Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
Бесплатный вебинар для бизнеса на ЕНВД или патенте Переход на онлайн-кассы 2018

Материалы по теме
31 октября
Нечестные торги: какие схемы применяют мошенники в ходе госзакупок и что делать добросовестным поставщикам
20 октября
За что участника госзакупок могут включить в реестр недобросовестных поставщиков
11 октября
Антидемпинговые меры в госзакупках: какие условия должен выполнить участник торгов, который предложил очень низкую цену

Госзакупки по 44-ФЗ: как участнику торгов пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу

9 ноября 2017

Участник торгов, чьи права были нарушены, может пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу. Жалобы подают по различным поводам: отказ в аккредитации на электронной торговой площадке, неясные формулировки в конкурсной документации, необоснованное отклонение заявки на участие и проч. Если жалоба составлена правильно, ФАС обязана ее принять и вынести решение в определенный срок. Наша статья поможет разобраться, куда и каким образом направить жалобу, и какие сведения в ней указать.

Сроки подачи жалобы

Сразу скажем, что подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) можно до тех пор, пока заказчик не подписал контракт с победителем торгов. После подписания контракта любые претензии участников закупки рассматриваются только в арбитражном суде.

Сроки подачи жалобы в ФАС зависят от того, что послужило поводом для жалобы, и на кого именно жалуется поставщик (см. табл.).

Таблица

Сроки, отведенные участникам торгов для подачи жалобы в ФАС

  • Повод для жалобы
  • На кого жаловаться
  • Сроки подачи жалобы
  • необоснованное отклонение заявки на аккредитацию на электронной торговой площадке (ЭТП)
  • несоблюдение сроков аккредитации на ЭТП

на оператора ЭТП

до подписания контракта

  • изъяны в документации по закупке (например, неясные формулировки)
  • изъяны в содержании проекта контракта (например, нереальные сроки исполнения)

на заказчика

до окончания срока подачи заявок

  • необоснованное отклонение заявки
  • изъяны в содержании протоколов заседаний комиссии
  • сговор заказчика с победителем (при наличии доказательств)

на заказчика

в течение 10 дней с момента публикации протокола конкурса или аукциона;

в течение 7 дней с момента публикации протокола запросов и котировок

  • «зависание» площадки во время проведения электронного аукциона
  • неточности в протоколах электронного аукциона

на оператора ЭТП

в течение 30 дней со дня обжалуемых действий

Куда подавать жалобу

Жалобу на операторов ЭТП нужно подавать в центральный орган ФАС.

Жалобу на заказчика нужно подавать в территориальный орган, то есть управление ФАС того региона, в котором находится заказчик.

Если поставщик одновременно жалуется на заказчика и на оператора ЭТП, то жалобу нужно подавать в управление ФАС того региона, в котором зарегистрирована ЭТП.

Подготовка к подаче жалобы

Прежде, чем подать жалобу, нужно убедиться, что аналогичную жалобу на те же действия заказчика или ЭТП не подал другой участник закупки. Дело в том, что ФАС принимает только первую из жалоб, а последующие не рассматривает. Увидеть все поданные жалобы можно в Единой информационной системе (ЕИС), в базе решений ФАС, а также в сервисе «Контур.Закупки».

В «Контур.Закупках» поставщик (подрядчик, исполнитель) также может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). При этом можно включить фильтр, отбирающий тендеры для малого и среднего бизнеса. После настройки поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Содержание жалобы

Сведения, которые необходимо указать в жалобе, перечислены в статье 105 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). К таким сведениям относится:

  • информация о лице, на которое подается жалоба (заказчик, оператор площадки, уполномоченный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, телефон;
  • информация о заявителе: наименование и место нахождения для организаций, ФИО и место жительства для физических лиц, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс;
  • номер закупки (кроме жалоб на отказ в аккредитации на ЭТП);
  • обжалуемые действия, доводы и доказательства жалобы;
  • полный перечень документов, прилагаемых к жалобе.

Кроме того, в жалобе можно указать результат, на который рассчитывает поставщик. Это может быть, к примеру, внесение изменений в документацию по закупке, отмена закупки, отмена протокола рассмотрения заявок или приостановление заключения контракта с победителем торгов.

Как направить жалобу

Участник торгов может направить жалобу по почте. При этом нужно учитывать одну важную деталь: датой подачи считается дата, когда жалоба поступила в ФАС, а не в почтовое отделение. Следовательно, отправить письмо лучше заблаговременно, чтобы жалобу не вернули из-за пропущенного срока.
Также жалобу можно передать лично, вручить курьеру под расписку, либо направить по электронной почте. В последнем случае файл должен быть подписан квалифицированной электронной подписью.

Когда ФАС примет решение

В течение двух рабочих дней комиссия должна решить, принять или отклонить жалобу. Если жалобу примут, то в течение следующих трех рабочих дней комиссия примет решение по существу. Данное решение разместят в реестре жалоб на ЕИС и разошлют всем заинтересованным участникам. Найти жалобу в реестре можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту или номеру жалобы, либо по номеру извещения о закупке.

Почему жалобу могут не принять

Комиссия вправе не принять жалобу по одной из следующих причин:

  • несоответствие требованиям, установленным Законом № 44-ФЗ;
  • отсутствие подписи (либо подпись поставлена лицом, полномочия которого не подтверждены документально);
  • истечение срока, отведенного для подачи жалобы;
  • аналогичная жалоба уже была подана другим участником закупки.

Если жалобу не приняли, участник может устранить все недочеты и подать ее повторно. Есть и другой вариант — оспорить отклонение жалобы в суде.

Если жалобу признали обоснованной

В случае, когда жалоба принята и признана обоснованной, в ЕИС вместе с решением опубликуют и предписание. Вот примеры предписаний: внести изменения в закупочную документацию, отменить протокол подведения итогов, аннулировать результаты конкурсной процедуры и проч.

Однако если комиссия пришла к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на исход торгов, или контракт с победителем уже заключен, предписания не будет.

Если жалобу приняли, но признали необоснованной, то в Единой информационной системе (ЕИС) опубликуют решение без предписания. В решении должны быть указаны ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Это решение поставщик сможет обжаловать в суде в течение трех месяцев.

Обратите внимание: для работы системе ЕИС, а также для участия во многих видах закупок необходима специальная электронная подпись.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер