Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля

Поправки в НК РФ: НДС и такс-фри по-русски, международный обмен налоговой информацией, другие новшества

Поправки в НК РФ: НДС и такс-фри по-русски, международный обмен налоговой информацией, другие новшества
​Алексей Крайнев, 22 декабря 2017 22 декабря 2017

В конце ноября (27.11.2017) были опубликованы сразу несколько федеральных законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс. Основной из них — закон № 335-ФЗ. Мы уже писали о внесенных им поправках в статьях «Как изменятся НДС, УСН, ЕНВД и ЕСХН в 2018 году», «Налог на прибыль в 2018 году: инвестиционный вычет, состав безнадежной задолженности, резерв по сомнительным долгам и другие новшества» и «НДФЛ и страховые взносы в 2018 году: размер фиксированных взносов у ИП, основания для отказа в приеме РСВ и другие новшества». А в рамках сегодняшней статьи мы остановимся на основных изменениях, внесенных в НК РФ другими ноябрьскими законами, а также на тех положениях закона № 335-ФЗ, которые еще не были освещены на страницах «Бухгалтерии Онлайн».

Освобождение от уплаты НДС или такс-фри по-русски

Федеральным законом за № 341-ФЗ в Налоговый кодекс добавлены положения, касающиеся так называемого такс-фри, то есть освобождения от НДС и возврата уплаченного налога по товарам, приобретаемым иностранными гражданами для использования за пределами РФ. Согласно новой статье 169.1, которая появится в кодексе с 1 января 2018 года, возврат налога будет осуществляться только по неподакцизным товарам, приобретенным в организациях розничной торговли, и только в отношении граждан стран, не являющихся членами Евразийского экономического союза. При этом приобретенный товар должен быть вывезен покупателем также за пределы ЕАЭС.

Из текста статьи 164 НК РФ в редакции рассматриваемого закона следует, что обращаться за компенсацией налога иностранный гражданин должен непосредственно в организацию розничной торговли, в которой были приобретены товары, либо к их агентам. При этом сам механизм «такс-фри по-русски» получился достаточно сложным. Он обставлен множеством условий.

Во-первых, возмещаться будет НДС не по любым покупкам, а только по тем, которые совершены в «аккредитованных» организациях розничной торговли. Будет создан специальный перечень таких организаций, попасть в который смогут только те торговые точки, которые размещаются в местах по перечню, утвержденному Правительством. При этом Правительство установит еще и критерии отбора таких организаций (т.е. попасть в перечень, скорее всего, будет не так уж и просто).

Дополнительно нужно учитывать, что возврат НДС, по задумке наших законодателей — это отдельная платная услуга, которая, в свою очередь, также облагается НДС. Ставка при этом установлена на уровне 0 процентов. Но ее, как в других случаях, нужно подтверждать соответствующим пакетом документов, а если этого не сделать, ставка изменится на 18 процентов. Причем, при заявлении в декларации ставки 0 процентов у налогового органа появляется право требовать дополнительные документы при проведении ее камеральной проверки, что также создает для организаций торговли дополнительные налоговые риски. Но и на этом дополнительные полномочия налоговиков не заканчиваются!

Дело в том, что сумму налога, возмещенную иностранцу, можно принять к вычету (п. 4.1. ст. 171 и п. 4.1. ст. 172 НК РФ). Налоговым органам в связи с этим предоставлено право требовать при проведении «камералки» дополнительные документы, а именно — документы, подтверждающие правомерность применения этих вычетов. Это означает следующее. Если в документах будут ошибки, вычеты будут сняты с доначислением налога и пеней, а также, возможно, и со штрафом по ст. 122 НК РФ.

Во-вторых, компенсация полагается только при совершении покупки в одной торговой точке в течение дня на сумму более 10 тыс. рублей (с учетом НДС). В-третьих, иностранцу, желающему вернуть НДС, надо уже в момент покупки озаботиться этим и потребовать у продавца специальный чек, на котором при вывозе товаров надо будет проставить отметку таможенного органа. Причем, чек выдается только по предъявлении паспорта, а значит, этот документ также нужно не забыть захватить, отправляясь на такс-фри шопинг.

В-четвертых, вывезти товар надо в течение трех месяцев, а обратиться за возвратом — в течение года со дня покупки. И, наконец, в-пятых, налог будет возвращаться не полностью, а за минусом стоимости услуги по его возврату. При этом для возврата такой «урезанной» суммы иностранцу надо будет как-то передать торговой организации (или ее представителю) оригинал такс-фри чека, полученного при покупке, и предъявить им свой паспорт (п. 4 ст. 169.1 НК РФ).

В общем, как видим, даже на бумаге механизм возмещения налога получается сложным, затратным и обременительным для обеих сторон. Скорее всего, на практике он окажется еще сложнее: ведь на данный момент не известны ни требования к торговым организациям, ни порядок формирования их перечня, ни практика налоговых проверок возмещаемых сумм и обмена информацией между таможенными органами, ИФНС и торговыми организациями. Так что, скорее всего, первое время спрос на «услугу по возврату НДС» будет минимальным. Как со стороны бизнеса, т.е. торговых точек, желающих принять участие в возврате налога и добровольно взвалить на себя дополнительные налоговые риски, так и со стороны иностранцев, желающих в XXI веке обременять себя дополнительной бумажной волокитой с предъявлением паспорта, получением специальных чеков, простановкой отметок и перепиской с российскими компаниями.

Международный обмен информацией

Приняв Федеральный закон от 27.11.17 № 340-ФЗ, Россия продолжила взятый ранее курс на интеграцию российской налоговой системы в международную с целью обложения налогами всех доходов, фактически получаемых российскими бенефециарами вне зависимости от места размещения капиталов. Напомним, что первыми шагами в этом направлении было введение в Налоговый кодекс положений о контролируемых иностранных компаниях, а также правила, направленные на «деофшоризацию», предписывающие облагать налогами в РФ доходы, получаемые от деятельности подобных иностранных компаний.

Следующим шагом стало установление правил обмена фискальной информацией между российскими налоговыми органами и налоговыми органами иностранных государств. Именно такие правила вводит комментируемый закон, который, заметим, уже вступил в силу (с момента опубликования). Этот закон, в частности, дополнил первую часть НК РФ разделом VII.1, содержащим, в том числе, и правила автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами.

Как следует из текста ст. 142.1 НК РФ, в рамках такого обмена информацией российские налоговые органы смогут получить данные об операциях, счетах и вкладах, открытых в зарубежных банках, а также о договорах брокерского обслуживания и доверительного управления, включая данные о соответствующих активах. Также в распоряжении ФНС России окажутся данные от иностранных страховщиков: сведения о заключенных договорах страхования, в т. ч. пенсионного, и произведенных выплатах. При этом отдельно оговаривается, что раскрытию подлежат не только юридические стороны соответствующих договоров, но и фактический выгодоприобретатель. Так что «прятать» доходы за формальными структурами станет сложнее.

Заметим, что одновременно ровно ту же самую информацию российские налоговики готовы предоставлять и иностранным фискалам. Поэтому ст. 142.2 НК РФ возлагает на российские организации финансового рынка (банки, страховые компании, доверительные управляющие, брокеры и т.д.) соответствующие обязанности по предоставлению в налоговые органы сведений о заключенных договорах и реальных выгодоприобретателях по ним. Порядок предоставления и состав сведений должны быть утверждены отдельно. Но уже сейчас, в силу прямого указания в ст. 142.4 НК РФ, клиенты таких организаций под страхом разрыва соответствующих договоров обязаны предоставлять им все необходимые для автоматического обмена информацией данные. В том числе — указывать фактических выгодоприобреталей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих. То есть ставший уже привычным для банков принцип «знай своего клиента» и соответствующий этому compliance (т. е. проверка клиентов) получают более широкое распространение: им теперь следовать должны и другие участники финансового рынка.

В данный момент Налоговый кодекс предусматривает автоматический обмен подобной информацией только для ограниченного круга государств и территорий. Эти субъекты должны быть включены в соответствующий перечень, который в наступающем году утвердит ФНС России (п. 1 ст. 142.3 НК РФ). Поэтому оценить реальные масштабы информации о зарубежных активах и операциях российских налогоплательщиков, которая станет доступной российским налоговикам, можно будет только с появлением этого перечня.

Прочие изменения в Налоговом кодексе

Остальные, менее значимые поправки в НК РФ, введенные законами от 27 ноября, мы свели в таблицу.

Суть поправки

Соответствующее положение НК РФ (иного закона)

Федеральный закон от 27.11.2017 № 353-ФЗ

Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагаются НДС по ставке 0 процентов, если пункт назначения (или отправления) расположен на территории Калининградской области.

пп. 4.2. п. 1 ст. 164 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года)

Введено освобождение от акцизов товаров, полученных в результате переработки в рамках таможенной процедуры переработки на таможенной территории, при их вывозе или реализации в таможенном режиме реэкспорта, или передаче собственнику (по его указанию иным лицам) давальческого сырья.

пп. 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 183 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Установлены особенности уплаты акцизов и применения вычетов при выпуске товаров для внутреннего потребления на территории ОЭЗ в Калининградской области.

пп. 1 п. 1 ст. 185 и п. 26 ст. 200 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Установлен порядок продления срока, в течение которого резиденты ОЭЗ в Калининградской области могут применять пониженную ставку по налогу на прибыль, в случае, если налогоплательщик в первые годы реализации инвестиционного проекта не получает прибыли.

п. 7.1. и 7.2. ст. 288.1 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Установлен запрет на применение налоговой льготы по земельному налогу резидентами ОЭЗ в случае раздела или объединения земельных участков.

п. 2 ст. 395 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года)

Установлены пониженные тарифы страховых взносов и порядок их применения для резидентов ОЭЗ в Калининградской области.

пп. 14 п. 1 и п. 11 ст. 427 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Федеральный закон от 27.11.2017 № 354-ФЗ

Установлены особенности обложения НДФЛ доходов в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях.

п. 3 ст. 210, ст. 214.7, п. 28 ст. 217, пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Установлены особенности обложения налогом на игорный бизнес игр, организуемых через Интернет.

ст. 366 и 369 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Федеральный закон от 27.11.2017 № 343-ФЗ

Налоговые органы получают возможность взыскивать недоимки со счетов, открытых в драгоценных металлах.

ст. 11, 31, 46, 48, 60 НК РФ (вступают в силу с 1 апреля 2018 года)

Расходные операции по счетам, открытым в драгоценных металлах, могут быть приостановлены в случае неисполнения требования об уплате налога.

п. 2 ст. 76 НК РФ (вступает в силу с 1 апреля 2018 года)

Операции с драгоценными камнями исключены из состава банковских операций, не облагаемых НДС.

пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ (вступает в силу с 1 июня 2018 года)

Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ (в части, не рассмотренной ранее)

Коэффициенты-дефляторы больше не обязательно публиковать в «Российской газете».

п. 2 ст. 11 НК РФ (вступил в силу 27 ноября 2017 года)

Правила уплаты налогов, сборов и страховых взносов при реорганизации распространены на налоговых агентов.

п. 11 ст. 50 НК РФ (вступил в силу 27 ноября 2017 года)

Налоговые органы праве истребовать дополнительные документы при камеральной проверке налоговой декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет.

п. 8.8 ст. 88 НК РФ (вступил в силу 27 ноября 2017 года)

Применение инвестиционного налогового вычета является основанием для неприменения положений п. 2 ст. 105.14 НК РФ, исключающего из состава контролируемых некоторые сделки между российскими взаимозависимыми лицами.

пп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (вступил в силу 27 ноября 2017 года)

Уточнены правила выдачи Свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, для целей исчисления и уплаты акцизов.

п. 1 ст. 179.3 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года)

Установлены правила выдачи Свидетельств о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, для целей исчисления и уплаты акцизов.

ст. 179.6 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года)

Уточнены условия отнесения некоторых нефтяных товаров (бензин, средние дистилляты) к подакцизным товарам.

пп. 10 и 11 п. 1 ст. 181 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Уточнены объекты налогообложения акцизами при совершении операций, связанных с обращением прямогонного бензина и средних дистиллятов.

пп.8, 21, 25, 32 и 33 п. 1 ст. 182 НК РФ (вступают в силу с 01 января 2018 года)

Уточнены правила определения налоговой базы по акцизам по алкогольной продукции в случае ее возврата покупателем.

п.14 ст. 187 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года)

Установлены ставки акцизов на период до 31.12.2020.

п. 1 ст. 193 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года)

Установлены правила исчисления суммы акцизов и вычетов по операциям со средними дистиллятами.

п. 2 ст. 195, п. 4 ст. 199, п. 2 ст. 200, п. 25 и 26 ст. 201 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Установлен порядок применения вычета по акцизам в случае возврата покупателем подакцизных товаров.

п. 5 ст. 200, п. 5 ст. 201 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Установлены правила исчисления налоговой базы по НДПИ на период до 31.03.2042

п. 6 ст. 338 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года)

На период до 31.12.2022 продлено действие ставки НДПИ в отношении кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа.

пп. 17 п. 1 ст. 342 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года)

Изменен порядок исчисления суммы НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан (Татарстан), лицензия на право пользования которыми выдана до 1 июля 2011 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых равны 2 500 миллионам тонн или более по состоянию на 1 января 2011 года.

С 1 января 2018 года п. 2 ст. 343.2 НК РФ утрачивает силу.

Установлен порядок исчисления суммы НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2016 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют 450 миллионов тонн или более по состоянию на 1 января 2016 года.

п. 3.1 ст. 343.2 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года)

Установлен порядок исчисления суммы НДПИ при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Ст. 343.4 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года)

В 2018 году налоговая ставка налога на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве ОС, не может превышать 1,1 процента.

п. 3.3. ст. 380 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года)

Субъекты РФ вправе предоставлять налоговые льготы (вплоть до полного освобождения от налогообложения) в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве ОС, в отношении имущества, с даты выпуска которого прошло более 3 лет.

п. 2 ст. 381.1 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года)

Установлены правила применения для целей исчисления земельного налога кадастровой стоимости земельного участка, если ее изменение произошло в течение года вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади.

п. 1 ст. 391 и п. 7.1. ст. 396 НК РФ (вступают в силу с 01 января 2018 года)

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

1 172
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер