Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
2 марта
В ФНС уточнили, по какой форме малый бизнес должен сдавать бухгалтерскую отчетность
12 декабря 2016
Бюджетный учет: как принимать, выдавать, перемещать и списывать спецодежду
18 ноября 2016
Бюджетный учет: как работать с путевыми листами и чем руководствоваться при списании ГСМ

Как «бывшим» малым предприятиям создать резерв по предстоящим отпускам в бухгалтерском учете

15 февраля 2017

Компании, утратившие в 2017 году статус малого предприятия («Лимит доходов для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса будет определяться по новым правилам»), должны начать формирование резерва по расходам на предстоящие отпуска в бухгалтерском учете. Для этого им предстоит разработать соответствующую методику и закрепить ее в учетной политике. В настоящей статье мы расскажем о том, какие методики чаще всего используют бухгалтеры при создании резерва по отпускам.

Вводная информация

Согласно правилам бухучета, резерв предстоящих расходов на отпуска — это оценочное обязательство. Его величина равна сумме отпускных, которые еще не начислены, но скорее всего, будут начислены в текущем году. Создание такого резерва является обязанностью организаций. Отказаться от его создания могут лишь компании, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность (п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» и статью «Чем бухучет и отчетность «упрощенщиков» будут отличаться от учета и отчетности «обычных» организаций»).

Упрощенные способы ведения бухучета разрешено применять в числе прочего организациям, получившим статус малого предприятия. Но есть ряд ограничений. Так, независимо от статуса, упрощения недопустимы для компаний, подлежащих обязательному аудиту, для адвокатских бюро, жилищных кооперативов и некоторых других организаций (части 4 и 5 статьи 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Таким образом, в 2017 году создавать резерв по отпускам «с нуля» придется организациям, которые с этого года утратили статус малого предприятия. Кроме того, впервые формировать резерв придется компаниям, попавшим под указанные выше ограничения, а также вновь созданным юридическим лицам, не отнесенным к субъектам малого предпринимательства. Наконец, начать создание резерва могут малые предприятия, если руководство добровольно примет такое решение.

Краткий алгоритм создания резерва

Алгоритм создания резерва по отпускам выглядит следующим образом.

Во-первых, нужно сформировать стартовую величину резерва по состоянию на 1 января 2017 года (вновь созданные компании этого не делают). Она должна равняться (или приблизительно равняться) сумме отпускных из расчета дней отдыха, заработанных, но не израсходованных всеми сотрудниками на указанную дату. Проще говоря, это некий эквивалент компенсации, которую работодателю пришлось бы выплатить, если бы все сотрудники одновременно уволились с 1 января. Сюда следует прибавить страховые взносы, которые были бы начислены на такую компенсацию по ставкам 2017 года. Стартовую величину резерва необходимо отразить по дебету «затратного» счета (20, 44 и проч.) и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

Во-вторых, в течение года надо регулярно делать отчисления в резерв. Для этого необходимо определять, какую сумму отпускных условно заработал каждый сотрудник. Если отпуск составляет 28 календарных дней, то отпускные, условно заработанные в каждом месяце, равны произведению среднего дневного заработка на 2,33 дня (28 дней: 12 месяцев). Условно заработанные отпускные вместе с условно начисленными на них страховыми взносами нужно отразить по дебету «затратного» счета и кредиту счета 96.

В-третьих, отпускные, полученные работниками в течение 2017 года, следует списывать за счет резерва. Для этого требуется сформировать проводку по дебету счета 96 и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Исключением являются отпуска, право на которые еще не заработано. Поскольку работодатель предоставил их авансом, отпускные не были включены в резерв. Значит, списать их за счет резерва нельзя. Вместо этого «авансовые» отпускные нужно отразить по дебету счета 20 (21, 44 и т.д.) и кредиту счета 70.

Методика расчета стартовой суммы резерва и регулярных отчислений, а также периодичность таких отчислений действующими нормативами не установлена. Поэтому компании вправе выбрать наиболее удобный вариант и отразить его в учетной политике.

В частности, организации могут принять методику, при которой сумма отчислений в резерв определяется с максимально возможной точностью. Однако возможен и другой подход — формировать резерв исходя из приблизительных значений. Рассмотрим, какие методы чаще всего применяются на практике.

Стартовая величина резерва

В идеале вступительное отчисление в резерв нужно рассчитать по каждому работнику в отдельности. Для этого следует вычислить средний дневной заработок сотрудника и узнать, сколько дней отпуска он заработал, но не использовал по состоянию на 1 января. Затем эти два показателя необходимо перемножить, и в итоге получится величина отпускных. Далее, исходя из этой величины, следует посчитать страховые взносы по ставкам 2017 года. Сумма отпускных и взносов — это стартовое отчисление в резерв по данному сотруднику. Точно такие же вычисления следует проделать для остальных работников компании.

Пример 1

В компании три сотрудника: Иванов, Петров и Сидоров. Инвентаризация показала, что по состоянию на 1 января 2017 года у Иванова осталось 20 дней неиспользованного отпуска, у Петрова — 15 дней, а у Сидорова — 10 дней. При этом средний дневной заработок Иванова равен 2 000 руб., Петрова — 1 500 руб., а Сидорова — 1 700 руб. В 2017 году суммарная ставка страховых взносов составляет 30,2% (подразумевается, что предельная величина базы по каждому работнику не будет превышена).

Бухгалтер посчитал, что «неиспользованные» отпускные Иванова равняются 40 000 руб. (20 дн. х 2 000 руб.). Страховые взносы составляют 12 080 руб. (40 000 руб. х 30,2%). Итого отчисление в резерв по Иванову равно 52 080 руб.(40 000 + 12 080).

Аналогичные вычисления проведены в отношении других работников. Получилось, что отчисления по Петрову составили 29 295 руб.((15 дн. х 1 500 руб.) + (15 дн. х 1 500 руб.) х 30,2%). Отчисления по Сидорову составили 22 134 руб. ((10 дн. х 1 700 руб.) + (10 дн. х 1 700 руб.) х 30,2%)

По состоянию на 1 января 2017 года бухгалтер сделал проводку:

ДЕБЕТ 44    КРЕДИТ 96
 – 103 509 руб.(52 080 + 29 295 + 22 134) — сделан вступительный взнос в резерв по расходам на отпуск.

На практике чаще встречается другой вариант, когда расчеты проводят не по каждому сотруднику, а по целому подразделению (отделу, сектору и проч.). В вычислениях участвуют усредненные показатели остатка неиспользованного отпуска и среднего дневного заработка. В результате получается среднее значение вступительного взноса в резерв по каждому из подразделений. Сумма средних значений по всем подразделениям и есть итоговая величина вступительного отчисления в резерв компании.

Регулярные отчисления в резерв

Важно определиться с периодичностью отчислений. Как правило, организации делают отчисления раз в месяц или раз в квартал.

Также необходимо разработать методику для расчета суммы отчислений. «Идеальный» вариант методики выглядит следующим образом. В конце каждого периода (месяца или квартала) вычисляется средний дневной заработок того или иного сотрудника. Затем этот показатель умножается на количество дней отпуска, заработанных этим сотрудником в данном периоде (2,33 при ежемесячных отчислениях и 6,99 — при ежеквартальных). В итоге получается величина отпускных. Далее, исходя из этой величины, определяется размер страховых взносов по текущим ставкам. Сумма отпускных и взносов — это отчисление в резерв по данному сотруднику. Аналогичные расчеты проводятся в отношении всех прочих сотрудников компании.

Но «идеальная» методика применяется крайне редко. Обычно бухгалтеры стремятся упростить вычисления и избежать расчетов по каждому работнику. Иногда сумму отчислений находят при помощи норматива. Он представляет собой дробь, в числителе которой сумма всех отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск, начисленных в прошлом году. А в знаменателе дроби — сумма расходов на оплату труда за прошлый год. Чтобы рассчитать величину отчислений в резерв, нужно взять зарплату за период (месяц или квартал), прибавить е ней страховые взносы за этот же период, и полученную сумму умножить на норматив. Данные расчеты можно выполнять для компании в целом, а можно для каждого подразделения в отдельности.

Пример 2

В учетной политике компании закреплено, что отчисления в резерв по расходам на отпуск делаются ежеквартально и рассчитываются при помощи норматива. Все расчеты производятся для организации в целом.

В 2016 году сумма отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск в компании составила 500 000 руб. Расходы на оплату труда в 2016 году составили 3 200 000 руб.

Бухгалтер определил, что норматив равен 0,16 (500 000: 3 200 000).

В первом квартале 2017 года зарплата персонала составила 800 000 руб., а стразовые взносы — 241 600 руб. Значит, величина отчислений в резерв в первом квартале составит 166 656 руб.((800 000 руб. + 241 600 руб.) х 0,16).

По состоянию на 31 марта 2017 года бухгалтер сделал проводку:
ДЕБЕТ 44    КРЕДИТ 96
 – 166 656 руб. — сделаны отчисления в резерв в первом квартале.

Существует еще один довольно простой способ для определения приблизительного размера предстоящих расходов на отпуск. Берется фонд оплаты труда и делится на количество календарных дней в периоде (месяце или квартале). Затем полученная цифра умножается на число дней отпуска, заработанных сотрудниками в данном периоде (2,33 при ежемесячных отчислениях и 6,99 — при ежеквартальных). Данные расчеты можно выполнять для компании в целом, а можно для каждого подразделения в отдельности.

Пример 3

В учетной политике компании закреплено, что отчисления в резерв по расходам на отпуск делаются ежемесячно, причем аналитика ведется в разрезе секторов. Также в учетной политике прописана методика, по которой рассчитываются суммы, формирующие резерв. Согласно методике, в конце каждого месяца бухгалтер берет фонд заработной платы отдела, делит на количество календарных дней данного месяца и умножает на 2,33 дня.
В 2017 году суммарная ставка страховых взносов для данной организации составляет 30,2% (подразумевается, что предельная величина базы по каждому работнику не будет превышена).

В январе 2017 года фонд заработной платы отдела доставки составил 500 000 руб.

Бухгалтер определил, что «неиспользованные» отпускные составили 37 580,64 руб. (500 000 руб.: 31 дн. * 2,33 дн.), а начисленные на них взносы — 11 349,35 руб. (37 580,64 руб. х 30,2%).

По состоянию на 31 января 2017 года бухгалтер сделал проводку:
ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 96
 – 48 929,99 руб.(37 580,64 + 11 349,35) руб. — сформирован резерв предстоящих расходов на отпуск по отделу доставки за январь 2017 года.

Автор: Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать свой или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер