Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля

Госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: как оформить банковскую гарантию по новым правилам

Госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: как оформить банковскую гарантию по новым правилам
Елена Маврицкая, 5 декабря 5 декабря 2018

В сфере госзакупок, которые проводятся на основании законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ, происходят очередные изменения. На этот раз они связаны с обеспечением участия в закупках. Мы уже публиковали материал, посвященный гарантийным платежам и банковским гарантиям (см. «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). А сегодня расскажем о новых правилах в обеспечении заявки и о новом перечне банков, выдающих гарантии. Также остановимся на том, какие документы нужно подготовить для получения гарантии, и какие меры принять, чтобы не опоздать с получением.

Новые правила для обеспечения заявки

Сейчас по общему правилу банковскую гарантию для обеспечения заявки можно предоставить только в закупах, которые проводятся в бумажной форме. Поскольку закрытые аукционы и конкурсы еще недавно были исключительно «бумажными», участники этих закупок могли воспользоваться банковской гарантией. А вот для участников электронного аукциона гарантия была невозможна.

Но ситуация меняется. Начиная с июля 2018 года, заказчики вправе проводить открытый конкурс, двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием как в бумажной, так и в электронной форме. А с января 2019 года указанные процедуры в обязательном порядке будут электронными (часть 43 ст. 112 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Означает ли это, что со следующего года участники таких закупок лишатся возможности обеспечить заявку при помощи банковской гарантии?

Нет, не означает. Запрет на привлечение гарантии будет действовать, но продлится недолго — по 30 июня 2019 года включительно. Начиная с 1 июля 2019 года, поставщики, подающие заявки на участие в открытом конкурсе, двухэтапном конкурс и конкурс с ограниченным участием (все в электронной форме), а также на участие в электронном аукционе смогут вместо «живых» денег предоставить гарантию банка (часть 52 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

В обеспечении контракта все по-прежнему

Что касается обеспечения контракта, то здесь никаких новшеств нет. Как и прежде, все победители закупки независимо от формы торгов могут выбирать, каким способом вносить обеспечительный платеж: перечислить деньги на счет заказчика или предоставлять банковскую гарантию. Если поставщик выбрал второй способ и получил гарантию, то в случае ненадлежащего исполнения условий контракта ответственность будет нести банк-гарант.

В каких банках можно получить гарантию

Начиная с июня 2018 года, гарантию можно получить в банке, который отвечает требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.18 № 440 (список таких банков опубликован на сайте Минфина России). До июня гарантии выдавали кредитные организации, отвечающие требованиям статьи 74.1 Налогового кодекса.

Какие поставщики могут претендовать на гарантию

По закону претендовать на гарантию могут не все участники, а лишь те, кто соответствует ряду критериев:

  • компания-поставщик не находится на стадии ликвидации, не признана банкротом и ее деятельность не приостановлена;
  • у поставщика нет задолженности по налогам;
  • руководитель и главный бухгалтер не имеют судимости в сфере экономики;
  • в течение последних двух лет руководитель не привлекался к административной ответственности (уголовная не имеет значения);
  • поставщик и заказчик не аффилированы;
  • поставщик обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности;
  • поставщик не является оффшорной компанией.

Кроме того, практически все кредитные организации проверяют финансовое состояние участника торгов, подавшего заявку на предоставление гарантии. Как правило, положительное решение выносят в отношении тех, кто отвечает следующим условиям:

  • поставщик работает на рынке не менее года (иногда требуется более длинный период);
  • отсутствуют убытки за последние два или более отчетных периода (сезонные убытки чаще всего не учитываются);
  • за последние шесть или более месяцев были обороты по расчетному счету;
  • есть опыт в выполнении работ (оказании услуг, поставке товаров), которые необходимы по условиям закупки, есть выигранные тендеры в данной области;
  • поставщик располагает материально-технической базой для выполнения контракта (персонал, материалы, детали, помещения, оборудование и проч.).

Какие документы нужно собрать для получения гарантии

При первом обращении в банк за гарантией придется подготовить полный пакет документов. При повторном обращении достаточно актуализировать ранее представленные сведения.

Содержание полного пакета зависит от кредитной организации. В подавляющем большинстве случаев в него входят уставные, налоговые, бухгалтерские и банковские документы, а также сведения о закупке.

Уставные документы

  • устав;
  • свидетельство о регистрации;
  • решения и протоколы о назначении на должности руководителя и главного бухгалтера;
  • свидетельства о присвоении ИНН и ОГРН;
  • паспорта учредителей;
  • подтверждение права на занимаемое помещение (выписка из росреестра о собственности или договор аренды)

Налоговые и бухгалтерские документы

  • оригинал выписки из госреестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, полученный не более 30 дней назад. При наличии квалицированной электронной подписи выписку можно получить в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Документ, заверенный налоговым инспектором, равнозначен бумажной выписке;

  • многие банки запрашивают справку об отсутствии задолженности по налогам. Ее можно получить в инспекции по месту регистрации, представив туда письменный запрос. Также можно получить справку через личный кабинет налогоплательщика. Инспекция готовит справку 10 дней. Выдают справку всегда в бумажном виде, даже если заявление подавалось в электронной форме;
  • для предпринимателей на общей системе налогообложения — декларация по форме 3-НДФЛ (чаще всего за последний год);
  • для компаний на общей системе налогообложения — декларации по налогу на прибыль и НДС (чаще всего за последний год);
  • для поставщиков на упрощенной системе налогообложения — декларация по УСН (чаще всего за последний год);
  • бухгалтерская отчетность (баланс и отчет о прибылях и убытках) за последний год.

Банковские документы

Если заявка на предоставление гарантии подана не в тот банк, где у поставщика открыт  расчетный счет, банк может затребовать:

  • справку об открытых счетах из «своего» банка;
  • оборотно-сальдовую ведомость по счету 51 «Расчетные счет» помесячно за последние полгода или год.

Закупочные документы

  • проект контракта с приложениями;
  • справка о технических и кадровых ресурсах поставщика;
  • описание того, как поставщик планирует выполнить контракт.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, подключите сервис «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Что делать победителю, чтобы не опоздать с заявкой

При первом обращении в банк оформление гарантии занимает от 3-х до 7-ми дней, при повторном — 2-3 дня. Победитель, выигравший торги, далеко не всегда успевает уложиться в этот срок, чтобы получить гарантию на обеспечение контракта. Риск опоздания особенно велик, когда указанный период приходится на праздники. В случае, если поставщик не успеет оформить гарантию, он потеряет заказ, и вернуть его вряд ли удается даже через суд.

Поэтому самое лучшее — оформить предварительную заявку на получение гарантии до того, как одержана победа в торгах. Многие кредитные организации на своих сайтах принимают предварительные заявки с прикрепленными к ним электронными документами.

Есть и еще один способ, позволяющий избежать опоздания. Это лимит, заранее установленный в банке. Такие лимиты, как правило, дают те банки, в которых у участника торгов открыт расчетный счет. Банк без спешки рассматривает документы и на год или два одобряет лимит на банковскую гарантию в определенной сумме. В течение этого времени поставщик, победивший в тендере, может воспользоваться гарантией без рассмотрения заявки.

Также ускорить получение гарантии можно при помощи квалифицированной электронной подписи. Если поставщик ее оформит, то весь документооборот с банком будет происходить в электронном виде, то есть гораздо быстрее. Сама гарантия тоже будет предоставлена в электронном виде.

335
закрыть