Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Материалы по теме
13 июля
Налоговики имеют право отказать в регистрации юрлица, если в заявлении не указан почтовый индекс
27 июня
Минфин разъяснил, в каком случае охранный пост не признается обособленным подразделением охранной организации
22 мая
Минфин: обособленным подразделением организации признается подразделение с самостоятельным адресом

Регистрация ООО или ИП: введен досудебный порядок обжалования решений налоговиков

14 августа 2014

С 22 августа 2014 года действует новая глава VIII.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). Название главы — «Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации». Этот порядок регулирует действия тех, кто решит обжаловать действия налоговиков по результатам государственной регистрации (например, отказ в регистрации новой организации).

Вводная информация

Процедура государственной регистрации проводится, в частности:

  • при создания организации;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в целях внесения изменений в учредительные документы организации;
  • при регистрации в качестве ИП.

С 22 августа 2014 года Закон № 129-ФЗ дополнен положениями об обжаловании решений налоговиков по результатам госрегистрации (Федеральный закон от 21.07.14 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Прежде такие решения нужно было обжаловать в суде (пункты 9 ст. 22 и 5 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Теперь же для отдельных случаев введен обязательный досудебный порядок обжалования.

Новый порядок

Для государственной регистрации в налоговую инспекцию подается комплект определенных документов. Налоговики его проверяют и выносят одно из двух решений:

  • о государственной регистрации;
  • об отказе государственной регистрации.

Новым порядком предусмотрено, что любое из этих решений можно обжаловать. Предпосылки к обжалованию могут быть различными. Так, решение об отказе в регистрации новой компании может пожелать обжаловать заявитель-учредитель. А жалобу на решение о госрегистрации может направить кто-либо из участников компании (он посчитает, что его права были нарушены). В зависимости от вида обжалуемого решения различается и сам порядок подачи жалобы. Различия приведем в таблице.

Порядок обжалования

Обжалуется решение об отказе в госрегистрации

Обжалуется решение о госрегистрации

Сначала жалобу на решение следует направить в вышестоящую налоговую инспекцию. Если в удовлетворении жалобы откажут, то с жалобой можно обратиться:

- или в ФНС России;

- или в суд.

 

Жалобу можно подать на выбор:

- в вышестоящую  налоговую инспекцию;

- в ФНС России;

- в суд.

 

В таблице мы привели общий порядок обжалования. Однако из него есть исключения. Так, жалоба на отказ в регистрации может быть подана сразу в ФНС России или в суд в двух случаях:
1. Вышестоящим органом по отношению к налоговому органу, отказавшему в регистрации, является центральный аппарат ФНС России;
2. Решение по жалобе не принято вышестоящей инспекцией в установленные сроки (п. 1 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ).

Сроки обжалования

Отведенные на подачу жалобы сроки мы также обобщили в таблице. Обратите внимание: пропущенный по уважительной причине срок можно восстановить на основании соответствующего ходатайства (п. 3 ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ). Если этого не сделать, то «просроченную» жалобу оставят без рассмотрения (ст. 25.5 Закона № 129-ФЗ).

Вид жалобы

Срок

Жалоба подается заинтересованным лицом, чье право нарушено (в вышестоящую инспекцию или ФНС России).

Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (вне зависимости от того, какой вид решения обжалуется)

Жалоба подается заявителем при государственной регистрации, который обжалует отказ в регистрации (в вышестоящую инспекцию или ФНС России).

Жалобу можно подать в течение трех месяцев с момента получения решения об отказе в государственной регистрации.

При уклонении от получения решения об отказе срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Жалоба подается в ФНС России на решение вышестоящей налоговой инспекции.

 

Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящей инспекцией решения по ранее поданной жалобе.

Заявление в суд.

В течение 3-х месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Содержание жалобы

В соответствии со статьей  25.4 Закона № 129-ФЗ в жалобе нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество, а также место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
  • сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
  •  наименование налоговой инспекции, чье решение обжалуется;
  • основания, которые позволяют лицу, подающему жалобу, считать, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

В документе также могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. Заявитель может приложить документы, подтверждающие его доводы.

Жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем. Если жалоба подается уполномоченным представителем, к ней нужно приложить документы, подтверждающие полномочия.

Способ отправки

Подготовленную в письменном виде жалобу можно подать (п. 1 ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ):

  • непосредственно в вышестоящую налоговую инспекцию или в ФНС России;
  • в налоговую инспекцию, чье решение обжалуется (считается подачей жалобы в вышестоящую  инспекцию или в ФНС России).

Что же касается способа подачи, то жалобу можно направить (статья 25.4 Закона № 129-ФЗ):

  • по почте;
  • представить лично;
  • в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Результат рассмотрения

Как уже говорилось выше, поданную жалобу налоговики могут оставить без рассмотрения. Исчерпывающий перечень оснований для этого приведен в статье  25.5 Закона № 129-ФЗ.
Однако если жалоба принята к рассмотрению, то решение по ней должно быть принято в течение 15 дней со дня получения. Срок могут продлить, но не более чем на 10 рабочих дней.
Заметим, что пока решение по жалобе не принято, заявитель может представить дополнительные документы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе.

Результатом рассмотрения жалобы могут стать:

  • отмена решения налоговой инспекции;
  • оставление жалобы без удовлетворения (ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ).
Источник: БухОнлайн.ру Автор: Денис Покшан, эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер