Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
15 марта
13 марта
ФНС сообщила, в каком случае налоговики не должны вызывать в ИФНС руководителя организации для дачи пояснений по работе филиала
9 марта
ФНС: при подаче нескольких «уточненок» недоимку по налогу нужно уплатить по каждой из них

Пояснения в рамках камеральной проверки: что могут требовать налоговики

14 марта 2014

С 2014 года вступили в силу новые правила проведения камеральных проверок (см. «В Налоговый кодекс внесены поправки, касающиеся камеральных проверок, штрафов, блокировки счетов и способа сдачи отчетности»). В частности, изменениям подверглись правила о предоставлении дополнительных документов и сведений. Так, втрое увеличилось количество случаев, когда от налогоплательщика можно потребовать пояснения. Однако законодатель не указал, что же конкретно считается пояснениями. В результате под видом пояснений налоговики нередко требуют дополнительные документы. Насколько это законно? Давайте разбираться.

Назовем новые правила

Поправки в статью 88 НК РФ, регулирующую порядок проведения камеральных проверок, были внесены Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ. Инспекторы получили право требовать от налогоплательщика пояснения не в одном, а в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ):

1. Если при «камералке» выявлены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, которые содержатся в документах, имеющихся у налогового органа (представленных налогоплательщиком  или полученных в ходе налогового контроля).
2. При представлении «уточненки» с суммой налога к уменьшению;
3. При предоставлении декларации, в которой заявлен убыток.

Для представления пояснений по любому названному основанию, установлен единый срок — 5 рабочих дней после получения от налоговой инспекции соответствующего требования. Форма требования, которую инспекторы должны направлять налогоплательщику, на данный момент не утверждена. Однако Федеральная налоговая служба рекомендовала инспекциям использовать для этих целей форму, содержащуюся в письме ФНС России от 16.07.13 № АС-4-2/12705.

Что такое пояснения

На этом, пожалуй, ясность в новых правилах и заканчивается. Так, Налоговый кодекс не дает четкого ответа на самый главный вопрос: что же такое эти пояснения? Могут ли эти пояснения быть, к примеру, устными? Или могут ли инспекторы под видом пояснений запрашивать дополнительные документы?

Обратите внимание: важно не перепутать требование пояснений и вызов для дачи пояснений. Ведь у инспекции, помимо права требовать пояснения в рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ), есть и другой механизм получения нужной информации — вызов налогоплательщика для дачи пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Но в этом случае инспекция присылает официальное уведомление о вызове по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@.

Пояснениям налогоплательщика в рамках «камералки» целиком посвящен пункт 3 статьи 88 НК РФ. А про истребование документов в рамках камеральной проверки говорится в других пунктах этой же статьи: 6, 8, 9 и так далее. Из этого следует, что законодатель четко отделил право налоговой инспекции требовать документы от права требовать пояснения. А значит, логично предположить, что пояснения и документы, как говорится, «две большие разницы». Подтверждением этого вывода может служить и пункт 4 статьи 88 НК РФ, в котором говорится буквально следующее (выделено автором):

«Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет)».

Как видим, здесь законодатель тоже противопоставил пояснения и документы, сделав это в пределах одного пункта статьи 88 НК РФ. При этом законодатель четко указал: если инспекция требует именно пояснения, то представление документов — это право, а не обязанность налогоплательщика. На этом основании будем считать доказанным, что в рамках процедуры истребования объяснений в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ налоговые органы не вправе требовать предоставления каких-либо документов.

Письменно или устно?

Перейдем теперь к следующему вопросу: как должны быть оформлены пояснения? Налоговый кодекс разъяснений по этому вопросу не содержит. Но из того противопоставления пояснений и документов, о котором мы говорили чуть выше, следует, что пояснения вовсе не обязательно должны быть письменными. Ведь документ, согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.94 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», — это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. Право использовать это определение в налоговых целях нам дает статья 11 НК РФ, поскольку своего определения термина «документ» Налоговый кодекс не содержит.

Выходит, что, получив от инспекции требование представить пояснения, налогоплательщик может действовать по любому из трех сценариев. Во-первых, подготовить письменные пояснения и направить их в налоговую инспекцию. Во-вторых, придти/позвонить в инспекцию и сообщить свое мнение проверяющим устно. В-третьих, дополнить свои пояснения (как устные, так и письменные) какими-либо подтверждающими документами.

Пояснения не представлены

Идем дальше. Налоговый кодекс установил пятидневный срок для предоставления налогоплательщиком своих пояснений. Но при этом обошел стороной вопросы о том, что грозит налогоплательщику, который нарушит этот срок и, либо представит документы позже, либо не представит их вовсе. Также не решен в НК РФ вопрос возможного продления этого срока.

Давайте попробуем разобраться с этим самостоятельно. Начнем с вопроса: что же будет, если требование инспекции вообще проигнорировать? Нормы, устанавливающей ответственность за непредставление пояснений, НК РФ не содержит. Применить в этом случае статью 126 НК РФ, которая предусматривает штраф за непредставление документов и сведений, вряд ли получится, так как в случае с пояснениями законодатель не установил даже форму их предоставления. Как мы уже выяснили, пояснения вполне могут быть устными. По той же причине не применимы и санкции, установленные статьей 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)».

Так что если организация проигнорирует требование о представлении пояснений, инспекция должна будет действовать по общему алгоритму камеральных проверок. А именно: при обнаружении нарушения налогового законодательства будет составлен акт проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ, на основании которого в дальнейшем может быть принято решение о доначислении налогов, пеней и привлечении к ответственности.

Пояснения представлены с опозданием

Перейдем к вопросу о сроке представления пояснений. В Налоговом кодексе прямо не указано, что истечение пятидневного срока, отведенного на представление пояснений, делает их представление невозможным. Другими словами, срок этот не пресекательный. Значит, подать документы можно и за пределами. Более того, в пункте 5 статьи 88 НК РФ сказано, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. И при этом никаких ограничений или исключений по документам, представленным с нарушением пятидневного срока, эта норма не устанавливает. В итоге получаем, что если налогоплательщик успел представить свои пояснения и документы до завершения проверки и (или) составления акта, то инспекторы обязаны их рассмотреть.

И в заключение рассмотрим вопрос о продлении срока, отведенного для представления пояснений. Такой возможности НК РФ инспекции не дает. А поскольку налоговые органы обязаны действовать строго в рамках закона, подобные ходатайства будут отклонены. Но в условиях, когда инспекторы обязаны рассматривать даже и те пояснения, которые поступили с опозданием, а также отсутствия ответственности за нарушение сроков, этот факт налогоплательщиков расстраивать не должен.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Тест для самопроверки
Вы можете оценить, насколько внимательно прочитали статью, ответив на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ вам будет начислен 1 балл. Если все ответы окажутся правильными, вам будут начислены 5 баллов. Ответить на вопросы теста можно один раз.
  1. В каком случае инспекция может требовать пояснения к поданной декларации?
  2. В каком случае инспекция может требовать предоставления документов к поданному ранее пояснению?
  3. В рамках камеральной проверки налогоплательщик представил пояснения на 8-й рабочий день со дня получения соответствующего требования от инспекции. Какие последствия это повлечет?
Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер