Сдача декларации по налогу на прибыль до 28 марта

Сдать бесплатно через Контур.Экстерн

28
 
Сдача декларации по налогу на прибыль до 28 марта
Сдать бесплатно 28
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
6 июля 2016
Затраты на независимую оценку квалификации работников можно будет учитывать в расходах
18 мая 2016
Минфин: организация не может списать расходы на телефонные переговоры мошенников, которые воспользовались ее телефонной линией
22 января 2016
ФНС: инспекторы не могут отказать в признании расходов, ссылаясь на отсутствие печати в первичных документах

ФАС: расходы на мерчандайзинг учитываются в полном объеме

17 февраля 2009

Затраты на мерчендайзинг и на обучение персонала выкладке товара являются экономически обоснованными. При этом они не относятся к нормируемым расходам на рекламу и учитываются в полном объеме как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. К такому выводу пришел ФАС Центрального округа (постановление от 04.12.08 № А35-6838/07-С21).

Суть конфликта

Инспекция сочла необоснованными затраты компании — более 60 млн. рублей — на оплату мерчендайзинга, а также на обучение персонала выкладке товара. Налоговики сочли расходы экономически необоснованными и доначислили налог на прибыль в размере более 15 млн. рублей, начислили пени и оштрафовали компанию. Организация с решением инспекции не согласилась и обратилась в суд.

Позиция судов

Любопытно, что суд первой инстанции требования компании частично удовлетворил. А именно: отменил доначисление 11 млн. рублей. Признать полностью недействительным решение ИФНС арбитры отказались. Логика судей такова. Затраты компании на мерчендайзинг и обучение персонала правилам выкладки являются экономически обоснованными. Однако их нужно рассматривать как  расходы на иные виды рекламы, не перечисленные в абзацах втором - четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ. А это означает, что расходы на мерчендайзинг и обучение продавцов выкладке можно учесть лишь в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Однако суды апелляционной и кассационной инстанций с выводом о том, что спорные расходы являются иными видами рекламы, не согласились. Арбитры напомнили: мерчендайзинг — это меры, направленные на выкладку товаров на лучших местах в торговом зале, обеспечивающих визуальное выделение продукции и привлечение внимания покупателей, а также определение наилучших мест торговой точки для расположения рекламных плакатов.

Целью выкладки товаров является стимулирование к покупке продукции определенного производителя. Она достигается грамотным расположением товара в месте продажи (учитывается определенная область торгового зала, уровень полок, а также иные факторы). Но, несмотря на то, что выкладка способствует реализации товара конкретного производителя, такие меры нельзя квалифицировать как рекламную деятельность. Дело в том, что реклама должна содержать в себе какие-либо сведения о товаре и формировать интерес к нему. А выкладка товара предполагает размещение в местах продажи самого товара. Никаких дополнительных сведений в результате выкладки товара покупатель не получает. Некоторая информация содержится только на упаковке, но здесь сообщается только о потребительских свойствах товара, его назначении, составе, условиях хранения, дате и месте изготовления. То есть такие сведения не могут признаваться рекламой. Напротив, их  продавец обязан предоставлять в целях обеспечения возможности правильного выбора товара потребителями. Кроме того, согласно ГОСТ Р 51304-99, выкладка товара является частью процесса услуги по продаже товара,  а потому не может рассматриваться как услуга по рекламе. Следовательно, такие услуги учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Суд также высказался о расходах на услуги по оформлению витрин рекламными материалами (они входили в состав услуг по мерчендайзингу). Арбитры указали, что такие затраты относятся к расходам на рекламу и списываются в полном объеме. Ведь оформление витрин прямо названо в абзаце 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ, значит, к иным видам рекламы оно не относится и не нормируется. (Отметим, что это не первое положительно решение — ФАС Поволжского округа разрешил учитывать расходы на мерчендайзинг даже оптовикам, уже реализовавшим свою продукцию торговым точкам). 

Наконец, отметил суд, не может быть признано рекламной деятельностью и обучение торгового персонала основным правилам выкладки. Главный аргумент — эти услуги не соответствуют ни одному признаку рекламы: не содержат в себе информации о товаре, его производителе, рассчитаны на конкретных сотрудников торговой организации (а не на определенный круг лиц). Целью такого обучения является не поддержание интереса к товару, его производителю, а передача сотрудникам новых навыков, которые будут способствовать эффективной реализации товаров. Поэтому расходы на обучение персонала также учитываются в полном объеме.

Источник: БухОнлайн.ру

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер