Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Материалы по теме
7 июня
Бюджетный учет: как правильно организовать работу с подотчетными лицами
2 марта
В ФНС уточнили, по какой форме малый бизнес должен сдавать бухгалтерскую отчетность
15 февраля
Как «бывшим» малым предприятиям создать резерв по предстоящим отпускам в бухгалтерском учете

Оформляем продажу материальных ценностей, учтенных на забалансовом счете

30 апреля 2014

Нередко организации продают инвентарь и хозяйственные принадлежности, которые ранее находились в эксплуатации. Как правило, это вызывает определенные трудности, поскольку такие активы чаще всего учтены за балансом, а в большинстве современных программ реализация товара с забалансовых счетов не предусмотрена. На практике бухгалтеры применяют ряд приемов, которые позволяют обойти сложности и правильно отразить продажу инвентаря. Мы изучили опыт участников нашего форума и обобщили его в данной статье.

Вводная часть

У большинства компаний есть активы, которые отвечают критериям основных средств, и стоимость которых не превышает 40 000 руб. за единицу. Это инструменты, спецодежда, различный инвентарь и проч.

Такие объекты чаще всего включают в состав материально-производственных запасов (МПЗ) на основании пункта 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В этом случае стоимость актива отражают по счету 10 «Материалы». Затем, после ввода в эксплуатацию, списывают на один из «затратных» счетов (например, на счет 26 или на счет 44).

Одновременно стоимость объекта отражают по дебету забалансового счета, предназначенного для учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей в эксплуатации. Это нужно, чтобы контролировать сохранность актива, его передвижение между цехами, отделами и т д.

Как отразить реализацию актива

Может так случиться, что руководство компании примет решение продать МПЗ, находящиеся в эксплуатации. По факту реализации бухгалтеру следует списать стоимость актива в кредит забалансового счета. Кроме того, необходимо отразить доходы от продажи и расходы в виде начисленного НДС. С этой целью нужно создать проводки:

ДЕБЕТ 62    КРЕДИТ 91 субсчет «Доходы» — показана выручка от реализации актива;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Расходы»    КРЕДИТ 68 — начислен НДС при реализации актива;
ДЕБЕТ 51 (либо 50)    КРЕДИТ 62 — поступила выручка от покупателя

В налоговом учете также надо отразить доходы от реализации и показать их в декларации по налогу на прибыль.

Что касается расходов в виде закупочной стоимости проданного актива, то ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете их показывать не следует. Дело в том, что данные затраты уже были учтены в момент передачи в эксплуатацию, и повторное отражение приведет к искажению налогооблагаемой базы и финансового результата.

Нужно ли восстановить актив на балансе

На практике многие бухгалтеры не ограничиваются приведенными выше проводками. Они создают дополнительную операцию, суть которой — восстановить ранее списанные ценности на балансе.

Это делается из-за того, что в ряде бухгалтерских программ типовая операция по продаже «забалансового» имущества не предусмотрена. И чтобы провести такую реализацию, пришлось бы создавать проводки вручную, что крайне нежелательно. К тому же без типовой операции программа не может автоматически сформировать накладную на отгрузку, и данный документ приходится выписывать самостоятельно. Поэтому, чтобы «обмануть» программу, актив сначала вновь проводят по дебету счета 10, и только после этого оформляют продажу.

Однако восстанавливать актив по его фактической стоимости нельзя, так как это приведет к возникновению доходов и затрат, которых на самом деле нет. По этой причине объект повторно ставят на баланс не по реальной, а по символической стоимости — к примеру, равной 1 коп. При этом бухгалтер делает следующие проводки:

ДЕБЕТ 10    КРЕДИТ 91 субсчет «Доходы»
– 0,01 руб. — оприходован актив для реализации;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Расходы»    КРЕДИТ 10
– 0,01 руб. — списана себестоимость актива

В итоге программа без проблем позволяет реализовать объект, который учтен на балансе наравне с другими материалами. При этом создаются все необходимые проводки и формируется печатная форма отгрузочной накладной.

Как решают проблему пользователи 1С Бухгалтерия 8

Компании, у которых установлена программа 1С Бухгалтерия 8, тоже пользуются приведенным выше приемом, а именно восстанавливают «забалансовый» актив на счете 10. Но сделать это они могут не со всеми активами, а лишь в отношении спецодежды и спецоснастки. Такие объекты возвращают на баланс при помощи документа «Возврат материалов из эксплуатации». Если же речь идет об инвентаре или хозяйственных принадлежностях, то для них возврат из эксплуатации не предусмотрен.

Не подходит и документ под названием «Оприходование товаров». Он создает хозяйственную операцию, содержание которой звучит как «оприходование излишков инвентаря». Такой вариант нельзя признать корректным, ведь излишки, как известно, появляются в результате инвентаризации, а она в данном случае не проводилась.

Единственный способ, который помогает решить проблему — это использование документа «Реализация товаров и услуг». При его создании в закладке «Счет учета» следует указать забалансовый счет, с которого нужно списать актив (как правило, это счет МЦ04). В закладке «Счет доходов» надо поставить счет 91.01. Тогда, посредством данного документа, в учете появится проводка, отражающая получение дохода в виде выручки за проданный объект. Одновременно объект будет списан в кредит забалансового счета.

Здесь необходимо учесть один важный нюанс. При продаже программа должна списать тот же самый актив, который ранее был передан в эксплуатацию. Чтобы этого добиться, при создании документа «Реализация товаров и услуг» бухгалтер должен в качестве второго субконто к счету МЦ04 указать документ передачи в эксплуатацию. Сделать это можно в режиме ручной корректировки. Обратите внимание: документы «Возврат материалов из эксплуатации» и «Оприходование товаров» создавать не надо.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Обсуждение закрыто.        Все 6 комментариев
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер