Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Да, это новый Бухонлайн! Что поменялось

Госзакупки: кто может стать поставщиком и как это сделать

Елена Маврицкая, 13 августа

Участие в торгах по госзакупкам — это хорошая возможность получить новые заказы и расширить клиентскую базу. С начала 2017 года федеральные, региональные и муниципальные заказчики разместили более 1,6 миллиона извещений о предстоящих закупках на сумму более 3,45 триллионов рублей. Выбор поставщиков и заказчиков происходит на конкурентной основе, что обеспечивает равные шансы для всех претендентов. Мы подготовили обзорную статью, которая дает общее представление о том, как проводятся торги по госзакупкам. Последующие материалы будут посвящены деталям и нюансам контрактной системы.

Для чего создана система госзакупок

Время от времени все государственные и муниципальные организации, органы власти и бюджетные учреждения закупают для своих нужд товары, либо заказывают работы или услуги. По закону данные структуры не вправе обратиться к первому попавшемуся поставщику или подрядчику. Каждая госзакупка должна быть запланирована, обоснована и выставлена на торги. Потенциальные поставщики и подрядчики участвуют в торгах, по итогам которых выявляется победитель, предложивший самые выгодные условия поставки. С победителем заключают контракт, и только после этого он становится поставщиком для той или иной бюджетной структуры.

Система госзакупок (ее также называют контрактной системой) обеспечивает добросовестную конкуренцию среди претендентов в поставщики. Кроме того, такая система позволяет всем желающим получить информацию о торгах, победителях и заключенных контрактах. Наконец, благодаря контрактной системе государство контролирует процесс выбора поставщиков с целью пресечения предвзятости и коррупции со стороны госструктур.

Какими законами регулируются госзакупки

На сегодняшний день принято два закона, регулирующих государственные закупки. При этом каждая закупка совершается в рамках либо одного, либо другого закона.

Если государственное или муниципальное учреждение приобретает товар, работу или услугу за счет бюджетных средств, такая закупка происходит в рамках Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ).

Если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, такая закупка регулируется Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ). Этот же закон действует и в случае, когда в роли покупателя или заказчика выступает госкомпания с долей участия государства выше 50%, либо ее «дочка» или «внучка». Закон № 223-ФЗ также применяется в случаях, когда товары работы или услуги приобретаются субъектами естественных монополий (нефтегазовыми компаниями, РЖД и проч.) или организациями, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение).

У каждого из двух указанных законов есть своя специфика. Основное отличие в том, что Закон № 44-ФЗ регулирует все этапы сделки, тогда как Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы. Информация о том, какой именно закон действует в отношении той или иной закупки, размещена в свободном доступе. Благодаря этому каждый поставщик или подрядчик может заранее изучить все нюансы и лучше подготовиться к торгам.

Какие поставщики и подрядчики могут участвовать в торгах

Согласно статье 31 Закона № 44-ФЗ поставщиком может стать любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), если оно:

  • не находится в процессе банкротства или ликвидации;
  • деятельность не приостановлена;
  • не имеет задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет;
  • не имеет непогашенной или неснятой судимости по преступлениям в сфере экономики;
  • не аффилирован с заказчиком;
  • не является оффшорной компанией;
  • в течение двух предшествующих лет не привлекалось к административной ответственности на основании статьи 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Заказчик вправе установить дополнительное условие — чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков (его ведет Федеральная антимонопольная служба).

Закон № 223-ФЗ позволяет заказчикам устанавливать собственные требования к поставщикам и подрядчикам. Эти требования должны быть прописаны в положении о закупке, принятом данным заказчиком, и размещены в свободном доступе (часть 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Как проходят торги

Госзаказчик формирует извещение о закупке, то есть делает объявление о том, что он намерен проводить отбор поставщика. Извещение размещается в Единой информационной системе (ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru.

Многие опытные поставщики пользуются для поиска информации специальным веб-сервисом «Контур.Закупки». В сервисе можно искать закупки по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику. Но самое главное — в «Контур.Закупках» поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы. Такие уведомления позволяют поставщику принимать решения об участии в торгах раньше конкурентов.

Извещение заказчика содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться, и сведения о госзаказчике. Также в извещении указана начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику. Подразумевается, что в процессе торгов претенденты будут предлагать более низкую стоимость контракта, и выиграет, скорее всего, тот, чья цена окажется меньше других. Помимо этого, в извещении о закупке госзаказчик указывает способ ее проведения: аукцион, конкурс, и т.д. Некоторые способы являются электронными, другие относятся к «бумажным».

Поставщики и подрядчики, желающие побороться за контракт, подают свои заявки на участие в торгах. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении. В любом случае к заявке прикладываются определенные документы: сведения об ИНН, справка об отсутствии задолженности перед бюджетом и проч.

Далее проходят сами торги, которые, по сути, сводятся к рассмотрению заявок и выбору наилучшего претендента. Занимается этим закупочная комиссия, которую создает госзаказчик. По итогам торгов объявляют победителя, с которым заключается контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги.

Какие финансовые вложения нужно сделать для участия в торгах

Участие в торгах требует от поставщиков и подрядчиков определенных денежных вложений. Во-первых, в момент подачи заявки в большинстве случаев необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Практика показывает, что чаще всего заказчик утверждает обеспечительный платеж в размере 5% от НМЦ. Если претендент проигрывает торги, данную сумму он получает обратно в течение одного или пяти рабочих дней — в зависимости от способа проведения торгов. Победитель тоже получает деньги назад после подписания контракта.

Во-вторых, поставщик, признанный победителем, обязан внести еще один обеспечительный платеж. Его величину устанавливает заказчик в следующем диапазоне: от 5% до 30% НМЦ при сумме контракта не более 50 миллионов рублей, и 10% до 30% при сумме контракта свыше 50 миллионов рублей. В определенных случаях вместо данного платежа можно предоставить банковскую гарантию. Если победитель торгов в полном объеме выполнит все условия контракта, обеспечительный платеж ему вернут. Сроки возврата законом не регулируются. Каждый заказчик устанавливает их на свое усмотрение и прописывает в извещении о закупке.

Добавим, что для участия в торгах, которые проводятся в электронном виде, понадобится электронная подпись. С ее помощью поставщик или подрядчик сможет подписать заявку на участие и ряд других электронных документов.

Когда поставщик получит деньги от заказчика

Для госзакупок, совершенных в рамках Закона № 44-ФЗ, срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Если поставщик относится к субъектам малого предпринимательства или к социально ориентированным некоммерческим организациям, то срок оплаты контракта уменьшается до 15 рабочих дней.

Закон № 223-ФЗ дает заказчикам право установить свои сроки оплаты контракта. Эти сроки должны быть прописаны в положении о закупке, принятом данным заказчиком, и размещены в свободном доступе (часть 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Куда пожаловаться, если права нарушены

Проигравший участник торгов может счесть, что его права были нарушены. Причиной для такого вывода могут стать необоснованное, на его взгляд, отклонение заявки на участие, несправедливый выбор победителя и проч. Чтобы отстоять свои права, можно обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Если она вынесет решение, которое не устроит участника торгов, ему следует подать иск в арбитражный суд.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

762
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер