Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля

Аннулирование деклараций по налогу на прибыль и по НДС: когда и как инспекции смогут отозвать уже сданную отчетность

аннулирование налоговой декларации
Аннулирование деклараций по налогу на прибыль и по НДС: когда и как инспекции смогут отозвать уже сданную отчетность
Елена Маврицкая, 2 октября 2 октября 2018

Налоговый кодекс не предусматривает процедуры отзыва (или аннулирования) представленных налогоплательщиком деклараций. Тем не менее, с недавнего времени инспекторы повсеместно аннулируют сданную отчетность. Теоретическая база под эту практику подведена письмом ФНС России от 10.07.18 № ЕД-4-15/13247. Оно посвящено двум видам деклараций: по налогу на прибыль и по НДС. Налоговики их аннулируют, если сочтут, что отчетность подписана неуполномоченными или неустановленными лицами.

В каком случае ИФНС отзовет декларацию

По логике чиновников, изложенной в комментируемом письме, если декларация подписана неуполномоченным или неустановленным лицом, ее нельзя признать сданной. Ведь, согласно пункту 5 статьи 80 НК РФ, достоверность и полноту сведений в декларации должен подтвердить либо сам налогоплательщик, либо его уполномоченный представитель. И если налоговики сочтут, что указанное требование выполнено формально, а на самом деле подпись (собственноручная или электронная) принадлежит кому-то другому, декларацию отзовут, то есть аннулируют. Такие действия специалисты ФНС называют «профилактикой нарушений налогового законодательства».

Основания для отзыва декларации

Из комментируемого письма следует, что инспекторы не могут отзывать декларации всякий раз, когда им захочется. Аннулирование должно быть обоснованным, причем перечень оснований для отзыва  является закрытым. В нем всего пять пунктов:

1. Руководитель не выдавал уполномоченному представителю доверенность на право подписания и сдачи деклараций, не участвовал в финансово-хозяйственной деятельности компании, не подписывал декларации, не сдавал их в ИФНС.

2. Руководитель, подписавший декларацию или выдавший доверенность уполномоченному представителю, был дисквалифицирован.

3. Ликвидированная компания сдала налоговую отчетность после даты ликвидации (либо ИП сдал декларацию по НДС после даты окончания предпринимательской деятельности).

4. Руководитель (уполномоченный представитель), подписавший декларацию, является недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.

5. Человек, который лично подписал декларацию, на момент подписания находился в местах лишения свободы.

Как инспекторы собирают доказательства

Чтобы применить указанные выше основания для аннулирования деклараций, налоговики должны собрать доказательства. Для этого им нужно, во-первых, обозначить круг подозрительных налогоплательщиков и, во-вторых, провести в отношении их мероприятия налогового контроля.

Какие налогоплательщики под подозрением

Согласно комментируемому письму, под подозрением находятся ИП и организации, имеющие признаки, которые свидетельствуют о возможной непричастности к ведению финансово-хозяйственной деятельности.

Среди признаков есть «традиционные»:

  • установлено «обналичивание» денежных средств;
  • на протяжении долгого времени (нескольких предыдущих отчетных или налоговых периодов) сдавалась нулевая отчетность;
  • сумма расходов приближена к сумме доходов;
  • доля вычета по НДС составляет 98% от величины начисленного налога;

  • организация не находится по адресу регистрации;
  • налогоплательщик (организация или ИП) часто менял место постановки на налоговый учет;
  • в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности данных об адресе, руководителе, учредителе организации;
  • не устранены расхождения предыдущих периодов;
  • сдавались «уточненки» с неверным номером корректировки.

Также есть признаки, которые касаются индивидуальных предпринимателей, руководителей организаций и их представителей:

  • руководитель организации или ИП не проживает там, где прописан;
  • уполномоченный представитель зарегистрирован или проживает не в том регионе (субъекте РФ), где зарегистрирована организация или ИП;
  • руководитель организации не получает зарплату;
  • руководитель организации или ИП более двух раз не явился на допрос;
  • руководитель или учредитель организации не является резидентом РФ;
  •  незадолго до сдачи отчетности в ЕГРЮЛ были внесены сведения о смене руководителя.

Кроме того, названы подозрительные признаки, относящиеся к текущей деятельности:

  • среднесписочная численность работников равна 1 или 0;
  • нет договоров аренды с собственниками помещений, используемых для ведения бизнеса.

Целый блок признаков касается банковских счетов:

  • отсутствие расчетного счета в течение трех месяцев с даты создания организации;
  • все расчетные счета закрыты;
  • налогоплательщик открыл и (или) закрыл более десяти счетов;
  • деньги проходят через расчетные счета «транзитом»;
  • счета открыты в банках, которые находятся не в том регионе, где зарегистрирован налогоплательщик.

Наконец, среди признаков есть такие, в которых, на первый взгляд, нет ничего подозрительного. Однако специалисты ФНС поставили их в один ряд с «обналичиванием», отсутствием налогоплательщика по адресу регистрации, нулевой отчетностью и другими, не внушающими доверие обстоятельствами. К «условно подозрительным» признакам относятся:

  • организация создана в 2017 году;
  • руководитель организации или ИП явился на допрос с адвокатом.

Заметим, что список подозрительных признаков является открытым. При этом в комментируемом письме не уточняется, сколько из указанных признаков должно быть в наличии, чтобы налоговики начали проводить в отношении налогоплательщика мероприятия налогового контроля.

Что ждет подозрительных налогоплательщиков

Подозрительных налогоплательщиков и их доверенных лиц пригласят на допрос в ИФНС. Директоров компаний и предпринимателей напрямую спросят, занимались ли они финансово-хозяйственной деятельностью, подписывали ли декларации, выдавали ли доверенности и получали ли сертификаты ключей электронной подписи. Причем налоговиков будут интересовать данные обстоятельства в отношении всех организаций, в которых этот человек является руководителем (учредителем).

Лиц, которые подписали и (или) сдали отчетность по доверенности, а также лиц, которые представляли интересы налогоплательщика при регистрации, попросят ответить, кто выдавал им доверенность. Также будут допрашивать заявителей, обратившихся в удостоверяющий центр за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей, или их доверенных лиц, чтобы установить, кто является настоящим владельцем ключа.

Если после всех допросов у инспекторов останутся сомнения, то они осмотрят помещения по юридическому адресу организации и запросят в банках сведения о лицах, открывших счета и указанных в банковских карточках. Помимо этого, сотрудники ИФНС истребуют в удостоверяющем центре информацию о лицах, которые обращались за получением сертификата ключа электронной подписи. И в довершение налоговики могут инициировать подчерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую экспертизу документов, чтобы установить, кто в действительности их подписывал.

Процедура аннулирования декларации

Если в ходе описанных выше мероприятий налогового контроля будут выявлены основания для аннулирования декларации, налоговики поступят следующим образом. Прежде всего, обратятся в вышестоящий налоговый орган за официальным разрешением на аннулирование отчета. Получив разрешение в виде докладной или служебной записки, инспекторы переведут ранее принятую декларацию по налогу на прибыль или по НДС в реестр деклараций, не подлежащих обработке. Данный реестр ведется при помощи программного комплекса, которым пользуются все налоговые инспекции.

Затем в течение пяти рабочих дней налогоплательщику вышлют уведомление о признании декларации недействительной. Уведомление должно быть подписано руководителем ИФНС и направлено по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Бумажный экземпляр уведомления налогоплательщик может получить лично под расписку.

В комментируемом письме говорится, что отозвать можно лишь те декларации, по которым не истек срок, отведенный для камеральной проверки (напомним, что по общему правилу он составляет три месяца, а для деклараций по НДС — два месяца; см. «Решения о возмещении НДС будут приниматься быстрее»). Для аннулированных деклараций дата окончания «камералки» приравнивается к дате аннулирования.

Существует и другое ограничение: аннулировать декларацию по налогу на прибыль можно только в том случае, если она представлена по итогам налогового периода, то есть года. Таким образом, промежуточную отчетность по прибыли не аннулируют.

Последствия аннулирования декларации

На завершающем этапе (после отображения декларации в соответствующем реестре и признания ее недействительной) все начисления по аннулированной декларации сторнируются в карточке расчетов с бюджетом.

В комментируемом письме сказано, что если аннулирована исходная декларация, то по истечении 10 дней с момента отправки налогоплательщику уведомления ИФНС сможет заблокировать его банковский счет на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ. Если же отозвана уточненная декларация, блокировки не будет. В этом случае актуальной станет предыдущая «уточненка», а при ее отсутствии — исходная декларация.
Авторы письма умолчали о том, будут ли инспекторы в случае отзыва деклараций штрафовать налогоплательщиков на основании статьи 119 НК РФ за несданную отчетность. Можно лишь предположить, что налогоплательщику, у которого аннулирована декларация, грозит то же наказание, что и в случае настоящего (а не инициированного налоговиками) непредставления отчетности.

Насколько законно аннулирование декларации

Понятие «аннулирование декларации» в Налоговом кодексе отсутствует. По этой причине законность действий инспекторов, отзывающих представленную ранее отчетность, вызывает большие сомнения. Своим мнением по данному вопросу поделился Алексей Крайнев, налоговый юрист «Бухгалтерии Онлайн»:

- Налоговый кодекс предоставляет инспекторам всего два варианта действий. Первый — отказать в принятии декларации (в частности, из-за того, что она подписана неуполномоченным лицом). Второй — принять декларацию и провести ее камеральную проверку. Такого варианта, при котором налоговики сначала принимают декларацию, а потом объявляют ее непредставленной, в НК РФ нет. Таким образом, правовой статус «аннулированных» или «отозванных» деклараций крайне сомнителен.

Незаконный характер указанных действий налоговиков отразился и на самой процедуре аннулирования. В ней заложено внутреннее противоречие. С одной стороны, декларация объявляется несданной со всеми вытекающими последствиями. С другой стороны, в программном комплексе налоговиков проставляется дата окончания «камералки», равная дате аннулирования. Получается, что камеральная проверка была начата и закончена, но декларация при этом не представлена. Такое положение дел, мягко говоря, абсурдно.

Налогоплательщикам, чьи декларации отозвали (аннулировали), следует отстаивать свои права. Обжаловать нужно либо уведомление о признании налоговой декларации недействительной, либо действия ИФНС по признанию декларации недействительной. А если заблокировали счет, то надо обжаловать еще и блокировку. Сначала нужно обратиться с жалобой в региональное Управление ФНС (на это отводится 1 год), а затем — в арбитражный суд (в течение 3 месяцев после получения отказа от УФНС).


Добавим, что компаниям и предпринимателям удается доказать в суде необоснованность отзыва деклараций налоговиками. Судьи, как правило, подтверждают, что отчетность была сдана в срок, а блокировка счета незаконна (см., например, постановления АС Уральского округа от 11.09.18 № Ф09-4202/18, АС Западно-Сибирского округа от 20.07.18 № Ф04-2705/2018 и от 31.08.18 № Ф04-3470/2018).

закрыть