Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Материалы по теме
26 июня
Минфин: услуги по перевозке грузов можно перевести на ЕНВД независимо от того, кому принадлежит груз
26 мая
Деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем нельзя перевести на ЕНВД
2 мая
Деятельность по реализации собственной кулинарной продукции с доставкой покупателю нельзя перевести на ЕНВД

Совмещение ЕНВД и «упрощенки»: как распределить расходы

3 мая 2013

У большинства компаний и предпринимателей, одновременно применяющих «вмененку» и УСН с объектом «доходы минус расходы», есть затраты, которые относятся к обоим спецрежимам. Это зарплата руководителя, аренда офисного помещения, комиссия банка и проч. К сожалению, Налоговый кодекс не дает инструкций относительно того, как правильно распределить такие расходы. Мы изучили опыт практикующих бухгалтеров, рекомендации чиновников и судебную практику и подготовили материал, который поможет при организации раздельного учета и списании затрат.

Вводная часть

Организации и предприниматели, которые занимаются разными видами деятельности и одновременно применяют ЕНВД и «упрощенку», должны вести раздельный учет. Об этом говорится в двух главах Налогового кодекса.

Так, в главе 26.3, посвященной единому «вмененному» налогу сказано: при совмещении ЕНВД и иного налогового режима необходимо раздельно учитывать имущество, обязательства и хозяйственные операции (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). А в главе 26.2, посвященной УСН, закреплено, что в случае совмещения «упрощенки» и «вмененки» нужно вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к каждому из этих спецрежимов. При этом затраты, которые нельзя отнести к тому или иному виду деятельности, следует распределить пропорционально доле доходов, приходящихся на каждую из двух налоговых систем (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Что касается алгоритма такого распределения, то в Налоговом кодексе о нем нет ни слова. Отсутствуют и подробные указания относительно того, каким образом налогоплательщик должен организовать раздельный учет. Поэтому компания или ИП может разработать собственную систему и прописать ее в своей учетной политике. Но прежде нужно разобраться с некоторыми нюансами.

Каким методом определять доходы

Как уже говорилось выше, при распределении расходов, относящихся к обоим видам деятельности, надо составить пропорцию. Для этого следует найти общую величину доходов от этих видов деятельности и узнать, сколько процентов приходится на «упрощенку», а сколько на «вмененку». Однако возникает вопрос: каким методом определять доходы? По отгрузке или по оплате?

При начислении единого «упрощенного» налога используется метод по оплате. ЕНВД начисляется исходя из вмененного дохода, поэтому для целей налогообложения фактические доходы (равно как и расходы) вообще не учитываются.

Некоторые бухгалтеры при составлении пропорции поступают так же, как при начислении «упрощенного» налога. Другими словами, включают в расчет только суммы, которые перечислены покупателями на расчетный счет или внесены в кассу. При этом в вычислениях участвует не только оплата отгруженного товара, но и авансы, полученные в счет будущих поставок.

В Минфине с таким подходом не согласны. По мнению чиновников, доходы нужно определять по правилам бухгалтерского учета, то есть по отгрузке. Об этом говорится в письме от 29.09.09 № 03-11-06/3/239.

С нашей точки зрения допустимы как первый, так и второй варианты. Главное для бухгалтера — понять, какой из методов является для его организации более удобным, и закрепить его в учетной политике.

Единственное, от чего здесь следует предостеречь бухгалтера — это включение в расчеты не выручки, фактически полученной от деятельности на ЕНВД, а вмененного дохода. Такой способ является ошибочным и обязательно приведет к спорам с налоговиками.

Пример 1

Компания совмещает два вида деятельности, по одному платит ЕНВД, по другому — единый «упрощенный» налог.
Фактическая выручка компании составила: по УСН — 1 000 000 руб., по ЕНВД — 500 000 руб.

Вмененный доход, рассчитанный как произведение базовой доходности и величины физического показателя, равен 120 000 руб.

При определении пропорции бухгалтер должен просуммировать фактическую выручку. Получится 1 500 000 руб. (1 000 000 + 500 000). Таким образом, на «упрощенную» деятельность приходится 66,67 % ((1 000 000: 1 500 000) х 100 %.

Если бы бухгалтер прибавил к фактической выручке по УСН вмененный доход, то суммарный доход был бы равен 1 120 000 руб.(1 000 000 + 120 000). Соответственно, процентное соотношение тоже стало бы иным, и инспекторы при проверке зафиксировали бы нарушение.

За какой период составлять пропорцию

Далее бухгалтеру предстоит прояснить для себя еще один важный момент: за какой период составлять пропорцию. На практике чаще всего применяются три варианта: за отдельный месяц, за отдельный квартал и помесячно нарастающим итогом с начала года. В каждом случае получается своя пропорция и, как следствие, свое распределение расходов.

Пример 2

Организация занимается двумя видами деятельности. По одному перешла на «упрощенку», а по другому платит единый налог на вмененный доход.

Доходы, полученные за период с января по март приведены в таблице 1.

 

 

Месяц
Доходы по «упрощенке» (руб.)
Доходы по «вмненке» (руб.)
«Общие» расходы, относящиеся к обоим видам деятельности (руб.)
январь
5 000 000
350 000
700 000
февраль
6 000 000
450 000
800 000
март
7 000 000
550 000
900 000
Итого
18 000 000
1 350 000
2 400 000

 

Если бухгалтер составляет пропорцию за каждый отдельный месяц, то в январе суммарный доход от обоих видов деятельности равен 5 350 000 руб. (5 000 000 + 350 000). На «упрощенную» деятельность приходится 93,46 % ((5 000 000 / 5 350 000) х 100 %). Часть «общих» расходов, распределенная на УСН, равна 654 220 руб. (700 000 руб. х 93,46%).

В феврале суммарный доход от обоих видов деятельности равен 6 450 000 руб.(6 000 000 + 450 000). На «упрощенную» деятельность приходится 93,02 % ((6 000 000 / 6 450 000) х 100 %). Часть «общих» расходов, распределенная на УСН, равна 744 160 руб.(800 000 руб. х 93,02%).

В марте суммарный доход от обоих видов деятельности равен 7 550 000 руб. (7 000 000 + 550 000). На «упрощенную» деятельность приходится 92,71% ((7 000 000 /7 550 000) х 100 %). Часть «общих» расходов, распределенная на УСН, равна 834 390 руб.(900 000 руб. х 92,71%).

Итого «общие» расходы, распределенные на УСН по итогам первого квартала, составили 2 232 770 руб. (654 220 + 744 160  +834 390).

Если бухгалтер составляет пропорцию за каждый отдельный квартал, то суммарный доход за январь-март равен 19 350 000 руб.(18 000 000 +1 350 000). На «упрощенную» деятельность приходится 93,02 % ((18 000 000 / 19 350 000) х 100 %), и часть «общих» расходов, распределенная на УСН по итогам первого квартала, равна 2 232 480 руб.(2 400 000 руб. х 93,02%).

Если бухгалтер составляет пропорцию помесячно нарастающим итогом с начала года, то в январе часть «общих» расходов, распределенная на УСН, равна 654 220 руб.

В феврале суммарный доход от обоих видов деятельности равен 11 800 000 руб. (5 000 000 + 350 000 + 6 000 000 + 450 000). На «упрощенную» деятельность приходится 93,22 % ((5 000 000 + 6 000 000) / 11 800 000) х 100 %). Часть «общих» расходов, распределенная на УСН, равна 745 760 руб.(800 000 руб. х 93,22%).

В марте суммарный доход от обоих видов деятельности равен 19 350 000 руб. На «упрощенную» деятельность приходится 93,02 %((18 000 000) / 19 350 000) х 100 %). Часть «общих» расходов, распределенная на УСН, равна 837 180 руб.(900 000 руб. х 93,02%).

Итого «общие» расходы, распределенные на УСН по итогам первого квартала, составили 2 237 160 руб.(654 220 + 745 760 + 837 180).

Специалисты Минфина России полагают, что пропорцию необходимо составлять помесячно нарастающим итогом с начала года. Они неоднократно высказывали такую точку зрения, и недавно повторили ее в письме от 29.03.13 № 03-11-11/121 (см. «Минфин разъяснил, как распределять страховые взносы при совмещении УСН и ЕНВД»). Но на наш взгляд, компания вправе отказаться от этого варианта и выбрать любой другой, например, поквартальный.

Можно ли использовать другую базу для распределения

В некоторых ситуациях налогоплательщики предпочли бы считать пропорцию не по доходам, а по какому-либо иному показателю. Например, если львиная доля помещения используется для «упрощенной» деятельности, и лишь малая часть для «вмененной», то расходы выгоднее распределить пропорционально площади, а не выручке.

Однако Минфин против подобной замены. Основной аргумент — пункт 8 статьи 346.18 НК РФ, где прямо сказано, что базой для распределения являются именно доходы. Об этом чиновники сообщили в письме от 23.05.12 № 03-11-06/3/35 (см. «Минфин разъяснил, как распределять общехозяйственные расходы при совмещении «упрощенки» и «вмененки»»).

Но в арбитражной практике есть примеры, положительные для налогоплательщиков. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 09.09.10 № А62-4638/2009 говорится, что распределение затрат пропорционально площади не противоречит закону. Тем не менее, такой способ связан с большим риском, ведь не исключено, что другие споры по тому же вопросу закончатся победой инспекторов.

Как списать товары и материалы

Для большинства организаций и ИП, совмещающих два спецрежима, характерна такая ситуация: на склад поступают материалы или товары, которые могут быть использованы как во «вмененной», так и в «упрощенной» деятельности. Каким образом учесть ценности, дальнейшая судьба которых пока не известна?

Можно поступить так: стоимость всей партии в момент оплаты полностью списать на расходы по УСН. А затем сторнировать ту часть, которая пошла на «вмененную» деятельность, и пересчитать единый «упрощенный» налог. Именно такой способ рекомендуют специалисты из Минфина России в письме от 29.01.10 № 03-11-06/2/11.

Но на практике данный метод вызывает много сложностей, особенно если изделия лежат на складе по нескольку месяцев или лет, а ассортимент исчисляется десятками или сотнями наименований. Тогда налогоплательщик вправе выбрать для себя другой вариант учета. Его суть в том, чтобы не признавать расходы до тех пор, пока ценности не будут направлены на подпадающую под УСН деятельность.

Если же поставщик предоставил денежную премию за выполнение условий договора, то учесть ее нужно не в расходах, а в доходах. При этом величину премии необходимо распределить между «вмененкой» и «упрощенкой». Способ распределения нигде не прописан, поэтому его следует выбрать самостоятельно. Лучше использовать метод, который используется для распределения «общих» затрат. В случае, когда премия идет в погашение задолженности за последующую партию товара, то доходы при УСН признаются на день отгрузки этой партии (письмо Минфина России от 12.05.12 № 03-11-11/156).

От редакции

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

Список доступных аудиосеминаров

Инструкция по оплате

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Обсуждение закрыто.        Все 7 комментариев
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер