Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Отправить Регистрация
Восстановление пароля

За что штрафуют магазины: решения судов по нарушениям в сфере торговли

За что штрафуют магазины: решения судов по нарушениям в сфере торговли
11 октября 2019

Вопросы об ответственности торговых организаций довольно часто становятся предметом рассмотрения судов. Мы подобрали наиболее интересные дела, которые были изучены арбитражными судами округов и Верховным судом РФ с марта по сентябрь 2019 года. Вот некоторые вопросы, на которые ответили судьи. Сколько вывесок должно быть в магазине? Где нельзя размещать уголок потребителя? Что будет, если контролеры не обнаружат ценники на алкогольную продукцию? За какие «торговые» нарушения организация может быть ликвидирована?

Вывеска и реклама на фасаде магазина

Если расширить известное выражение о том, что театр начинается с вешалки, то можно сказать, что магазин начинается с вывески. Отсутствие или неудачное расположение вешалок в театре может привести к недовольству зрителей, а вот ошибки, допущенные при размещении вывески, грозят торговой организации штрафом до 40 тыс. рублей. Таков максимальный размер санкции, которая предусмотрена частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ.

Данный штраф налагается как за отсутствие вывески, так и за неверное оформление. Напомним, что вывеска должна содержать информацию о фирменном наименовании торговой организации, месте ее нахождения и режиме работы магазина (ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). При этом нужно учитывать, что если в магазине есть несколько входов, то возле каждого из них надо расположить вывеску. Объяснение простое — потребитель должен иметь возможность получить всю необходимую информацию при входе в объект торговли с любой стороны (определение Верховного суда РФ от 12.04.19 № 305-ЭС19-4019).

Зачастую на фасаде здания помимо вывески можно увидеть рекламную информацию о товарах и услугах магазина. Здесь нужно учитывать, что размещать подобные сведения допустимо только на основании разрешения, полученного от соответствующего органа власти. Это правило актуально и в том случае, когда здание, на котором располагается реклама, находится в собственности владельца магазина. При этом не имеет значения, какой объект будет рекламироваться, и каково устройство рекламной конструкции. Разрешение требуется даже в том случае, если планируется повесить обычную наклейку с рекламой продукции торговой точки (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.07.19 № Ф07-7731/2019). Нарушение порядка согласования при размещении наружной рекламы грозит организации штрафом от 500 тыс. до 1 млн. рублей (ст. 14.37 КоАП РФ).

Уголок потребителя

Размещение вывесок возле всех входов в здание — это не единственная обязанность магазина, связанная с соблюдением «информационных» прав покупателей. Так, в каждой торговой точке необходимо оборудовать так называемый «уголок потребителя». В нем, помимо прочего, следует разместить информацию о продаваемых товарах, и в частности, копии сертификатов, деклараций, санитарных заключений и других документов. При выборе места для расположения уголка потребителя нужно исходить из того, что каждый покупатель в любой момент времени должен иметь свободный доступ к соответствующему стенду. Поэтому размещать его за стойкой продавца, либо загораживать торговым оборудованием недопустимо. Все это является нарушением, за которое магазин может быть оштрафован в соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ на 10 тыс. рублей (определение Верховного суда РФ от 23.08.19 № 301-ЭС19-13311).

Заметим, что подобный штраф можно получить даже при правильно оформленном уголке потребителя. Речь идет о ситуации, когда продавец оказывает покупателю дополнительные платные услуги (к примеру, в магазине, продающем смартфоны, могут установить программное обеспечение, провести настройку, наклеить защитную пленку и т.п.). В этом случае недостаточно будет просто разместить информацию о стоимости и порядке оказания данных услуг на информационном стенде и (или) на сайте торговой организации. Перед оплатой допуслуг с покупателя нужно взять письменное согласие на получение каждой дополнительной платной услуги, которая оказывается при продаже товара. Иначе магазин может быть оштрафован (определение Верховного суда РФ от 06.09.19 № 308-ЭС19-14246, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.07.19 № Ф09-4099/19).

Контрафактная продукция

Как показывает практика, значительное количество «торговых» нарушений, выявляемых при проверках контролирующими органами, связано с продажей контрафактной продукции. Причем, во многих случаях владелец бизнеса может и не подозревать, что допускает нарушение. В качестве примера приведем дело, рассмотренное Арбитражным судом Московского округа. Магазин был оштрафован на 500 тыс. рублей за то, что использовал при рекламе товаров в торговом зале и на своем сайте футбольную символику, а именно, слова «Чемпионат мира по футболу». Как отметили судьи, это словосочетание является зарегистрированным товарным знаком международной футбольной ассоциации (ФИФА). А значит, использовать его в рекламных целях можно только с разрешения правообладателя. Поскольку магазин такого разрешения не имел, следовательно, в его действиях имелись признаки недобросовестной конкуренции, санкции за которую предусмотрены статьей 14.33 КоАП РФ (постановление от 15.08.19 № Ф05-13171/2019).

Чтобы избежать таких ситуаций, при разработке макетов и текстов рекламных или информационных сообщений для размещения в торговом зале, на вывесках или на сайте магазина, нужно обязательно проверять, не используются ли товарные знаки и символика, принадлежащая другим лицам. Следует учитывать, что неоднократное нарушение этого правила может стать поводом для принудительной ликвидации торговой организации или лишения ИП этого статуса на основании статьи 1253 ГК РФ.

Заметим, что принудительная ликвидация бизнеса по правилам статьи 1253 ГК РФ возможна не только за использование чужих товарных знаков в рекламе, но и за незаконную продажу товаров, на которые нанесены подобные обозначения. При этом размещение товаров в торговом зале, на полках или стеллажах приравнивается к реализации (определение Верховного суда РФ от 02.09.19 № 305-ЭС19-13784).

К счастью, суды подходят к применению данного наказания весьма взвешенно. Арбитры отмечают, что привлечение магазина к административной ответственности за продажу контрафактного товара не является достаточным основанием для ликвидации организации. Нужно также доказать, что своими действиями торговая организация причиняет правообладателям столь значительный ущерб, что предотвратить его увеличение можно только исключив нарушителя из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Поэтому, даже если контролеры обнаружили несколько случаев продажи контрафакта, но каждый из них сам по себе был малозначителен (например, продажа одной единицы товара в розницу), а владельцы товарного знака не заявляли о существенном ущербе, то ликвидировать магазин нельзя. В такой ситуации достаточно выписать штраф за каждый случай продажи контрафакта и изъять указанную продукцию (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.08.19 № Ф09-4138/19).

Сигареты и алкоголь

Торговцам, имеющим в ассортименте алкоголь и сигареты, помимо общих моментов, о которых говорилось выше, нужно учитывать и специальные правила продажи данных товаров.

Так, магазины, расположенные в городах, не могут торговать спиртным, если общая площадь торгового объекта составляет менее 50 кв. метров (в сельской местности запрещено продавать алкоголь, если площадь объекта менее 25 кв. метров). Это одно из лицензионных требований, без выполнения которого нельзя получить разрешение на продажу алкогольной продукции. Однако соблюдать данное ограничение нужно не разово (на дату получения лицензии), а постоянно — все то время, когда магазин планирует продавать спиртное на основании полученной лицензии. Иначе торговой организации грозит штраф в размере 150 тыс. рублей и конфискация продукции на основании части 1 статьи 14.17 КоАП РФ (определение Верховного суда РФ от 15.08.19 № 308-ЭС19-12456).

Поэтому если владелец бизнеса, имея лицензию на продажу алкоголя через определенный магазин, решил сдать часть этого объекта в аренду, субаренду или в безвозмездное пользование, то прежде чем оформлять договор, нужно убедиться, что оставшаяся площадь не окажется меньше 50 кв. метров (25 кв. метров для сельской местности). Обратите внимание, что при подсчете данной площади учитывается не только торговый зал, но и складские помещения. Указанное ограничение по площади торговых объектов не распространяется на торговлю пивом и пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой (п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Следующий момент, который нужно учесть продавцам алкоголя, — оформление ценников на данную продукцию. Отсутствие ценников на «обычные» товары является нарушением правил торговли, за которое предусмотрен штраф для организаций в размере до 30 тыс. рублей (ст. 14.15 КоАП РФ). Но если контролеры не обнаружат ценники на алкогольную продукцию, то штраф возрастет в 10 раз и может сопровождаться конфискацией товара. Дело в том, что в этом случае наказание назначается по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Эта статья специально посвящена нарушениям при продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 27.03.19 по делу № 4а-230/2019).

И в заключение дадим совет владельцам магазинов, торгующих табачной продукцией. Закон запрещает продажу сигарет в торговой точке, расстояние от которой до любого образовательного учреждения составляет менее 100 метров (подп. 2 п. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.13 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»). Данное расстояние измеряется по прямой линии без учета искусственных и естественных преград. Ответственность за правильность определения этого расстояния несет владелец магазина (определение Верховного суда РФ от 21.08.19 № 306-ЭС19-12939).

Поэтому прежде чем вводить в ассортимент табачную продукцию, нужно изучить план местности и схему расположения образовательных учреждений. Также допустимы прямые измерения расстояния с использованием технических средств (в т.ч. современных лазерных дальномеров). А если есть сомнения, желательно привлечь экспертную организацию, которая официально подтвердит, что расстояние от образовательного учреждения до магазина составляет более 100 метров. В противном случае ошибка с измерениями может обойтись торговой организации штрафом в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей  (ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ).