Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Материалы по теме
14 июля
Минфин напомнил, как исчислить НДФЛ при выплате сверхнормативных суточных в валюте
29 июня
Минфин разъяснил как уплачиваются НДФЛ, НДС и налог на прибыль при оплате проезда командированного сотрудника в вагоне повышенной комфортности
26 июня
С помощью посадочного талона, в котором отсутствует штамп о досмотре, нельзя подтвердить расходы на перелет

ФАС: стоимость перелета в командировку чартерными рейсами включается в расходы

6 марта 2009

В Налоговом кодексе нет нормы, которая бы четко оговаривала: учесть в расходах стоимость авиаперевозок можно только при перелетах транспортом общего пользования. Поэтому затраты на перелет в командировку чартерным рейсом компания вправе учесть в расходах. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Московского округа от 26.01.09 №  КА-А40/13294-08.

Суть конфликта

Напомним давнюю позицию Минфина, изложенную в письме от 12.02.04 № 04-02-05/1/13. Затраты организации на фрахт воздушного судна, на котором осуществляется проезд сотрудников к месту командировки и обратно, можно учитывать в расходах на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса при условии, что они документально подтверждены и экономически обоснованы.

Однако на практике налоговики, обнаруживая значительные расходы по фрахтованию самолета по сравнению с обычными расходами на командировки при покупке авиабилетов на регулярные авиарейсы, заявляют, что понесенные затраты экономически неоправданны. С подобной проблемой столкнулась столичная компания, которая, по заявлению инспекции, якобы необоснованно включила в состав расходов затраты на проезд сотрудников к месту командировки и обратно чартерными авиарейсами.

Позиция суда

Отменяя решение инспекции о доначислении налога на прибыль, суд привел следующие аргументы. Первое. В состав прочих расходов включаются расходы на командировки, перечень которых является открытым (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Между тем, Налоговым кодексом не предусмотрена возможность отнесения в состав расходов затрат по авиаперевозкам только при перелетах транспортом общего пользования.

Второе. В оштрафованной компании порядок учета расходов на служебные командировки регулировался Положением (локальный нормативный акт), предусматривающим поездки в командировки чартерными авиарейсами. (Согласно Положению, в случае использования чартера приказ о направлении работника в командировку должен содержать запись «проезд к месту командировки и обратно осуществляется чартерным авиарейсом»). Более того, выяснилось, что чартерные авиарейсы использовались в исключительных случаях — когда на необходимую дату и время не было регулярных рейсов, билетов соответствующего класса. Этот вид транспортного обеспечения объясняется необходимостью оперативного решения задач, а также специфическими маршрутами и сжатыми сроками командировок.

Ссылку налоговой инспекции на отсутствие экономической целесообразности спорных затрат суд отклонил, поскольку Налоговый кодекс не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности (постановление Конституционного Суда РФ от 04.06.07 № 366-О-П). В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск, и вправе самостоятельно оценивать ее эффективность и целесообразность. Арбитры также напомнили разъяснения Пленума ВАС, посвященные необоснованной  налоговой выгоде: обоснованность расходов должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (постановление от 12.10.06 № 53). Между тем, действия налогоплательщиков, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, предполагаются экономически оправданными.

Источник: БухОнлайн.ру

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер