Сдача декларации по налогу на прибыль до 28 марта

Сдать бесплатно через Контур.Экстерн

28
 
Сдача декларации по налогу на прибыль до 28 марта
Сдать бесплатно 28
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
22 марта
Минфин разъяснил, при каком условии налогоплательщики могут совмещать ЕНВД и УСН в отношении одного вида деятельности
22 марта
При создании филиала организация теряет право на применение УСН
16 марта
«Упрощенщики» вправе учесть в расходах взносы на капремонт, которые платит за помещение в многоквартирном доме

Упрощенная система: списание «входного» НДС и регистры для учета покупных товаров

22 июня 2009
Алексей Коршунов
Алексей Коршунов — генеральный директор ООО «Бух.Софт.ру»

В предыдущей статье мы рассказали о том, как в московской компании ООО «БухСофт.ру», применяющей упрощенную систему, организовано списание закупочной стоимости товара. Теперь коллеги делятся опытом учета «входного» налога на добавленную стоимость, а также демонстрируют разработанные ими регистры, которые позволяют без ошибок заполнить книгу учета доходов и расходов.

Учет «входного» налога на добавленную стоимость

Компании и предприниматели на «упрощенке» не являются плательщиками НДС. Соответственно, они не вычитают НДС, предъявленный поставщиками, а включают его в расходы. Условия списания те же, что и для покупной стоимости товаров: погашение задолженности перед продавцом и реализация покупателю.

Почему «входной» НДС мы учитываем отдельно от покупной стоимости

С практической точки зрения было бы проще списать «входной» налог вместе с закупочной стоимостью продукции. Это никак не повлияло бы на величину базы по единому «упрощенному» налогу и на сумму самого налога. Однако такой подход не корректен. Ведь в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ покупная цена упоминается в одном подпункте, а НДС — в другом. Поэтому мы учитываем налог отдельно от закупочной стоимости, и отражаем эти показатели в разных строках раздела 1 книги учета доходов и расходов.

Определяем, какую сумму налога отнести на затраты

После погашения кредиторской задолженности и отгрузки товара клиенту мы должны рассчитать, какую сумму «входного» налога спишем в расходы. Эта величина отнюдь не всегда равняется 18 процентам от закупочной стоимости. Дело в том, что одно и то же наименование товара мы закупаем у разных продавцов, одни из которых являются плательщиками НДС, а другие нет. Как следствие, стоимость продукции, приобретенной у «неплательщиков», не включает в себя налог. Мы решили, что будет списывать НДС в затраты не по каждой единице, а пропорционально всей отгруженной и оплаченной продукции того или иного артикула. Поясним на примере.

Допустим, наша организация приобрела 464 единицы товара определенного наименования на общую сумму 500 000 руб. Часть данной продукции (200 единиц на сумму 236 000 руб.) закуплена с НДС. Другая часть (264 единицы на сумму 264 000 руб.) приобретена без налога. Таким образом, итоговая величина «входного» НДС составляет 36 000 руб. (236 000 руб. : 118% х 18%), а итоговая закупочная стоимость — 464 000 руб. (500 000 – 36 000). Затем мы перечислили поставщикам деньги за весь товар, и 350 единиц отгрузили клиенту. Какую часть НДС мы сможем при этом списать в расходы? Ту, что пропорциональна закупочной стоимости отгруженного товара.

Чтобы составить пропорцию, найдем среднюю покупную стоимость каждой из 350-ти единиц товара, отгруженных покупателю. Эта величина равна 1 000 руб. (464 000 руб. : 464 ед.). Значит, покупная стоимость всей отгруженной продукции равняется 350 000 руб. (1 000 руб. х 350 ед.). Таким образом, списать в затраты нужно НДС в сумме 27 155 руб. (36 000: 464 000 х 350 000).

Заполняем журнал поступления-списания и справку-расчет

Для удобства заполнения книги учета доходов и расходов мы разработали промежуточные учетные регистры: журнал поступления-списания товара и справку-расчет суммы списания на расходы. В течение месяца мы заполняем эти регистры, а итоговые цифры переносим в книгу учета доходов и расходов. В результате налоговый инспектор может убедиться, на каком основании в книге появилась та или иная цифра.

Журнал поступления-списания

Журнал поступления-списания товара «А» за май 2009 года

Дата  Наименование операции  Наименование товара Поступление Оплачено Продажа Остаток на складе        Продано неоплаченного товара Списание в расходы (в книгу учета операции товара доходов и расходов) 

 Кол-во

Стоимость

(руб).

НДС (руб). 

Общая сумма счета-фактуры

(руб).  

Стоимость

(руб).  

НДС

(руб).

Общая сумма

(руб).

 Кол-во 

Стоимость 

(руб). 

НДС

(руб).

Кол-во

(руб).

Стоимость

(руб).

НДС (руб).

В т.ч. оплачено

(руб).

НДС опл-го товара

(руб).

Стоимость

(руб).

НДС

(руб).

Стоимость

(руб).

НДС

(руб).

 1  2  3  4  5  6  7  8  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22
 01.май   Остаток на начало месяца   Товар «А»  0  -  0 -    0
 15.май      Товар «А»   10  40 000    7200   47 200   15 000   2700   17700   0  -  10  40 000  7200  15000  27        
 22.май      Товар «А»  0  -  8 000   1440   8  32000  5760  7000  1260  -  - 8000   1440
 29.май      Товар «А»  0  -  12000  2160  5  20000  3600  5000  900  7000  1260
 Итого      10  40000  7200  47200  15000  2700  17700  5  20000  3600  5  20000  3600  -  5000  900  15000  2700


Журнал поступления-списания мы заполняем по каждому из наименований продукции. В журнале есть графы для трех операций: поступления, оплаты и продажи продукции. Если заполнены все три графы — значит, мы вправе списать в расходы стоимость товара и НДС. Величина, которую мы списываем — это наименьшая из трех цифр. Проиллюстрируем на примере.

15 мая мы получили от поставщиков 10 единиц товара наименования «А» на общую сумму 47 200 руб. (в том числе покупная стоимость 40 000 руб. и «входной» НДС 7 200 руб.*). Эти показатели отражены в столбцах журнала 4, 7, 5 и 6 соответственно. Также мы перечислили поставщику за данную продукцию 17 700 руб. (в том числе закупочная цена 15 000 руб. и НДС в сумме 2 700 руб.). Эти цифры занесены в столбцы 10, 8 и 9 соответственно.

Поскольку реализации еще не было, на конец дня вся полученная продукция осталась лежать на складе, что отражено в графах 14, 15 и 16. В столбцах 17 и 18 содержится информация, какая часть товара на складе уже оплачена продавцу.

22 мая отгрузили клиенту 2 единицы товара. Общая закупочная стоимость отгрузки равна 8 000 руб., а «входной» НДС — 1 440 руб. Эти значения попали в графы 11, 12 и 13 журнала. Теперь у нас есть записи по всем трем графам: получено 40 000 руб., оплачено 15 000 руб. и отгружено 8 000 руб. Как видим, наименьшее из значений равно 8 000 руб. Эту цифру мы и принимаем к расходам (столбец 21). По такому же принципу находим, что НДС, списанный в затраты, равняется 1 440 руб. (столбец 22). Остаток товара на складе, включая оплаченную часть, уменьшился на сумму отгрузки клиенту.

29 мая поставили покупателю еще 3 единицы продукции (закупочная цена 12 000 руб., НДС 2 160 руб.). Общая стоимость товара, отгруженного в мае, составила 20 000 руб. (12 000 + 8 000), а соответствующий ей НДС — 3 600 руб. (1 440 + 2 160). Выходит, что всего мы перечислили продавцу 15 000 руб., а покупателю передали товар на 20 000 руб. Разница между этими величинами составляет 5 000 руб. (20 000 – 15 000), ее нельзя включить в расходы. Также нельзя списать НДС в размере 900 руб. (3 600 – 2 700). Данные значения отражены в столбцах 19 и 20.
Таким образом, из последней отгрузки мы вправе списать только 7 000 руб. (12 000 – 5 000). Аналогично находим сумму НДС, подлежащего списанию — 1 260 руб. (2 160 – 1 900).

Справка-расчет списания на расходы товара за май 2009 года

Наименование товара  Остаток на начало      Приход Расход Остаток на конец  Расход 
Кол-во   Оприходовано  Оплачено   Поступление Оплачено  Продано        Оприходовано Оплачено В книгу 
Стоимость (руб.)   НДС  Стоимость (руб.)  НДС Кол-во  Стоимость (руб.)  НДС Стоимость (руб). НДС Кол-во  Стоимость (руб.)   НДС Кол-во Стоимость (руб.)  НДС Стоимость (руб.)  НДС Сумма НДС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Товар «А» 0 - - - - 10 40000 7200 15000 2700 5 20000 3600 5 20000 3600 - - 15000 2700
Товар «Б» 0 - - - - 3 8000 3240 6000 1080 3 18000 3240 0 - - - - 6000 1080
Итого 0 - - - -   58000 10440 21000 3780   38000 6840   20000 3600 - - 21000 3780


В этом регистре собрана информация по всем наименованиям товара за месяц. Данные о каждом из наименований мы переносим из соответствующего журнала поступления-списания. Показатели из блока «Списано» (столбцы 21 и 21) справки-расчета попадают в книгу учета доходов и расходов.

* Все цифры, приведенные в статье являются вымышленными.
 

Источник: БухОнлайн.ру

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер