ или не выберет инвестиционный пакет. Если работник не сделает этого до истечения указанного выше периода, нулевая ставка будет закреплена за ним окончательно. Кроме того, в любой момент работник может отказаться от накопительной части, написав соответствующее заявление. Тогда все пенсионные взносы с его зарплаты будут перечисляться на страховую часть пенсии.

Подробнее про распределение пенсионных взносов см. «Какую формулу планируют использовать для расчета пенсии с 2015 года».

Перечисление взносов в ПФР

Распределять пенсионные взносы, начисленные за 2014 год и более поздние периоды, будут не страхователи, а сотрудники ПФР. Это значит, что страхователь должен будет оформить одну платежку на общую сумму взносов и указать в ней КБК, предназначенный для учета взносов, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии (новая статья 22.2 Закона № 167-ФЗ). Работники фонда сами разнесут взносы на страховую и накопительную части исходя из ставки, выбранной работником. Итоговые сведения занесут на индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица.

Подробнее про распределение и уплату пенсионных взносов см. «Какие изменения по уплате пенсионных взносов вступят в силу с января 2014 года».

Отчетность по взносам в ПФР

Новшества, касающиеся распределения и уплаты пенсионных взносов, приведут к изменению форм отчетности в ПФР. Это произойдет с отчетности за I квартал 2014 года. А о том, как подготовить или при необходимости исправить отчетность в ПФР за 2013 год см. видеолекцию «Отчетность в ПФР за 2013 г. Пошаговые инструкции и предупреждение типичных ошибок».

Страховые взносы «на травматизм», страховые выплаты и пособия

Базовые тарифы страховых взносов

Федеральный закон от 02.12.13 № 323-ФЗ оставил на 2013 год действующие базовые тарифы взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (см. «Тарифы страховых взносов «на травматизм в 2014 году не изменятся»). То есть будут сохранены 32 базовых тарифа, установленных Федеральным законом от 22.12.05 № 179-ФЗ.

Также будут сохранены льготы для компаний и предпринимателей, которые уплачивают взносы за инвалидов I, II и III групп. В этом случае взносы нужно уплачивать в размере 60% от общеустановленных страховых тарифов.

Предельные размеры выплат при наступлении несчастного случая на производстве или профзаболевания

При наступлении страхового случая в 2014 году работник получит единовременную выплату, размер которой исчисляется из величины, равной 80 534,8 руб. (вместо 76 692,80 руб. в 2013 году). А максимальная сумма ежемесячной выплаты в 2014 году составит 61 920 руб. (вместо 58 970 руб. в 2013 году). Конкретная величина выплаты, которую ФСС перечислит при наступлении страхового случая, зависит от степени утраты работником профессиональной трудоспособности (ст.11, 12,15 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее — Закон № 125-ФЗ).

Предельный размер пособия «по травматизму» за полный календарный месяц составит в 2014 году 247 680 руб. в месяц (61 920 руб. х 4). Соответствующие значения установлены Федеральным законом от 02.12.13 № 322-ФЗ (см. «Установлены предельные размеры выплат при наступлении несчастного случая на производстве или профзаболевания»).

Помимо этого Федеральный закон от 02.12.13 № 331-ФЗ (далее Закон № 331-ФЗ) существенно увеличил размер выплаты в случае смерти застрахованного лица. Начиная с 2014 года, выплата будет достигать одного миллиона рублей (ст. 11 Закона № 125-ФЗ в ред. Закона № 331-ФЗ).

Индексация «детских» пособий

С 1 января 2014 года некоторые «детские» пособия будут увеличены в 1,05 раза (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.12.13 № 349-ФЗ, см. «В 2014 году размеры «детских» пособий  будут увеличены»). В частности, размеры пособий составят:

  • единовременное пособие при рождении ребенка — 13 741 руб. 99 коп.
  • пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности — 515 руб. 33 коп.;
  • минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет — 2 576 руб. 63 коп.;
  • минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми до достижения им (или) возраста полутора лет — 5 153 руб. 24 коп.

Взыскание задолженности перед фондами

С 3 января 2014 года вступит в силу новая редакция статьи 19 Закона от 24.07.09 № 212-ФЗ. Поправки внесены Федеральным законом от 21.12.13 № 358-ФЗ (см. «Принят закон, увеличивающий сроки списания небольших задолженностей в ПФР и ФСС со счетов страхователей во внесудебном порядке»).

Сейчас фонды вправе взыскать с банковского счета любую задолженность страхователя в течение двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании. Если данный срок пропущен, фонды могут обратиться в суд не позднее шести месяцев после истечения срока, указанного в требовании.

Начиная с 3 января 2014 года срок взыскания будет зависеть от суммы долга. Если общая задолженность по взносам в ПФР и ФФОМС не превысит 1 500 руб., взыскать ее со счета можно в течение 14 месяцев после окончания срока, указанного в требовании. То же относится и к задолженности перед ФСС, не превышающей 500 руб. В случае пропуска данного срока фонды смогут обратиться в суд не позднее шести месяцев после окончания периода, равного одному году и двум месяцам. Для более крупных сумм долга сроки взыскания останутся прежними.

Изменятся и сроки взыскания долга за счет имущества. Сейчас данный срок во всех случаях равен одному году после окончания периода уплаты, указанного в требовании. В 2014 году и далее для долгов перед ПФР и ФФОМС, не превышающих в общей сложности 1 500 руб., срок взыскания за счет имущества будет продлен до двух лет с момента уплаты, указанного в требовании. То же относится и к задолженности перед ФСС, не превышающей 500 руб.

Коды общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО)

С 1 января 2014 года вместо кодов ОКАТО будут использоваться коды Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО). Для муниципальных образований и межселенных территорий код ОКТМО состоит из 8 знаков, для населенных пунктов — из 11 знаков.

В будущем году и далее код ОКТМО нужно указывать в платежных документах на перечисление налогов и страховых взносов. Изменения в бланки платежек на уплату физлицами налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, внесены совместным письмом ФНС и Сбербанка России от 11.12.13 № ЗН-4-1/22325@/12/677 (см. «С 2014 года вводятся новые бланки платежных документов, которые применяются при уплате налогов наличными»). Обновились и правила заполнения платежек на уплату налогов и взносов с банковского счета. Соответствующие изменения внесены приказом Минфина России от 12.11.13 № 107н, который заменит действующий приказ от 24.11.04 № 106н.

К тому же с 2014 года ОКТМО необходимо указывать в налоговой отчетности. В связи с этим форматы деклараций будут обновлены. По некоторым из них изменения уже готовы. Это декларация по УСН (приказ ФНС России от 12.11.13 № ММВ-7-6/491@), по ЕСХН (приказ ФНС России от 12.11.13 № ММВ-7-6/492@), по косвенным налогам (НДС и акцизам), уплачиваемым при импорте с территорий стран Таможенного союза (приказ ФНС от 27.11.13 № ММВ-7-6/525@), по налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции (приказ ФНС от 27.11.13 № ММВ-7-6/526@), единая (упрощенная) налоговая декларация (приказ ФНС от 27.11.13 № ММВ-7-6/527@).

Сводная таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО размещена на сайте Минфина России (см. «Опубликована таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО»).

Заметим, что в данной ситуации наиболее комфортно чувствуют себя те, кто сдает отчетность через интернет с помощью веб-сервисов. В веб-сервисах действующие форматы отчетности с необходимыми кодами устанавливаются автоматически, без участия пользователя.

Бесплатно сдавать электронную отчетность через веб-сервис в течение трех месяцев

Заполнение платежных поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов

В 2014 году налогоплательщики и страхователи будут заполнять поручения на уплату налогов и взносов по-новому. С нового года вступит в силу приказ Минфина России от 12.11.13 № 107н. Документ заменит действующий приказ от 24.11.04 № 106н, который устанавливает порядок заполнения платежек.

Главное новшество связано с тем, что с 2014 года в платежках необходимо писать код ОКТМО вместо кода ОКАТО. Новые коды инспекции должны вывешивать на стендах в операционных залах.

Также на стендах ИФНС должна появиться информация о новом реквизите, который присвоят каждому платежу в бюджет — уникальном идентификаторе начислений (УИН). С 1 января УИН надо будет писать первым в поле «Назначение платежа» при любых платежах в бюджет.

Кроме того, с нового года станет проще заполнять поле 110 «Назначение платежа», потому что вместо существующих 11 типов останется всего 3. При перечислении любого налога, сбора, взносов, штрафов надо будет ставить 0. Остальные два типа — ПЕ (уплата пеней) и ПЦ (уплата процентов).

Еще одно изменение коснется предпринимателей. Они будут писать в платежках адрес своего места жительства (регистрации) или места пребывания. До и после этой информации надо ставить символ «//».

И, наконец, самое важное новшество: в Минфине России уточнили статус 08, который нужно указывать в поле 101. С 1 января статус 08 указывается при перечислении любых страховых взносов. До 2014 года была неясность: в ФСС советовали в поле 101 указывать 08, а в ПФР — 01 или 14.

Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность

Мнимые и притворные объекты и сделки

Важные поправки внесены в Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). Начиная с 2014 года, бухгалтерам запрещено отражать в учете мнимые и притворные сделки и принимать к учету мнимые и притворные объекты. Под мнимым объектом бухучета понимается несуществующий объект, отраженный лишь для вида, в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни. Притворный объект бухгалтерского учета — это объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Соответствующие изменения в Закон № 402-ФЗ внесены Федеральным законом от 21.12.13 № 357-ФЗ.

Аудиторское заключение

Продлен срок, в течение которого компании должны предоставить в ИФНС экземпляр аудиторского заключения. Сейчас организации, подлежащие обязательному аудиту, сдают экземпляр заключения вместе с годовой отчетностью, то есть не позднее 31 марта. В следующем году аудиторское заключение можно будет сдать в течение 10 рабочих дней после даты его подписания, но не позднее 31 декабря 2014 года.

Есть и еще одно новое правило: в случае опубликования бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту, отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением. Данные поправки также внесены Федеральным законом от 21.12.13 № 357-ФЗ.

Упрощенная форма бухучета

Федеральный закон от 02.11.13 № 292-ФЗ (далее — Закон № 292-ФЗ) внес поправки в Закон № 402-ФЗ (см. «Вступил в силу закон, уточняющий, кто может вести бухучет в упрощенном порядке»). Отныне в законе о бухучете четко обозначены два важных момента.

Во-первых, субъекты малого предпринимательства, независимо от системы налогообложения, вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. Во-вторых, ИП и прочие «частники» могут не вести бухучет, если они учитывают доходы или доходов и расходов и (или) иные объекты налогообложения, либо физические показатели, характеризующие определенный вид деятельности.

Чиновники и прежде разъясняли, что малые предприятия могут вести упрощенный бухучет, а предприниматели на ЕНВД от бухучета освобождаются. Но теперь этот вопрос урегулирован на законодательном уровне. О том, как вести бухучет по упрощенной форме см. «Чем бухучет и отчетность «упрощенщиков» будут отличаться от учета и отчетности «обычных» организаций».

Кассовая дисциплина и применение ККТ

Новое Положение о порядке ведения кассовых операций

Подготовлен проект Указания Центробанка, которое должно заменить действующее «Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12.10.11 № 373-П. Проект предусматривает, что ИП смогут не оформлять кассовые документы, если в соответствии с налоговым законодательством ведут учет доходов и расходов (учет доходов) в книге учета на основании первичных документов. Кроме того, ИП и малые предприятия будут освобождены от обязанности устанавливать лимит остатка «налички».

Еще одно запланированное новшество — обновление форм первичных кассовых документов: кассовой книги, приходного и расходного кассового ордера, книги учета принятых и выданных кассиром наличных (формы учетных документов приведены в приложении к проекту).

Планировалось, что новое Указание вступит в силу с 2014 года. Подробнее см. «Банк России планирует упростить порядок ведения кассовых операций для предпринимателей и малого бизнеса». Однако, работа над проектом на данный момент приостановлена, и дата начала действия нового Положения о порядке ведения кассовых операций пока не известна.

Знак «Сервисное обслуживание» на контрольно-кассовой технике

Минфин России приказом от 09.08.13 № 77н утвердил новый образец знака «Сервисное обслуживание» (см. «В следующем году на ККТ будет наноситься знак «Сервисное обслуживание» нового образца»). Этот образец нужно наносить при ежегодном подтверждении технической поддержки контрольно-кассовой техники, начиная с 11 января 2014 года. Соответственно, прежний образец голограммы, утвержденный приказом Минфина от 18.12.07 № 135, утратит силу.

Источник: БухОнлайн.ру

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Обсуждение закрыто.        Все 42 комментария
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер