Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля

Работа с первичными документами: как организовать передачу документов при удаленном бухгалтерском обслуживании

Работа с первичными документами: как организовать передачу документов при удаленном бухгалтерском обслуживании

Современные обслуживающие бухгалтерии все чаще переходят на дистанционную работу с клиентами (об этой  модели обслуживания см. «Оказание бухгалтерских услуг: как увеличить прибыль с помощью дистанционной работы»). Соответственно, у них возникает вопрос о том, как наиболее эффективно организовать передачу «первички» от клиента бухгалтеру-аутсорсеру. Всего 5 лет назад альтернатив не было: бумаги привозили в офис лично или отправляли по почте. И тот и другой способ требовал от клиента определенных затрат, в результате чего передача «первички» часто откладывалась до последнего момента. Современные технологии позволяют решить эту проблему на принципиально ином уровне. В настоящей статье эксперты сервиса «Контур.Бухгалтерия» расскажут о том, как упростить передачу «первички» при удаленном бухгалтерском обслуживании и минимизировать риски, связанные с потерей оригиналов документов. 

Сложности традиционной передачи «первички»

Традиционно клиенты передают удаленному бухгалтеру бумажные оригиналы первичных документов или их копии. Но этот способ связан с определенными ограничениями и рисками.

Начнем с того, что доставка «бумажных» документов может быть не только долгой, но и довольно затратной. Оплата курьера или почтовых расходов на пересылку бумаг увеличивает стоимость бухгалтерского обслуживания для клиента. А у бухгалтерской фирмы, которая получила «первичку», в свою очередь, возникает задача по хранению бумаг. Для этой цели приходится выделять офисные площади и оборудование, то есть нести определенные затраты.

Систематизация «бумажных» документов, переданных клиентом, становится еще одной заботой бухгалтерской фирмы. Аутсорсер должен следить за полнотой полученной «первички». Кроме этого необходимо установить оптимальный способ хранения бумаг, чтобы в случае налоговой проверки иметь возможность в сжатые сроки найти и представить большой объем документов.

При этом риск остаться без оригиналов «первички», которая хранится в обслуживающей бухгалтерии, настораживает многих бизнесменов. Такая неприятность может случиться при разногласиях с бухгалтерской фирмой (например, по поводу оплаты услуг) или в случае форс-мажора.

Также отметим, что отражение в учете данных из «бумажных» первичных документов — рутинная работа, отнимающая много времени, особенно в том случае, если названия в накладных непонятны бухгалтеру. Приходится каждый раз проверять, отвечает ли документ требованиям закона, проставлены ли в нем все реквизиты и подписи. Оперативное выставление счетов и закрывающих документов тоже становится головной болью аутсорсеров. Многие владельцы малого бизнеса требовательны в этом вопросе, так как от скорости выставления документов часто зависит их доход.

Как сэкономить на бумаге и улучшить отношения с клиентом

Чтобы сберечь время, деньги и даже офисное пространство, следуйте принципу: все, что можно перенести в электронно-цифровой вид, — переносите. От бумажных документов можно отказаться частично или полностью. Тогда не придется тратить время на разбор бумаг и не понадобится выделять место под архив (а это деньги, сэкономленные на аренде помещения и оборудовании).

Другой, не менее важный принцип: все, что можно автоматизировать, — автоматизируйте. Механическую работу по разнесению данных из банковской выписки или заведению накладных от поставщиков компьютерная программа сделает качественнее и быстрее. Современные бухгалтерские сервисы помогают систематизировать передачу, размещение документов и их поиск в файлохранилище. В таком сервисе можно прикрепить скан к заведенному электронному документу и легко найти этот документ при налоговой проверке. Удаленному бухгалтеру становится проще следить за списком недостающей «первички», закрытием сделок, оплатой и документами по ним.

Рассмотрим, что надо сделать для того, чтобы организовать эффективный процесс работы с «первичкой».

1. Дайте клиенту право создавать документы

Современные владельцы и руководители бизнеса любят свободу действий и не любят ждать: если договоренность о сделке достигнута в воскресенье, то предприниматель захочет выставить счет сразу, не дожидаясь понедельника. Бухгалтерские программы и сервисы позволяют передать ИП или директору компании полномочия по выставлению счетов. На счете, составленном с помощью такого сервиса, автоматически проставляются логотип, печать и подписи ответственных лиц; из программы документ направляется контрагенту по электронной почте.

Также клиенту можно передать права на занесение в программу накладных, актов и счетов-фактур. Это удобно и выгодно всем: бухгалтерская компания тратит меньше времени на обслуживание, а клиент не привязан к рабочему графику бухгалтера.

Елена Спирова, финансовый директор аутсорсинговой компании ООО АК «ЮрфинэкС»:

— По договоренности с клиентом все накладные на реализацию вносит в программу сотрудник клиента. Это очень удобно: не тормозится выписка документов, программа сразу ставит на документах оттиск печати, и клиент непосредственно из программы отправляет документы своему покупателю. Скорость выписки документов означает скорость оплаты от покупателей. При этом прямо в программе можно делать сверки расчетов и видеть информацию по дебиторке. В итоге клиент не беспокоит нас по таким вопросам. Мы тоже видим итоговые данные, не теряем время на внесение сведений из документов, что, соответственно, исключает ошибки с нашей стороны. В «Контур.Бухгалтерии» простые отчеты. Они удобны именно для директора, так как формируются без бухгалтерской информации (счет, субконто, субстатьи и т.п.).

2. Настройте интеграцию с банками

Участок работы, который точно нужно автоматизировать, — это разнесение данных из банковской выписки. Автоматическая выгрузка выписки из клиент-банка позволяет бухгалтеру не создавать каждую операцию отдельно. Ему остается лишь контролировать правильность заполнения.

Процесс получения самой выписки — автономный и безопасный. Клиенту не нужно выгружать и передавать выписку бухгалтеру: интеграция с банками позволяет все делать в автоматическом режиме. Удаленный бухгалтер, в свою очередь, не может провести ни один платеж — только сформировать платежки и отправить их в интернет-банк клиента для подписания.

3. Организуйте передачу «первички» через бухгалтерский сервис

Чтобы не терять и не дублировать документы, организуйте их пересылку через единый канал — бухгалтерский сервис. Например, в сервисе «Контур.Бухгалтерия» для этой цели реализован подключаемый чат, в котором клиент может общаться с удаленным бухгалтером и пересылать сканы документов. Переданные копии можно выгрузить, провести в учете и прикрепить к операциям в программе. Благодаря этой функции, легко отслеживать, каких документов не хватает, а что уже передано и проведено в учете.

Система распознавания накладных — еще один инструмент, избавляющий от рутинной работы. Система сама определяет номенклатуру, количество, цену товаров. Если возникли какие-то сомнения в правильности распознавания информации, система обратит на это внимание бухгалтера.

4. Помогите клиенту перейти на электронный документооборот

Электронный документооборот (ЭДО) полностью исключает обмен «бумажными» документами с контрагентами.  Это относится не только к накладным, актам, счетам-фактурам или УПД, но и к письмам, договорам, счетам, то есть к любым документам, которые составляются при общении с покупателями или поставщиками. Чтобы стороны могли обмениваться юридически значимой электронной «первичкой», они должны иметь электронные подписи и заключить соглашение о передаче документов в электронном виде. Обмен документами происходит через специальную систему с участием оператора ЭДО (например, систему «Диадок»).

Электронный документооборот экономит время и деньги владельца бизнеса, а для бухгалтера-аутсорсера важно, что эта система позволяет работать с документами 24 часа в сутки и без привязки к офису. Все документы хранятся на серверах оператора ЭДО, и эти документы можно легко найти при налоговых проверках. Электронный архив защищен, его нельзя потерять или уничтожить.

Еще один важный момент: исключены расхождения при сверке с контрагентом, так как работа происходит с одним и тем же документом, подписанный экземпляр которого изменить уже нельзя. Также исключены ошибки, возникающие при обработке «первички», ведь документы не нужно заносить в учет вручную — в системе ЭДО это делается моментально с помощью пары кликов.

Татьяна Скуратова, руководитель консалтинговой группа «Бизнес Онлайн»:

— «Диадок» — это отличный способ своевременного получения большей части «первички». Мы стараемся предоставить всем клиентам возможность работать в системе «Диадок», тем более что она включена во все тарифы сервиса «Контур.Бухгалтерия», которым пользуются наши клиенты. Нужно только сделать пару кликов для настройки.

Также см. «Как подписывать электронную «первичку» и как делегировать право её подписания».

Как убедить клиента работать с электронными копиями

Не все клиенты легко соглашаются на предложение бухгалтера использовать в работе только электронные копии документов (то есть документы, оригиналы которых составлены на бумаге, а отсканированные копии переданы бухгалтерской фирме). Но есть аргументы, которые помогут убедить директора или предпринимателя в том, что это выгодно.

Оригиналы хранятся в надежном месте

Обратите внимание клиента на то, что по закону ответственность за наличие учетных документов лежит на руководителе компании или на предпринимателе. Поэтому клиент должен быть заинтересован в том, чтобы бумажные оригиналы «первички» находились у него в офисе. Бухгалтерская фирма, со своей стороны, может составить для него инструкцию по хранению первичных документов.

Также см. «Сколько времени надо хранить документы» и «Памятка по правилам хранения и уничтожения бухгалтерских документов».

Елена Спирова, финансовый директор аутсорсинговой компании ООО АК «ЮрфинэкС»:

— Нужно пояснить клиенту, что его документы — это только его документы. Ответственность за их наличие и сохранность всегда несет директор организации, и отдавать кому-либо оригиналы документов (даже если это прописано в договоре) не совсем верно. В случае утери документов клиент может компенсировать свой коммерческий риск в том размере, который прописан в договоре. При этом он не освобождается от обязанности восстановить «первичку». А эта процедура требует определенного времени, которого может уже и не быть. В итоге финансовые потери могут быть значительно больше, чем компенсация от фирмы за утерю документов.

Высокая оперативность

Объясните клиенту плюсы совместной работы. Удаленный бухгалтер не всегда имеет возможность выставлять счета по запросам клиента в нерабочее время (например, в выходные дни или после окончания рабочего дня). Директор вполне может сам отправлять своим контрагентам счета или составлять акты. При этом он не зависит от рабочего графика бухгалтерской фирмы.

Светлана Шевелева, директор бухгалтерской фирмы ООО «Контакт»:

— Наш основной клиент — это «гаджетный» директор, который вовлечен в бухгалтерию. Он сам выставляет счета, составляет акты, может посмотреть выписку банка. Как показала практика, наиболее успешными и долгосрочными бывают отношения с теми клиентами, которые сами работают в бухгалтерском сервисе и одновременно могут контролировать работу бухгалтера. Такой директор воспринимает эту возможность как неотъемлемую часть сервиса при удаленном бухгалтерском обслуживании. Для клиента этот вариант работы удобен еще и тем, что он не зависит от бухгалтера.

Справедливая цена

Предложите снизить плату за обслуживание тем клиентам, которые сами работают в учетной программе и заводят документы. Малый и микро-бизнес вынужден эффективнее распоряжаться ресурсами, поэтому многие клиенты согласятся на это предложение.

Защита от санкций

Разъясните клиенту, что ваша забота о наличии подтверждающих документов — это, прежде всего, страховка от претензий и штрафов со стороны налоговой инспекции. Своевременное и корректное отражение в учете необходимых данных заметно сокращает риски проверок и снижает налоговую нагрузку. Решить эту задачу гораздо проще, если первичные документы передаются в электронном виде с помощью бухгалтерского сервиса.

В заключение еще раз отметим, что автоматизация передачи и учета «первички» помогает аутсорсеру экономить время и деньги. Из-за высокой конкуренции бухгалтерским компаниям приходится повышать эффективность бизнес-процессов и увеличивать число клиентов. Облачные сервисы позволяют максимально упростить и систематизировать работу с первичными документами, а это, в свою очередь, дает аутсорсеру существенное преимущество на рынке бухгалтерских услуг.

5 437
закрыть