Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Да, это новый Бухонлайн! Что поменялось

Как налогоплательщики доказывают в суде реальность своих расходов и вычетов по НДС с помощью сервиса для проверки контрагентов

24 октября

Одна из самых популярных причин, по которой инспекторы аннулируют расходы и вычеты по НДС — это получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговики заявляют, что поставщик на самом деле не поставлял товар, не оказывал услуг и не выполнял работ, а сделка была заключена с целью снижения налогов. Зачастую право на вычеты и расходы приходится отстаивать в суде. Практика показывает, что убедить судей помогают сведения, полученные посредством сервиса для проверки контрагентов. В нашей статье приведены примеры из свежей судебной практики, когда пользователи одного из таких сервисов, «Контур.Фокуса», смогли одержать победу над налоговиками.

Вводная часть

Налоговики «снимают» расходы и вычеты по НДС из-за того, что, по их мнению, сделка между налогоплательщиком и его поставщиком носит фиктивный характер. Другими словами, инспекторы подозревают, что на самом деле поставщик не отгружал товар, не оказывал услуг и не выполнял работ. А договор с ним был заключен с единственной целью — предъявить несуществующий вычет и показать несуществующие затраты. Для таких вычетов и затрат Высший арбитражный суд ввел специальный термин: необоснованная налоговая выгода (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53).

Покупателям ничего не остается, кроме как доказывать обратное. Они вынуждены доказывать, что сделки с поставщиками были реальными, а налоговая выгода в виде вычетов и расходов вполне обоснована. Как показывает практика, хорошим подспорьем при доказывании является информация, полученная при помощи сервисов для проверки контрагентов. Перечислим обстоятельства, которые свидетельствуют о невиновности налогоплательщика, и которые подтверждаются посредством сервиса «Контур.Фокус».

1.Поставщик зарегистрирован в госреестре

Налоговую выгоду можно признать необоснованной, только если налогоплательщик не проявил должную осмотрительность при выборе контрагента. Это следует из пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53. К сожалению, ни в одном нормативном документе не говорится, что именно должен сделать налогоплательщик, чтобы проявить должную осмотрительность. На практике первым шагом, как правило, является проверка потенциального поставщика на предмет регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Провести такую проверку можно с помощью сервиса для проверки контрагентов.

Если спор с инспекцией дойдет до суда, факт такой проверки, скорее всего, будет принят в качестве аргумента в пользу налогоплательщика. Так произошло с одной волгоградской компанией, которой «сняли» вычеты НДС по нескольким сделкам с сомнительными поставщиками. Организация продемонстрировала, что еще до заключения договоров наводила справки о данных контрагентах через «Контур.Фокус» и получила подтверждение законной регистрации своих контрагентов и факт их включения в ЕГРЮЛ. Компания выиграла и в первой, и в апелляционной инстанции (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.17 № А12-10631/2017).

В похожей ситуации оказалась компания из Челябинской области. Правда, сначала она потерпела поражение в суде и проиграла апелляцию. Но Арбитражный суд Уральского округа отменил эти решения и направил дело на новое рассмотрение. Одним из доводов, который, по мнению судей, свидетельствует о невиновности организации, стала предварительная проверка поставщика при помощи сервиса «Контур.Фокус» (постановление АС Уральского округа от 14.09.17 № Ф09-5116/17).

2. Адрес поставщика не является «массовым»

Еще одно проявление должной осмотрительности — это проверка адреса будущего поставщика на предмет «массовой» регистрации. Осуществить ее можно, в числе прочего, с использованием сервиса «Контур.Фокус».

В рамках судебного процесса подобная проверка станет одним из доказательств добросовестности покупателя. Примером является организация из Пензы. Налоговики аннулировали «входной» НДС. На их взгляд, контрагент этой компании отвечал признакам фирмы-«однодневки». Однако, изучив сведения, полученные налогоплательщиком из системы «Контур.Фокус», судьи отклонили все обвинения инспекторов. Среди этих сведений было подтверждение того, что адрес регистрации поставщика не относится к «массовым». Похожую проверку провели и в отношении директора и учредителя, которые также оказались не «массовыми» и не были дисквалифицированы. Плюс к этому, посредством «Контур.Фокуса» налогоплательщик установил, что у поставщика отсутствовала задолженность по исполнительным производствам (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.17 № А49-1953/2017).

3. Поставщик участвует в тендерах по госзакупкам

Нередко налоговики объявляют сделку сомнительной, потому что, с их точки зрения, компания-поставщик не ведет реальной деятельности. В такой ситуации покупателю приходится убеждать судей, что контрагент участвовал в других, заведомо реальных сделках. Очень высоки шансы на успех у тех покупателей, чьи поставщики принимали участие в торгах по госзакупкам и выигрывали их. Очевидно, что обвинять таких контрагентов в фиктивности по меньшей мере абсурдно.

Подтвердить, что поставщик выполнял государственные или муниципальные заказы, можно при помощи сервиса «Контур.Фокус». В арбитражной практике есть много примеров того, как подобные доказательства помогали налогоплательщикам одержать победу над ИФНС (см., например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.17 № А60-16847/2017, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.09.17 № А19-287/2017 и Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.17 № А60-57681/2016).

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

4 195
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер