Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Укажите адрес электронный почты, который вы использовали для регистрации
Восстановить Вернуться
Инструкция отправлена

«Мне пришлось по направлению биржи труда устроиться в фирму, где бухгалтерские программы отсутствовали…»

«Мне пришлось по направлению биржи труда устроиться в фирму, где бухгалтерские программы отсутствовали…»
9 ноября 2010
Галина Плеханова Автор

В настоящей статье Галина Плеханова из Воркуты, известная пользователям нашего форума как Галина_27, рассказывает, как она облегчила себе работу в фирме, в которой не было бухгалтерских программ, и какие книги ей в этом помогли.

Как правило, при поступлении на работу бухгалтера обеспечивают компьютером с установленной на нем программой или же программа приобретается в ходе его дальнейшей работы. Ведь без её использования ведение бухгалтерского учета на среднем или крупном предприятии практически невозможно (если конечно, не делать все «по старинке», заполняя на бумаге ведомости, шахматки, журналы-ордера и т п.). 

Бухгалтерия Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Однако из любого правила есть исключения. На маленьких предприятиях с небольшими оборотами бывает так, что специализированной бухгалтерской программы просто нет. Что в этом случае делать бухгалтеру?

Возможно, опытные бухгалтеры ответят: не нужно устраиваться на работу, где руководство не автоматизирует ведение бухгалтерского учета. Но как быть молодому бухгалтеру? Меня, например, после техникума не брали на работу из-за отсутствия практического опыта. И мне пришлось по направлению биржи труда устраиваться в недавно созданную фирму, где бухгалтерские программы в течение первого года работы отсутствовали. Там я поняла, что в описанной ситуации у бухгалтера существуют три варианта решения проблемы.

Первый — использовать формы, представленные в справочно-правовых системах. Второй — вести бухгалтерский учет на бумаге. Третий — использовать свои знания компьютера и разработать необходимые формы для себя в редакторах пакета MS Office. В связи с тем, что справочно-правовых систем на предприятии тоже не было, а вести учет на бумаге — процесс очень трудоемкий, я выбрала третий вариант.  То есть сделала себе все необходимые таблицы и формы на компьютере: счет-фактуру, оборотно-сальдовую ведомость, журналы-ордера, карточку для счета 51 (для разноски банка) и многие другие формы, необходимые бухгалтеру в практической деятельности. Таким образом, учет велся в полуавтоматизированной форме, так как все конечные результаты для меня выводил Excel. Для налоговой отчетности я использовала «Налогоплательщик ЮЛ», для Пенсионного фонда — их программу ПУ-5.

Думаю, что на просторах нашей необъятной страны бухгалтер до сих пор может столкнуться с необходимостью вести учет в Excel, самостоятельно разрабатывая различные формы. Поэтому расскажу о том, какие книги помогли мне справиться с задачей.

При разработке бланков и таблиц я использовала «Самоучитель по бухгалтерскому учету» Г. А. Пономаревой. В книге на примере некоего хозяйствующего субъекта приведен пример учета хозяйственных операций за месяц с написанием всех бухгалтерских проводок, начиная от начала деятельности предприятия и до выведения её конечного финансового результата и составления баланса. Приводятся примеры заполнения первички по основным средствам, материалам, ведения кассовой документации, рассказывается о правилах разноски счета 51 (здесь отмечу, что далеко не в каждом пособии по бухучету можно прочесть, что при обработке банковской выписки бухгалтер должен помнить, что дебет с кредитом в банковских выписках меняются местами). Также в книге кратко рассказывается об унифицированных формах отчетности и многое другое.

Норматив Подключиться к справочно-правовой системе «Контур.Норматив»

Дополнительно рекомендую начинающим бухгалтерам еще три пособия.

«Корреспонденция счетов. Примеры учета в различных хозяйственных ситуациях. План счетов бухгалтерского учета.». Е.Холоденко, А.Ростовцев. Отличное пособие, постоянно пользуюсь.

«Сборник задач по бухгалтерскому учету (с решениями)» под редакцией А. Д. Ларионова. Приводятся характерные операции для производственного предприятия, с примерами заполнения всех первичных документов.

«Сборник задач по аудиту (с решениями)», практикум под редакцией А. Д. Ларионова. Здесь также приводятся операции хозяйствующего субъекта, но уже с анализом нарушений, установленных аудитором. В пособие включены пустые бланки форм бухгалтерской отчетности с формы 1 «Бухгалтерский баланс» по форму 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Отдельные разделы посвящены комплексному анализу и анализу финансовой отчетности.

Все четыре указанных пособия помимо практической работы можно использовать при получении дополнительного или высшего образования, для подготовки и написания курсовых (дипломных) работ. Примеры учета в данных пособиях довольно-таки удачные, они отражают хозяйственных операции, характерные для реально действующих хозяйствующих субъектов. А примеров по аудиту с заполненными формами, с программой аудиторской проверки, вопросниками по аудиту, заполненным образцом аудиторского заключения, так хорошо проработанных, на момент, когда я писала диплом (начало 2007 года) я больше ни в одном пособии не увидела. Эту книгу особенно рекомендую студентам, обучающимся на курсе «Бухгалтерский учет, анализ, аудит».