Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
Отчетность 6-НДФЛ до 31 июля

Сдать бесплатно через интернет

31
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Материалы по теме
10 мая
Какие затраты необходимо нормировать: разъяснения чиновников и выводы судей
6 июля 2016
Затраты на независимую оценку квалификации работников можно будет учитывать в расходах
18 мая 2016
Минфин: организация не может списать расходы на телефонные переговоры мошенников, которые воспользовались ее телефонной линией

ФАС: расходы на мерчандайзинг учитываются в полном объеме

17 февраля 2009

Затраты на мерчендайзинг и на обучение персонала выкладке товара являются экономически обоснованными. При этом они не относятся к нормируемым расходам на рекламу и учитываются в полном объеме как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. К такому выводу пришел ФАС Центрального округа (постановление от 04.12.08 № А35-6838/07-С21).

Суть конфликта

Инспекция сочла необоснованными затраты компании — более 60 млн. рублей — на оплату мерчендайзинга, а также на обучение персонала выкладке товара. Налоговики сочли расходы экономически необоснованными и доначислили налог на прибыль в размере более 15 млн. рублей, начислили пени и оштрафовали компанию. Организация с решением инспекции не согласилась и обратилась в суд.

Позиция судов

Любопытно, что суд первой инстанции требования компании частично удовлетворил. А именно: отменил доначисление 11 млн. рублей. Признать полностью недействительным решение ИФНС арбитры отказались. Логика судей такова. Затраты компании на мерчендайзинг и обучение персонала правилам выкладки являются экономически обоснованными. Однако их нужно рассматривать как  расходы на иные виды рекламы, не перечисленные в абзацах втором - четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ. А это означает, что расходы на мерчендайзинг и обучение продавцов выкладке можно учесть лишь в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Однако суды апелляционной и кассационной инстанций с выводом о том, что спорные расходы являются иными видами рекламы, не согласились. Арбитры напомнили: мерчендайзинг — это меры, направленные на выкладку товаров на лучших местах в торговом зале, обеспечивающих визуальное выделение продукции и привлечение внимания покупателей, а также определение наилучших мест торговой точки для расположения рекламных плакатов.

Целью выкладки товаров является стимулирование к покупке продукции определенного производителя. Она достигается грамотным расположением товара в месте продажи (учитывается определенная область торгового зала, уровень полок, а также иные факторы). Но, несмотря на то, что выкладка способствует реализации товара конкретного производителя, такие меры нельзя квалифицировать как рекламную деятельность. Дело в том, что реклама должна содержать в себе какие-либо сведения о товаре и формировать интерес к нему. А выкладка товара предполагает размещение в местах продажи самого товара. Никаких дополнительных сведений в результате выкладки товара покупатель не получает. Некоторая информация содержится только на упаковке, но здесь сообщается только о потребительских свойствах товара, его назначении, составе, условиях хранения, дате и месте изготовления. То есть такие сведения не могут признаваться рекламой. Напротив, их  продавец обязан предоставлять в целях обеспечения возможности правильного выбора товара потребителями. Кроме того, согласно ГОСТ Р 51304-99, выкладка товара является частью процесса услуги по продаже товара,  а потому не может рассматриваться как услуга по рекламе. Следовательно, такие услуги учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Суд также высказался о расходах на услуги по оформлению витрин рекламными материалами (они входили в состав услуг по мерчендайзингу). Арбитры указали, что такие затраты относятся к расходам на рекламу и списываются в полном объеме. Ведь оформление витрин прямо названо в абзаце 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ, значит, к иным видам рекламы оно не относится и не нормируется. (Отметим, что это не первое положительно решение — ФАС Поволжского округа разрешил учитывать расходы на мерчендайзинг даже оптовикам, уже реализовавшим свою продукцию торговым точкам). 

Наконец, отметил суд, не может быть признано рекламной деятельностью и обучение торгового персонала основным правилам выкладки. Главный аргумент — эти услуги не соответствуют ни одному признаку рекламы: не содержат в себе информации о товаре, его производителе, рассчитаны на конкретных сотрудников торговой организации (а не на определенный круг лиц). Целью такого обучения является не поддержание интереса к товару, его производителю, а передача сотрудникам новых навыков, которые будут способствовать эффективной реализации товаров. Поэтому расходы на обучение персонала также учитываются в полном объеме.

Источник: БухОнлайн.ру

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер