Декларация по НДС за II квартал сдается до 27 июля

Сдать через интернет

27 июля
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Укажите адрес электронный почты, который вы использовали для регистрации
Восстановить Вернуться
Инструкция отправлена

Какие тонкости нужно учесть при реорганизации юридических лиц

Какие тонкости нужно учесть при реорганизации юридических лиц
2 июня 2014

В более ранних публикациях мы уже рассказывали о письме ФНС России от 31.01.14 № СА-4-14/1645@, где приведены рекомендации по вопросам регистрации организаций и ИП (см. «Что нужно знать о регистрации индивидуальных предпринимателей: разъяснения ФНС» и «Что нужно учесть при регистрации юридического лица»). В этой статье мы вновь обратились к данному письму и выделили вопросы, посвященные реорганизации компаний.

Регистрационные документы

Заполнение заявлений

Полный перечень документов, необходимых для создания компании путем реорганизации, приведен в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон № 129-ФЗ).

В перечень, в числе прочего, входит заявление по форме № Р12001*. В нем есть листы Б, В, Г, Д и Е, предназначенные для сведений об участниках организации-правопреемника. В комментируемом письме говорится, что данные листы следует заполнять не всегда, а только в случае создания компаний с определенными организационно-правовыми формами. Это общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы или учреждения, унитарные предприятия, а также жилищные накопительные кооперативы. Если же правопреемником является закрытое, либо открытое акционерное общество, то листы Б, В, Г, Д и Е заполнять не нужно.

Кроме того, в случае присоединения надо предоставить заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (форма № Р16003). Авторы комментируемого письма разъяснили, кто вправе выступить в роли заявителя и подписать заявление. Это может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа компании-предшественника, то есть присоединенной организации (подробнее о реорганизации в форме присоединения см. «Что бухгалтер должен знать о реорганизации в форме присоединения»).

В какую инспекцию подать документы

По общему правилу пакет документов, оформленных в связи с реорганизацией, подается в «регистрирующую» ИФНС по местонахождению компании-предшественника. Это следует из пункта 1 статьи 15 Закона № 129-ФЗ.

Иногда в реорганизации участвуют сразу несколько предшественников. Такое возможно при слиянии, когда объединяются два, три и более юридических лица. Еще один пример — присоединение, когда несколько организаций одновременно примыкают к компании-правопреемнику.

В подобной ситуации пакет документов необходимо представить в «регистрирующую» инспекцию по месту нахождения того из предшественников, кто ранее подал уведомление о начале процедуры реорганизации (форма № Р12003). Напомним, что уведомление подает компания, последней принявшая решение о слиянии, либо присоединении (п. 1 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ).

Нюансы при слиянии

Одним из шагов, которые должна предпринять организация-предшественник, является публикация сообщения о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». Разместить соответствующее объявление следует дважды с периодичностью раз в месяц. Затем сведения о публикации нужно указать в заявлении по форме № Р12001.

ФНС России в комментируемом письме ответила на вопрос, сколько времени должно пройти с даты последней публикации до подачи заявления и других документов по реорганизации. Как сообщили авторы письма, никаких ограничений не существует. Другими словами, пакет документов можно представить в инспекцию в любой момент после повторной публикации, в том числе до истечения тридцати дней.

Но если заявление и бумаги будут представлены ранее последней публикации, налоговики откажутся регистрировать вновь созданную компанию и вносить в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности организаций-предшественников (подробнее о слиянии см. «Реорганизация в форме слияния: как действовать бухгалтеру»).

Сложности при выделении

При реорганизации в форме выделения компания-предшественник отдает вновь созданному юридическому лицу часть своих активов, фондов и проч. По этой причине уставный капитал предшественника после выделения может значительно уменьшиться.

Существует правило, согласно которому общество с ограниченной ответственностью, принявшее решение об уменьшении своего УК, обязано дважды опубликовать в специализированном издании сообщение о таком уменьшении. Это закреплено в пункте 3 статьи 20 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ.

Однако, как говорится в комментируемом письме, в случае реорганизации в форме выделения данное правило не действует. Это значит, что даже если уставный капитал предшественника становится меньше, никаких публикаций размещать не нужно (подробнее о выделении см. «Действия бухгалтера при реорганизации в форме выделения»).

Отмена решения о реорганизации

Не исключено, что руководство компании начнет процедуру реорганизации, а затем откажется от дальнейшего участия в ней. Тогда от бухгалтера потребуется подготовить всего один документ — уведомление по форме № Р12003. В разделе 1 «Уведомление представлено в связи с» нужно проставить значение 2, а подпись на документе заверить у нотариуса.

Если в реорганизации участвуют сразу несколько юридических лиц, уведомление следует подать в «регистрирующую» ИФНС по месту нахождения того из предшественников, кто прежде подал уведомление о начале процедуры реорганизации. Ранее эта инспекция уже сделала записи в ЕГРЮЛ о том, что компании находятся в процессе реорганизации. И именно эту инспекцию нужно уведомить об отмене решения одного из участников.

Получив уведомление об отмене, налоговики внесут соответствующую запись в госреестр. На это им отводится 5 рабочих дней (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ). С момента появления записи участие в реорганизации будет завершено.

* Формы документов, представляемых при госрегистрации компаний, ИП и крестьянских фермерских хозяйств, а также требования к их оформлению утверждены приказом ФНС России от 25.01.12 № ММВ-7-6/25@.

Экстерн Бесплатно сдать всю отчетность за вновь созданную или реорганизованную компанию через интернет
10 807