Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
Расчет по страховым взносам сдается до 31 июля

Сдать бесплатно через Контур.Экстерн

31
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Материалы по теме
Вчера
На сумму стипендии, выплачиваемой работнику по ученическому договору, не нужно начислять страховые взносы
24 июля
ФСС утвердил новые формы документов для взыскания недоимок по страховым взносам «на травматизм»
20 июля
Минфин сообщил, на какую дату нужно пересчитать на рубли сверхнормативные суточные в иностранной валюте при расчете взносов

Конфликты между страхователями и фондами: какие решения принимают суды

22 марта 2011

В отношениях между работодателями и внебюджетными фондами много неясных моментов, и решать их зачастую приходится в суде. За последние полтора года ПФР спорил со страхователями в основном из-за штрафов за непредставление персонифицированной отчетности. ФСС – о тарифах на обязательное социальное страхование, о санкциях за несвоевременную сдачу ведомостей 4-ФСС и об оформлении результатов проверки. Мы подобрали наиболее показательные судебные решения, принятые за последние полтора года, и подробно рассказали о каждом из них.

Споры с Пенсионным фондом

Может ли фонд оштрафовать компанию на основании того, что данные ведомости АДВ-11 не совпадают с данными декларации?

Доводы страхователя

Сведения об уплаченных страховых взносах предоставляются на основании данных бухучета, а информация о страховом стаже – на основании приказов и других документов кадрового учета. Это правило закреплено в статье 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ. Таким образом, работники Пенсионного фонда должны сверять цифры, указанные в ведомости АДВ-11, не с данными декларации, а с показателями кадрового и бухгалтерского учета. Несовпадение сведений по форме АДВ-11 с цифрами в декларации – не повод штрафовать страхователя.

Доводы представителей фонда

В ведомости по форме АДВ-11, оформленной страхователем, указана сумма платежей меньшая, нежели в декларации по взносам на обязательное пенсионное страхование. Это свидетельствует о том, что сведения персонифицированного учета, предоставленные предприятием, недостоверны. За данное нарушение страхователь привлечен к ответственности по статье 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Решение суда

Одного лишь сравнения данных ведомости АДВ-11 с цифрами в декларации не достаточно, чтобы признать персонифицированные сведения недостоверными. Учитывая, что ПФР не доказал наличие правонарушения, санкцию необходимо отменить (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.05.10 № А05-17515/2009).

Как рассчитать санкцию за занижение данных персонифицированного учета: исходя из общей величины платежей или только из доначисленной суммы?

Доводы страхователя

Предприятие отчиталось перед Пенсионным фондом, но затем подало корректировку, где сумма платежей была увеличена. Сотрудники ПФР назначили штраф исходя из общей величины взносов. Это незаконно, поскольку санкцию необходимо рассчитывать исходя из разницы между заниженной и правильной суммой.

Доводы представителей фонда

За непредставление сведений индивидуального учета применяется штраф в размере 10 процентов платежей, причитающихся к уплате в ПФР за истекший год (ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ). Отсюда следует, что размер санкции нужно рассчитывать исходя из полной, а не доначисленной суммы взносов.

Решение суда

Согласно позиции Высшего арбитражного суда сумма штрафа определяется от величины платежей только в отношении тех лиц, о которых представлены неполные сведения. Об этом говорится в пункте 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.04 № 79. Соответственно, фонд должен рассчитать санкцию не от всех платежей, а только от заниженной части (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.10 № А27-11281/2009).

От редакции

В арбитражной практике аналогичных дел очень много, и все они неизменно заканчиваются победой страхователи (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 17.12.10 № А65-16594/2010, ФАС Уральского округа от 04.03.09 № Ф09-974/09-С2 и пр.).

Какой штраф полагается за несвоевременное предоставление персонифицированной отчетности: 1 000 рублей или 10 процентов от суммы взносов?

Доводы страхователя

В настоящее время за несвоевременную подачу персонифицированных сведений предусмотрены две санкции. Первая – в статье 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Ее размер составляет 10 процентов от суммы платежей, причитающихся к уплате в ПФР за истекший год. Вторая санкция установлена пунктом 3 статьи 27 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Величина ее равна 1 000 руб. На практике нужно применять штраф, предусмотренный более поздним из законов, а именно Федеральным законом № 167-ФЗ. Значит, размер наказания должен составлять 1 000 руб.

Доводы представителей фонда

Закон № 167-ФЗ закрепляет лишь общую обязанность страхователей предоставлять в ПФР необходимые для персонифицированного учета документы, но не устанавливает порядок и сроки. Между тем порядок и сроки утверждены в статье 11 закона № 27-ФЗ. Следовательно, закон № 27-ФЗ регулирует не общие, а конкретные вопросы и является специальным по отношению к закону № 167-ФЗ. Это означает, что за несвоевременную подачу индивидуальных сведений полагается штраф, предусмотренный законом № 27-ФЗ в размере 10 процентов от суммы платежей за истекший год.

Решение суда

При разрешении споров приоритетное значение имеет Федеральный закон № 27-ФЗ об индивидуальном (персонифицированном) учете. Поэтому сотрудники ПФР правомерно назначили санкцию, указанную в этом законе и составляющую 10 процентов от величины платежей за прошлый год (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.02.10 № А56-49848/2009).

Споры с ФСС

Должно ли предприятие, созданное в ноябре, подтвердить основной вид экономической деятельности до 15 апреля следующего года?

Доводы страхователя

Размер взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний определяется исходя из страхового тарифа. Он в свою очередь зависит от основного вида деятельности. Основным является направление, которое по итогам предыдущего года имело наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции. Для организации, созданной после 1 октября, первым отчетным годом считается период с даты регистрации по 31 декабря следующего года (ст. 14 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Так как компания зарегистрирована в ноябре, она может подтвердить основной вид экономической деятельности не раньше, чем закончится следующий год.

Доводы представителей фонда

Чтобы подтвердить основной вид деятельности, страхователь должен в срок до 15 апреля предоставить в исполнительный орган ФСС ряд документов по предыдущему году. Если компания не сдала вовремя все необходимые сведения, работники фонда относят ее к виду деятельности с наивысшим классом профессионального риска и устанавливают соответствующий тариф. При этом не важно, когда создана организация – до 1 октября предшествующего года или позднее, ведь нормы закона о бухучете нельзя применять к правоотношениям по социальному страхованию. Учитывая, что предприятие не подтвердило основной вид деятельности, ей назначен наибольший из возможных тарифов.

Решение суда

Представителя ФСС руководствовались порядком подтверждения основного вида экономической деятельности (утвержден приказом Минздравсоцразвития от 31.01.06 № 55). В связи с тем, что в данном документе не раскрыто понятие «предыдущий год», необходимо применить нормы закона о бухучете. Согласно им первый отчетный год для компании, зарегистрированной в ноябре, заканчивается 31 декабря будущего года. До окончания этого периода предприятие не должно подтверждать основной вид деятельности (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.09 № А76-16353/2009, оставлено без изменения постановлением ФАС Уральского округа от 09.02.10 № Ф09-187/10-С2).

Вправе ли ФСС направить по почте акт проверки, не сделав попытки вручить его страхователю лично?

Доводы страхователя

Сотрудники фонда провели проверку по взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и составили акт. Порядок привлечения к ответственности в этом случае такой же, как и при налоговых нарушениях (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ). Однако вопреки требованиям пункта 4 статьи 101.4 НК РФ, чиновники не вручили акт лично страховщику, а направили по почте. Организация не получила акт и уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов проверки. В результате представители компании были лишены возможности представить свои возражения, что является нарушением прав страхователя.

Доводы представителей фонда

В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения считается шестой день, считая с даты отправки (п. 4 ст. 101.4 НК РФ). В данной ситуации акт и уведомление направлены почтой, и страхователь получил возможность присутствовать при рассмотрении материалов проверки. Это говорит о соблюдении сотрудникам ФСС порядка, утвержденного Налоговым кодексом.

Решение суда

Направить акт проверки по почте можно только в случае, если нарушитель уклоняется от его получения, при этом факт уклонения должен быть зафиксирован в акте. ФСС не предпринял попытки лично передать акт, поэтому пересылка по почте – это нарушение существенных условий процедуры привлечения страхователя к ответственности. В связи с этим решение по проверке недействительно (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.06.09 № А21-8822/2008).

Должен ли предприниматель отчитываться перед ФСС, если трудовые договоры с наемными работниками расторгнуты?

Доводы страхователя

Понятие «страхователь» определено в статье 3 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Так, страхователем в частности является физическое лицо, которое нанимает лиц, подлежащих обязательному соцстрахованию. Соответственно, предприниматель, расторгнувший трудовые договоры, не считается страхователем и не должен сдавать расчетные ведомости по форме 4-ФСС.

Доводы представителей фонда

Предприниматель заключил трудовые договоры с наемными работниками, и на этом основании зарегистрирован в территориальном отделении ФСС в качестве страхователя. Его обязанностью в числе прочего является сдача отчетности по форме, установленной фондом. За неисполнение данной обязанности полагается штраф.

Решение суда

После расторжения трудовых договоров предприниматель должен был направить в отделение ФСС заявление о снятии с учета. Но сроки направления, равно как и ответственность за их несоблюдение, законом не установлены. Что касается штрафа за непредставление отчетности, то она незаконна в виду утраты статуса страхователя (постановление ФАС Уральского округа от 25.11.10 № Ф09-9364/10-С2).

От редакции

Индивидуальный предприниматель, не принявший на работу сотрудников, должен сдавать персонифицированную отчетность в ПФР. Но сроки предоставления таких сведений для него не установлены. По этой причине фонд не вправе штрафовать за несвоевременную сдачу независимо от даты предоставления отчетов. Суды неизменно это подтверждают (см., например, постановление ФАС Уральского округа 08.04.10 № Ф09-2183/10-С2).

Источник: БухОнлайн.ру

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер